«Вдевятером на одной печке». Как жили, работали и развлекались на Руси
На окраине города Эртиль Воронежской области расположилась историческая «Деревенька 17-19 веков». Крестьянская изба, высокая мельница за небольшим прудом, кузница, избушка на курьих ножках в окружении героев русских народных сказок, семь свадебных мостов – посетители уникального музея под открытым небом словно возвращаются на несколько веков в прошлое и становятся свидетелями истории. Как жили, работали и развлекались наши предки, можно узнать, побывав в деревне, созданной инициативным фермером, эртильским атаманом Владимиром Брежневым. Об интересных находках и любопытных фактах Владимир Брежнев принимает гостей в «Деревеньке» с 2011 года. Сложно поверить, что еще несколько лет назад на месте музея были свалка и болото. «Я помогал приятелю собирать старинные вещи для его музея в Подмосковье. Мне стали свозить все, что находили на чердаках, - прялки, ступы, сохи. Когда его музей заполнился, а вещи продолжали поступать, я решил и сам организовать небольшой музей у нас в регионе. Впоследствии он разросся до «Деревеньки», - вспоминает Владимир Брежнев. – Сегодня на месте свалки построено более 30 исторических объектов, высажено порядка трех тысяч деревьев и кустарников, вырыто четыре пруда. Все это я сделал своими руками. И теперь встречаю гостей из разных уголков мира и провожу им экскурсии, рассказываю, как жили наши предки, какие у них были орудия труда и развлечения. За год «Деревеньку» посещают около семи тысяч туристов, на сегодняшний день из 59 стран – Франции, Англии, Австралии, недавно была пара из Монако». Экскурсия по музею начинается со знакомства с ручными орудиями труда, которыми пользовались крестьяне в 17-19 веках. Мотыги, сохи, плуги, косы, цепы – вплоть до 17-го века работали вручную, без помощи техники. «Три года назад поисковики нашли в земле закопанный плуг. Он принадлежал богатому земледельцу, который во время раскулачивания спрятал плуг в земле. Думал, что вернется и будет продолжать свое дело. Но не вернулся. Я не стал собирать плуг, оставил его по частям – в том виде, в котором его нашли», - рассказывает Владимир Иванович. Любопытно наблюдать и за бытом крестьян на Руси. Свое жилье наши предки освещали лучиной. Если сегодня мы пользуемся лампочками по 40-60 ватт, то лучина давала лишь 4-5 ватт. При минимальном освещении людям приходилось готовить, вязать, учиться. Лучина стала прообразом современного свадебного обряда с горящей свечой – передачи «семейного очага» жениху и невесте. На древнерусской свадьбе мать жениха зажигала лучину и передавала ее невесте «на светлую жизнь». «Рубель – деревянная доска для катания белья. Но далеко не всегда его использовали по прямому назначению. По старинной статистике, рубель был самым распространенным орудием, которым женщины убивали своих мужей. На втором месте – утюг, на третьем – безмен, на четвертом – сковорода», - делится экскурсовод. В избе ютились девять человек Крестьянскую избу Владимир Брежнев перевез в «Деревеньку» из села Верхний Карачан, в котором прошло его детство. В таком крохотном домике ютилась семья из девяти человек. «Семь человек спали на печи, родители рядом - на койке. Здесь же бегали козлята, ягнята. Под койкой было лукошко, в котором сидела гусыня на яйцах, под печкой жил маленький поросенок, на чердаке – куры и утки. Это не сказки, так жила моя семья. Когда рассказываю эту историю школьникам, они не верят, говорят: «Да у меня собственная комната в два раза больше вашего дома. Как здесь можно уместиться?» Рядом с крестьянской избой расположилась гончарня. И неспроста – ведь отец Брежнева был гончаром. Горшки на полках – это его работы. «Отец пришел с войны контуженный. Все, что он мог делать, - это лепить горшки на гончарном круге. Он их мастерил, а мы с матерью возили на продажу. В тележке перевозили до 120 горшков. Я начал помогать матери с четвертого класса. Помню, выйдем из дома в девять вечера и до утра идем к месту торговли. Не представляю, как мать не боялась всю ночь вдвоем с ребенком идти. Вокруг лес, волки, лисы, а ей ничего не страшно. Иногда меняли горшки на зерно, и обратно тоже приходилось возвращаться с загруженной телегой. Только после смерти матери я узнал, что у нее еще и не было пальцев. Она их отморозила, пока сидела в окопах в Подмосковье. И даже в таком состоянии она таскала на себе телегу», - рассказывает Владимир Иванович. А вы знаете, кому на Руси вешали змею на крышу дома? Тем, кто гнал самогон, потому что это занятие считалось позорным. Отсюда, кстати, и возникло понятие «зеленый змей». Вот и на доме ткачихи самогонщицы в «Деревеньке» виднеется коварная змея. «Несколько лет назад ко мне приезжали американские журналисты. Когда мы зашли в дом ткачихи, я и им предложил стаканчик самогона и объяснил, что отказываться нельзя, иначе они обидят хозяина. Им пришлось согласиться. Что они здесь потом устроили! Начали по мостам гонять, языки друг другу показывать, на каруселях кататься. Взрослые люди сделались детьми. Но я им очень благодарен за то, что они пропиарили меня на весь мир. После них ко мне и стали часто приезжать иностранцы», - смеясь, вспоминает владелец музея. Над живописной «Деревенькой» возвышается ветряная мельница, с которой тоже связана интересная история: «Откуда пошло понятие «плата натурой»? Со старинных ветряных мельниц. Вдовушка приходила смолоть муки, а когда у нее денег не было, оставалась на ночь с мельником. В подтверждение этого есть сундук, который мы нашли в селе, откуда перевезли мельницу. На крышке сундука было много записей, и одна из них следующая: «Была у Васьки 12 ноября. Рожу в августе». Васька и был мельником». О свадьбах на Руси и лечении пчелами А как развлекались на Руси? Ходули, борьба мешками на бревнах, старинные качели – все это можно найти в «Деревеньке». Самых маленьких в «чаще леса» поджидает избушка Бабы Яги в окружении героев русских народных сказок. А у пруда собрались гуси, которые встречают посетителей гоготом. Здесь можно встретить и другую живность – бобров Шуриков, ослика, кур и уток. До недавнего времени в «Деревеньке» жили порядка 200 тысяч пчел и лечили посетителей в специальных апидомиках. Но после того, как один из фермеров обработал соседние земли химикатами, пчелы погибли. «Лечение заключается в том, что человек ложится на кушетку, а под ним кипит жизнь – 200 тысяч пчел создают монотонный шум. От этого шума люди засыпают. «Сон на пчелах» лечит, в частности, психические расстройства. Также очень полезны для здоровья создающиеся микровибрации. Надеюсь, что к следующему лету апидомик снова заработает», - делится Владимир Брежнев. А еще в «Деревеньке» можно отпраздновать свадьбу в русских традициях и пронести невесту по семи мостам. Каждый мост символизирует определенный этап в жизни молодых - начиная с их прошлого, всего, что осталось до свадьбы, и заканчивая любовью.