Войти в почту

Из автослесаря в бариста. Возможности для бизнеса на Чукотке

Открыть бизнес на Крайнем Севере сложно. Большая часть проблем связана с логистикой, из-за чего стоимость услуг или продукции может вырастать в разы. Бывшему автослесарю из Анадыря удалось сохранить баланс цены и качества. Евгений Яныгин не побоялся одним из первых взяться за развитие современной кофейни на Чукотке. Сегодня он успешно прививает анадырцам вкус к хорошему кофе. О сложностях и неожиданной помощи в реализации бизнеса в условиях Крайнего Севера — в материале ТАСС. Продуктовый магазин, покарска автомобилей или кофе Идея открыть свой бизнес у Евгения появилась давно, но не было понимания, с чего стоит начать. Заниматься покраской автомобилей, возить запчасти или открыть в небольшом арктическом городке с населением в 15 тысяч человек очередной продуктовый магазин бывшему автослесарю было неинтересно. Год назад круто поменять жизнь ему помог рекламный ролик. Фраза про хороший кофе сохранилась у будущего бизнесмена в памяти надолго. В интернете он нашел сайт Московской школы бариста, где предлагали научить варить вкусный кофе и помочь открыть заведение с нуля. У Евгения и его супруги уже был запланирован отпуск, и, посовещавшись, они решили попробовать. Яныгин приехал в Москву, прошел ускоренный недельный курс обучения, закупил оборудование, кофе и отправил их в Анадырь. На тот момент подобного бизнеса в столице Чукотки еще не было. "Основной акцент в обучении был сделан на том, что собой представляет натуральный хороший кофе. Сортов много, но надо уметь найти лучший по вкусу. Нас учили пробовать кофе на вкус, настраивать оборудование, правильно делать помол. Это было самое важное. У нас отдаленный регион, транспортная схема достаточно сложная, люди пытаются везти в основном в навигацию и запасаться на год. Поэтому кофе давно обжаренный и не очень вкусный. Для меня и сейчас это проблема, я не могу привезти большую партию кофе, а постоянно каждый месяц обновляю запас по 30–40 килограммов, чтобы у меня всегда был свежеобжаренный", — рассказывает Евгений. Начинать было непросто. Сначала нужно было найти подходящее помещение, а стоимость аренды в регионе высокая. Место нашлось в одной из двух местных гостиниц, расположенных в центре города. Хозяин здания пошел навстречу молодому бизнесу, и с собственником удалось договориться на процент от ежедневных продаж. Как оказалось, северная взаимовыручка пришла на помощь бизнесмену не в первый раз. Ставка на качество и сарафанное радио Первоначальный вклад в бизнес составил 700 тысяч рублей — личные накопления Евгения. Деньги ушли на закупку основного оборудования и стартового комплекта — кофе, стаканов, насосов для бутилированной воды. Поначалу ежедневная выручка составляла не больше 2 тысяч рублей, но потом заработало сарафанное радио. "Город небольшой, все сразу узнают о чем-то новом. Один человек зашел, и через полчаса уже все его друзья знают, куда можно прийти. Даже на рекламу тратиться не надо. Тем более я всегда придерживался мнения, что если ты за что-то берешься, то надо делать это хорошо. Я пытался найти хороший кофе, чтобы он был качественным. И сейчас придерживаюсь такой политики, что лучше брать не ценой, а качеством. По отзывам постоянных клиентов, приходящих за кофе в любую погоду — пургу и ветер, продукт хороший и к нему быстро привыкают. Были ситуации, когда меня не было на месте, люди уходили к конкурентам, пробовали там кофе, но возвращались обратно. Они лучше подождут меня десять минут, но выпьют хороший кофе. А поскольку город небольшой, десять минут ожидания достаточно серьезное время", — отмечает бизнесмен. К этому времени в Анадыре работало уже три кофейные точки, причем все они расположились недалеко друг от друга, что для сонного северного городка довольно необычно. Но при этом Евгению удается держать марку заведения, и сейчас число его постоянных клиентов достигло 80 человек, а всего в день к нему заглядывают больше сотни. Также есть доставка по городу. Предприниматель считает, что Анадырь изначально был готов к кофейному буму, однако на рынке не было адекватных предложений. "На момент открытия это была единственная торговая точка в городе, которая предлагала натуральный зерновой кофе навынос. Опасения были, но в городе живет много людей, которые любят кофе. В магазинах представлено много сортов, но люди уже начинают предпочитать более качественный продукт. Они уже не хотят брать растворимый кофе, им надо свежий, натуральный, зерновой или молокосодержащие напитки — моккачино, латте, капучино", — вспоминает Евгений. Начинал предприниматель с десяти видов кофе, среди них эспрессо, американо, капучино, латте, моккачино, раф-кофе, горячий шоколад, какао. В процессе Евгений продолжил экспериментировать, добавил гранатовый кофе, кофе по-бразильски, молочные коктейли, холодные латте и чай. Наценка на кофе была небольшой. По словам Евгения, лучше продать 100 стаканов кофе по 100 рублей, чем 20 по 200. Прибыль с одной порции небольшая, но при этом кофе не будет залеживаться, клиент будет всегда идти. Тем более бизнесмену удалось избежать посредников при закупке сырья, выйдя напрямую на грузовой терминал Внуково, а соответственно, и больших переплат. Ведь при доставке из Москвы переплата за один килограмм груза может составить до 20%. Сейчас предприниматель оформляет документы на возмещение затрат на покупку и доставку оборудования. По личным прогнозам Евгения, его бизнес-проект самостоятельно окупится до конца года. Северная взаимовыручка Сначала предпринимателю предложили перенести точку в новое кафе