Ещё
Джокер
Джокер
Триллер, Драма, Криминальный
Купить билет
Дождливый день в Нью-Йорке
Дождливый день в Нью-Йорке
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Гемини
Гемини
Боевик, Триллер, Фантастика
Купить билет
Эверест
Эверест
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Девушки бывают разные
Девушки бывают разные
Приключение, Комедия
Купить билет
Малефисента: Владычица тьмы
Малефисента: Владычица тьмы
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет
Оно-2
Оно-2
Ужасы
Купить билет
Тайна печати дракона
Тайна печати дракона
Приключение, Фэнтези
Купить билет
К звёздам
К звёздам
Триллер, Фантастика
Купить билет
Матрица
Матрица
Боевик, Триллер, Фантастика
Купить билет
Герой
Герой
Боевик, Триллер
Купить билет
Дети моря
Дети моря
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Король Лев
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Щенячий патруль: Мегащенки и Шиммер и Шайн
Щенячий патруль: Мегащенки и Шиммер и Шайн
Мультфильм
Купить билет
Мысленный волк
Мысленный волк
Мистика, Драма
Купить билет
Леонардо да Винчи. Неизведанные миры
Леонардо да Винчи. Неизведанные миры
Биография
Купить билет
Люби их всех
Люби их всех
Триллер, Драма
Купить билет
Маленькие чудовища
Маленькие чудовища
Комедия, Ужасы
Купить билет
Сестрёнка
Сестрёнка
Драма, Военный
Купить билет

Светлое будущее алтайского театра. Почему из края уезжают любимые актёры? 

Светлое будущее алтайского театра. Почему из края уезжают любимые актёры?
Фото: АиФ - Алтай
В конце августа из Алтайского краевого драматического театра уволился один из ведущих актёров — . Он был задействован в 16 из 30 спектаклей репертуара театра.
За роль рядового Фридриха Войцека в спектакле «Войцек» Александр Хряков был удостоен высшей театральной награды — национальной театральной премии «Золотая Маска». В 2016 году читатели «АиФ-Алтай» выбрали Александра Хрякова самым любимым актёром.
В театре признали, что замену ему найти будет очень тяжело. Молодые актёры из Новосибирска Сергей Филипченко и , которые войдут в труппу театра, только частично смогут «перехватить» роли уехавшего в Красноярск 50-летнего актёра.
Всего за последние месяцы из театра драмы ушло несколько актёров. Помимо Александра Хрякова это Сергей Стасюк, Вячеслав Сысоев и Игорь Черепанов. А в ночь на 27 августа ушёл из жизни Анатолий Кирков. Начинать сезон 14 сентября театру придётся с поредевшей труппой.
Не только зарплата
В хорошем театре есть определённая магия — темнота зрительного зала, свет на сцене, актёры на расстоянии нескольких шагов — живые, как есть. Всё погружение в мир пьесы, сюжета происходит за счёт таланта артистов — заставят они зрителя забыть, что это театр, смогут удержать внимание, всколыхнуть эмоции или люди в креслах будут думать о буфете и домашних делах?
К сожалению, в Алтайском крае постановок, которые могут зацепить, заставить задуматься, не так много — одна-две за театральный сезон, хотя для того же драмтеатра государственное задание на год — 20 новых или восстановленных спектаклей. Меньше всего разочаровывает алтайского зрителя Театр музыкальной комедиии. Затем следует, вероятно, Молодёжный театр Алтая, а замыкает тройку больших театров — Драматический театр, который некоторые наблюдатели, знакомые с его внутренней кухней, называют театральным кружком при администрации края. При том что талантливых актёров в нём не меньше, чем в других театрах края. Так почему из театра уходят и молодые, и уже именитые артисты, почему ропщет алтайский зритель?
Государственное задание на 2018 год в наполняемость зрительного зала на 60% и 78,6 тыс. зрителей театру, вероятно, удастся выполнить. Но не благодаря постановкам, о которых спорят и говорят, а больше за счёт верности зрителя.
Кто-то считает, что дело в деньгах. На культуру в год тратится около двух процентов краевого бюджета, на содержание краевых театров выделяется около 220 млн рублей. Остальное культурные учреждения должны зарабатывать сами — либо своими спектаклями, цена билета на которые может доходить до тысячи рублей, либо гастролями. Когда в 2007 году проходила реконструкция Театра драмы — многие критиковали светлый интерьер, в котором трудно работать осветителям, который не соответствует духу драматического театра. Зато такой интерьер идеален для концертной деятельности. И драмтеатр принимает гостей с удовольствием. В этом году в рамках гастрольных туров на сцене театра выступят , , , , . Цена билетов доходит до 4,5 тыс. рублей. Какие-то деньги театр, конечно, зарабатывает. Но, видимо, недостаточно. Руководство драмтеатра неоднократно обращало внимание на то, что труппе трудно ездить на гастроли по районам — нет собственной техники, чтобы перевозить декорации. Также сообщалось, что в театре нет денег на приличные компьютеры или замену ламп профессионального осветительного оборудования.
Экономить приходится на многом, и, к сожалению, на артистах. Как в театре драмы, так и в других театрах края зарплата многих актёров колеблется на уровне 12-15 тыс. рублей в месяц. Кто-то терпит, особенно если театр помогает служебным жильём. Кто-то уходит и уезжает. На недавней встрече с работниками сферы культуры врио губернатора вспомнил о зарплатах: «Когда жил в Красноярске, было непонятно, почему люди уезжают из этого региона. Когда приехал, посмотрел, то сразу стало ясно. Были сложности, финансовые ограничения серьёзные».
