Войти в почту

Главный археолог столицы Леонид Кондрашев: Найти клад — это лотерея. Только процент удачи совсем мизерный

В среду, 15 августа, археологи отмечают профессиональный праздник. А 16 августа в Музее Москвы откроется выставка самых знаковых находок кладов и артефактов «Находки моей улицы». Накануне «Вечерняя Москва» пообщалась с заместителем руководителя Мосгорнаследия, главным археологом столицы Леонидом Кондрашевым. — Леонид Викторович, что собой представляет выставка «Находки моей улицы»? — Эта выставка — свидетельство самых разных периодов истории Москвы, которые еще недавно были буквально у нас под ногами. Гости увидят предметы повседневной жизни москвичей от эпохи Средневековья до конца XIX века. Значительная часть вещей найдена на территории Зарядья и Кадашей. В экспозицию войдут изразцы с необычными сюжетами, образцы искусства средневековых литейщиков, керамика, предметы религиозного назначения. Также можно увидеть оружие, например пищаль, найденную практически на Красной площади, или сапоги феноменальной сохранности, позволяющей рассмотреть мельчайшие детали работы кожевника пятивековой давности. — Настоящих сокровищ за время археологических работ в столице найдено немало. Леонид Викторович, где в Москве можно найти клад? — В пределах Третьего транспортного кольца — исторических границ Камер-Коллежского Вала. Почему именно на этих территориях? Дело в том, что в те времена торговля спиртным облагалась большим акцизом. Хитрые люди пытались провезти алкоголь контрабандой. Купцы договорились создать вал и специальные проезды через него, благодаря которым стража могла контролировать ввоз спиртного. Внутри Камер-Коллежского Вала клад можно найти практически везде. — Только ли в городской черте прятали накопленное? — Вокруг Москвы были села, и прятали деньги и в более потаенных местах, не только в самом городе. — Например? — Неожиданно для себя на ВДНХ обнаружили крупный клад медных монет. Можно предположить, что несколько веков назад это были поля, рядом с которыми проходила дорога в Троице-Сергиеву лавру. Разбойники подстерегали там паломников. И самой жестокой и в то же время удачливой грабительницей была женщина — Сонька-разбойница. — А такие тайники легко обнаружить? — Каждый случай уникален, и нет такого, что можно копнуть где угодно и сразу найдешь сокровища. Это лотерея, только процент удачи здесь совсем мизерный. Можно искать всю жизнь и не найти. Обнаружить их можно только в ходе системных археологических работ. — Есть примеры невероятной удачи археологов в Москве, когда найденный клад превзошел все ожидания? — У каждого археолога есть свой такой случай. Лично для меня это клад Гостиного Двора. Сейчас уже можно рассказать, что на одном из кувшинов рабочие жгли ночью костер на раскопе. Стали убираться утром на следующий день и наткнулись на клад. В итоге в подклете сгоревшего дома были обнаружены два внушительных размеров кувшина, в которых хранились 95 429 русских копеек и 335 западноевропейских талеров. Также была обнаружена серебряная посуда. Мы предполагаем, что кувшины с монетами — это казна одного из богатых купцов Петра Траханиотова, который спрятал ее в 1648 году. События связаны с выступлениями против налоговой политики правительства царя Алексея Михайловича, которая вынуждала людей резко сокращать потребление основных продуктов, особенно соли. Народ, решивший подать жалобу государю, по пути начал грабить окрестные дворы богатых людей. Одним из них и был Петр Траханиотов. В подвале его дома и были зарыты кувшины. А часть монет и вовсе была спрятана в самогонном аппарате. — Благодаря кладам удается получить новые сведения о старинных монетах? — Да, конечно. В частности, нам придется пересмотреть свои взгляды на монеты, бывшие в ходу в те времена. Считалось, что в стране был дефицит серебра, и его приходилось закупать в Европе. Из тех государств везли преимущественно готовые монеты — талеры. И каждый человек мог прийти на монетный двор, отдать серебро и перечеканить его на новые деньги. Мы считаем, что это и было бизнесом Петра Траханиотова. Присмотревшись к талерам, мы увидели, что деньги были совершенно новыми. На них даже сохранились заусенцы — свидетельство того, что серебро еще не было в ходу. Сами талеры служили образцами для таких менял, как этот купец. — Археолог выступает как детектив... — Действительно, археологи — это детективы прошлого. Любые находки сами по себе представляют собой мозаику, части которой приходится долго складывать, изучать вместе и по отдельности. Один артефакт дает немного сведений об эпохе. Только в контексте вещи могут заговорить, раскрыть подробности далекого прошлого. Их и отыскивает археолог. Это, пожалуй, самая увлекательная часть нашей работы. — Найденные клады отдаете в музеи. Продолжают ли специалисты их исследовать? — Безусловно. К примеру, найденный три года назад клад в Зарядье, состоявший из 20 тысяч монет, может свидетельствовать о протобанковской системе Москвы. Как мы предполагаем, зародилась она в начале XVII веке. Тогда путешествовать с крупными суммами было опасно. И была придумана система, по которой человек с распиской мог приехать в определенное место и получить деньги. Монеты, обнаруженные в Зарядье, были расфасованы в кувшины. Рядом с запечатанными глиной сосудами были пустые. Не стоит забывать, что эта территория была некогда портовой зоной, а купцы за проданный товар оставляли деньги в Москве, а расписку меняли на монеты в другом городе. Изучение этих гипотез еще продолжается. Еще один пример уникальной находки — клад медных монет середины XVII века. До определенной поры считалось, что ценность денег определяют металл и вес монет. Тогда людям пришла в голову мысль, что можно ввести номинал, а печатать медные деньги проще, нежели серебряные. Но не учли одно обстоятельство: зарплату платили медью, а налоги собирали серебром. Да и фальшивых монет тогда появилось немало. Начались волнения, правительство выкупало медяки за низкую цену, некоторым проще было их закопать до лучших времен. Клад в Кадашах, состоявший из 1087 монет, свидетельствует о переменах в государстве.

Главный археолог столицы Леонид Кондрашев: Найти клад — это лотерея. Только процент удачи совсем мизерный
© Вечерняя Москва