по соседству, а потом бесплатно открыть еще одну в отделении местного банка. "Когда рядом с моей точкой находился старый ресторан, появился постоянный клиент, я тогда еще не знал, что он работает управляющим в новом отделении одного из банков. Перед открытием офиса ко мне пришли и предложили бесплатно открыть точку для удобства клиентов и сотрудников. Большой плюс — точка "сухая", автономная, не требующая подключения к водопроводу. А затем хозяин нового кафе пригласил переехать к нему и взять на себя часть обязанностей по кафетерию — расчет с клиентами, продажа выпечки. Клиентов стало больше, у них появилась возможность купить кофе и посидеть в кафе, пообщаться. Соответственно, и моя арендная плата снизилась", — рассказывает Яныгин. Еще одна сложность, с которой сталкивается практически любой бизнес на Севере, — поиск кадров. Хотя работа несложная, сказывается северная инертность населения, привыкшего никуда не спешить. Многие не готовы показывать результаты даже за хорошую зарплату. Нескольких пришлось уволить. Но Евгению удалось найти двух сотрудников, которые проходят испытательный срок. Для них предусмотрено премирование за добросовестное отношение к работе. Предпринимателю важно, чтобы человеку было интересно заработать больше, чтобы работник знал, что чем вкуснее он будет готовить кофе, тем больше у него будет клиентуры и выручки. Несмотря на то что основную работу делает кофемашина, нужно правильно с ней работать. Зерновой кофе очень сильно реагирует на влажность воздуха и температуру. Чтобы все это учесть, бариста должен уметь правильно пользоваться кофемолкой, что очень важно в кофейном бизнесе. Если в помещении одна температура и уровень влажности, то нужна одна настройка, если на следующий день уровень влажности повысится на два градуса, то другая, иначе кофе может горчить или кислить. Но и сам предприниматель не может оставить свой бизнес без внимания. Каждый день он приходит на работу в кафе к семи утра, за полчаса до открытия. Клиенты уже это знают и приходят за кофе в это время. В интересах бизнесмена знать все винтики механизма, чтобы не повышать затратную часть проекта. Поэтому и бухгалтерию ведет сам. Новый сотрудник потребует дополнительных расходов, а это приведет к увеличению цен, чего предприниматель не планирует. "Этой весной в городе закончились сливки, привезенные в навигацию. Их начали везти самолетами, соответственно, цена резко выросла. Но я держал прежний уровень цен. Например, стоимость раф-кофе со сливками осталась на уровне 300 рублей. И на этом кофе я не зарабатывал и даже выходил в минус. Но я не повышал цену, понимая, что лучше потерпеть месяц, но важно не отпугнуть клиентов. Часть выручки я потерял, но люди не ощутили этой ситуации", — отмечает Яныгин. В планах аэропорт и материк Отладив бизнес в Анадыре, предприниматель уже думает об его расширении. Сначала Евгений хочет открыть точку в главном аэропорту региона на другой стороне Лимана в поселке Угольные Копи. У бизнесмена уже есть на руках предложение о кооперации от местного пищекомбината. Цель — открыть кафе в аэропорту, где жители и гости столицы Чукотки могли бы пробовать местную продукцию и кофе. "Связь со всеми районами региона и материком — только авиасообщение. Проблема региона — погода, люди могут ждать рейс порой целую неделю. Мне хочется предложить вкусный кофе по доступной цене. Но аренда в аэропорту очень дорогая. Хочу пойти с этим вопросом к губернатору, чтобы на уровне правительства округа сделать арендную плату меньше и не увеличивать цены на кофе, а установить их на том же уровне, что и в городе. Автоматы, установленные в аэропорту, заправлены молотым кофе и сухим молоком, что не очень вкусно", — рассказывает предприниматель. Есть планы и на материк (у живущих на Чукотке людей сложилась островная ментальность из-за отдаленности региона — прим. ТАСС). Это открытие безалкогольного кафе в Липецке. Там конкуренция в разы выше, чем на Чукотке, но при поддержании приемлемой цены и качества бизнес можно вести и развивать дистанционно. А вот на Чукотке точек роста, кроме аэропорта, уже не осталось. Всему виной транспортная составляющая. Например, почту могут не отправлять месяцами. И если кофе в Певеке или Билибине закончится, то запас вовремя не обновится и бизнес становится бессмысленным. Сейчас Евгений готов покупать зеленый кофе сорта арабика большой партией в 5 тонн, чтобы обжаривать его на месте. Так решаются проблемы с доставкой, ведь можно завезти в навигацию запас кофе, который хранится до пяти лет, и обжаривать его по мере надобности. В аппарате для обжарки можно разово обжаривать от 500 граммов до 2,5 килограмма. И уже через 40 минут его можно варить. Несмотря на сложности с логистикой в регионе, Евгению повезло с клиентами. Предприниматель не завышает цену на свой товар, как это часто бывает на Севере, и делает его максимально качественным. А люди взамен платят ему стабильной посещаемостью. "Чтобы сделать бизнес на Чукотке, надо найти, что тут любят люди. Я неоднократно наблюдал ситуацию, когда предприниматели открывали бизнес и, не отработав даже года, поднимали цену на продукцию, снижая уровень качества. И таких примеров много. Понятно, что мы все хотим быстро и легко заработать. Но такого не бывает, все приходит постепенно. И, проявив терпение, ты все же получаешь нужную отдачу. Тем более на Севере еще сохранилась человечность, здесь привыкли помогать людям. И когда помогают тебе, ты стараешься отплатить человеку той же монетой", — уверен Яныгин. Сергей Сысойкин

Из автослесаря в бариста. Возможности для бизнеса на Чукотке
© ТАСС