Деньги, оплата труда — важный факт работы театров. Но не единственный, и многие актёры признают — не главный.
Контакт со зрителем
Алтайский край не является театральной столицей Сибири. Гремит театральная школа Новосибирска, хотя и там есть театры с самодеятельным уровнем постановок. Известен Красноярск. Достойно смотрятся Томск и Омск. У театра Алтайского края были громкие дни — когда там работали или , — их постановки широко обсуждались, номинировались на «Золотую маску». Были споры, даже скандалы, но были и прорывы, биение театральной жизни. И хотя краевая власть не всегда благоволила неоднозначным постановкам, зритель был вовлечён в жизнь театра и защищал право спектаклей на жизнь. Сегодня же одной из претензий к Театру драмы является утерянная связь со зрителем.
Возможно, из-за этого бурное ранее обсуждение всех постановок на площадках различных социальных сетей в Интернете превратилось в скудный ручеёк реплик: «Читки забросили, никакого взаимодействия зрителей и театра нет, никаких совместных мероприятий, акций, встреч, программ лояльности, клубов, обсуждений, голосований за лучших актёров сезона — ничего, что успешно применяется в других театрах». Кто-то ругает зрителей за неблагодарность, когда не замечаются попытки талантливых актёров «вытянуть» даже слабый в основе спектакль. А кто-то сетует на то, что хороших спектаклей мало: «Спектакль должен как минимум на эмоциональном уровне срабатывать, а тут даже этого нет. Зачем держать в репертуаре несмешную комедию?». Более глобальные жалобы зрителей: у театра отсутствует духовный стержень, мало «культуры в самом широком смысле этого слова». Ещё зрителей неприятно удивляет отношение театра к своим бывшим актёрам — информация и фотографии ушедших мигом удаляются с сайта, как будто их никогда и не было. Сами работники театра, а это не только актёры, но и обеспечивающий персонал работников сцены, кулуарно признают — что очень не хватает острых постановок, а «восстановленные» старые спектакли не отвечают духу времени. И эта проблема не только драматического театра, но и всей театральной жизни столицы края.
Где найти режиссёра?
Но главная, уже почти десятилетняя проблема большого театра — фигура главного режиссёра. Если его нет — у труппы нет радетеля и защитника, а у театра — капитана и проложенного на карте маршрута. Директор, даже умный и порядочный, — не замена режиссёра, он лишь администратор и финансист, а не штурман и рулевой.
В мае 2017 года в очередном интервью «АиФ-Алтай» патриарх театральной сцены в очередной раз говорил о важности фигуры главного режиссёра для театра драмы. «Самая большая беда нашего театра — то, что мы остались без главного режиссёра, — говорил тогда заслуженный артист РСФСР. — Главный режиссёр — это, прежде всего, репертуар. Это генеральная линия. Раньше драмтеатр работал неплохо, получал „Золотые маски“, участвовал в фестивале „Сибирский транзит“ и ниже третьего места не опускался. А теперь на „Сибирский транзит“ нас даже не приглашают. Нам нечего показывать… Молодые знают, что должен быть режиссёр, который ставит спектакли. А ставить-то и некому. И научить некому. Поэтому варятся в собственном соку. Но делать режиссёра из выпускника института — это как лейтенанта ставить командовать дивизией».
С ним согласна и театровед, театральный критик Елена Кожевникова, которая также отводит главному режиссёру особую роль творческой личности, который заинтересован в становлении, воспитании умной и думающей публики.
Без этой фигуры театр всё больше становится частью массовой культуры, «милый пустячок» — по определению Алексея Самохвалова. Ничего страшного. Но почему этот пустячок должен присутствовать на сцене краевого театра драмы им. Шукшина? — спрашивал патриарх сцены.
Выносить сор из избы не любит никто — работники театров в том числе, срабатывает корпоративная этика. Даже кулуарно уход актёров обсуждается осторожно. Но то, что театральная жизнь в крае требует новых подходов и особого внимания, — соглашаются многие.
Потенциал есть — театры края не раз это доказывали в прошлом. Может быть, новое руководство края, знакомое с традициями красноярской театральной школы, даст добро на театральные эксперименты, неожиданные постановки и творческую дерзость. И поможет вернуть в главный театр края фигуру главного режиссёра. У Барнаула как театрального центра, хочется верить, славное будущее.
Комментарий
Артист Красноярского театра юного зрителя, в прошлом артист первой категории Алтайского краевого театра драмы Вячеслав Сысоев:
— Всё очень просто. В Алтайском краевом театре драмы нет адекватной творческой политики. Нет того человека, который называется главным режиссёром. А когда нет руководителя именно постановочного процесса, все артисты в театре находятся в подвешенном, расплывчатом состоянии. Любому театру нужна общая объединяющая идея, которую должен нести и транслировать один человек — режиссёр. Именно в этом главная проблема театра, а не оплата труда, на которую принято жаловаться. Потому что низкие зарплаты предлагают во многих театрах.
А в Красноярском ТЮЗе сложилась в данный момент очень хорошая команда с сильным наставником, что позволяет театру делать очень качественные и хорошие вещи, радовать постановками зрителя.
Почему Евгений Лебедев делил жену с другим
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео