Войти в почту

«Она так лучше сохранится»: В Волгограде историческую мозаику спрятали до лучших времён

В Дзержинском районе Волгограда на шоссе Авиаторов во время ремонта фасада здания Академического колледжа закрыли плиткой мозаику волгоградского скульптора Глеба Яхтина, сделанную в 1975 году. Местами облупившуюся мозаику 1975 года волгоградцы в ближайшем будущем не увидят — Мозаика со временем частично разрушилась. Её восстановление стоит очень дорого, — рассказал V1.ru ректор Волгоградского института бизнеса Андрей Ващенко. — Решили отложить восстановление мозаики до лучших времён. Мы уберегли её от дальнейшего разрушения от атмосферных воздействий. Серая плитка закрыла творение советских мастеров В комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области сообщили, что мозаика на здании по адресу шоссе Авиаторов, 6 не является объектом культурного наследия. — По всей видимости, мозаика была сделана на здании бывшего завода «Аврора», построенного в 70-х годах прошлого века, — пояснили в комитете госохраны. — Оно не включено в перечень объектов культурного наследия региона, поэтому государственной охране не подлежит и собственник вправе проводить ремонт фасада по своему усмотрению. «Каждый кусочек мы кололи и подбирали в ручную» Автор исторической мозаики Глеб Яхтин философски относится к отношению современников к его работе. — Она так лучше сохранится. Культура упала сейчас очень сильно. Народ весь в татуировках, а это же эстетика криминальная. Это пришло из тюрем. А теперь считается верхом достижения. Кому нужна теперь мозаика, — говорит 84-летний мастер. — Мозаику я делал в 1975 году. Это был государственный заказ. Мне помогали монументалисты из Москвы, Чебоксар и Тольятти, закончившие художественное училище имени Мухиной, ныне академии Штиглица в Санкт-Петербурге. «Монументалисты больше не нужны. Занимаюсь станковой живописью» Мозаику лепили на холоде в течение трёх месяцев. — Это керамическая мозаика. Мы сами кололи нужные по размерам и форме кусочки. Расчищали стену от неровностей и сажали на раствор цемента, пристукивая по ним молоточком, чтобы внутри неё остался воздух и мозаика со временем не отпала, — вспоминает Глеб Яхтин. — Это называется прямой набор. Общая площадь мозаики более 200 квадратных метров. Работали, начиная с октября по декабрь. Холодало и приходилось в раствор добавлять поташ. Тогда его активно использовали фотографы. Строителей социализма спрятали строители современного Волгограда Украсить здание завода «Авроры» предполагалась элементами декора. — Главный архитектор Масляев говорил, что к мозаике собирались что-то крепить и приделывать, но он трагически погиб, и задумка в жизнь не воплотилась. В колледже считают, что разрушавшуюся мозаику закрыли от глаз гостей мундиаля Работа советских умельцев была посвящена строительству социализма. — На композиции изображены большого размера фигуры мужчины и женщины. У меня не было изначально в композиции серпа и молота, но сверху настояли включить их. Это было единственным замечанием к проекту, — говорит Глеб Яхтин. — Также изображены космонавты, ученые и рабочие. Сама работа была посвящена строительству социализма, но точное название я уже не помню. Как откроют её для людских глаз нужно будет придумать новое (шутит — прим. редакции). «Восстановление мозаики решили отложить до лучших времён» Творчество и труды Глеба Яхтина оказались в родном Волгограде не востребованными. — В истории много случаев, когда закрывали памятники, картины, мозаики и фрески. Это даже хорошо. Мозаика будет в сохранности сколько угодно времени, — успокаивает себя художник. — В Италии более бережно относятся в памятникам. Если там повредить какую-то фреску, то это воспринимается как утрата. В Волгограде теперь монументалисты не нужны. Государство заказы не делает, а частники крайне редко интересуются таким творчеством. Космонавты, учёные и рабочие — символизировали достижения ушедшей эпохи «Мы уберегли её от дальнейшего разрушения от атмосферных воздействий»

«Она так лучше сохранится»: В Волгограде историческую мозаику спрятали до лучших времён
© v1.ru