Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Большой театр впервые представил «Кандид» Леонарда Бернстайна

Большой театр открыл сезон премьер, впервые представив на своей Исторической сцене прекрасный образец «легкого жанра» — «Кандид» . Этой постановкой театр откликнулся на 100-летие со дня рождения одного из ключевых американских композиторов и дирижеров 20 века.

Большой театр впервые представил «Кандид» Леонарда Бернстайна
Фото: Вечерняя МоскваВечерняя Москва

«Кандида» по абсурдистской, «плутовской» прозе Вольтера, оптимизм которой тождествен сарказму, Бернстайн писал параллельно со знаменитой «Вестсайдской историей». К тому моменту он уже был автором успешных бродвейских мюзиклов. Но именно «Кандид» чаще других сочинений американца ставится в оперных домах, и в России он стал фаворитом юбилейных торжеств. Уже и Мариинский театр, и Российский национальный оркестр представили свои вариации этой партитуры. Так что идея Большого в данном контексте не оригинальна, но зато театр представил полноценную постановку, правда, почему-то названную «полуконцертной» версией, за которую отвечали музыкальный руководитель ГАБТа и режиссер — известный мастер музыкальных постановок, находящихся на стыке жанров.

Видео дня

Постановка, построенная на видеопроекциях, ведет завуалированный диалог с голливудской классикой и полностью игнорирует острую политическую сатиру либретто, а оркестр звучит «тяжеловесно», нарочито медленно и излишне «философично» для такой музыки. У «Кандида» есть два основных варианта партитуры — мюзикл и комическая оперетта. Большой выбрал формат классической оперетты. Но зачем-то допустил на Исторической сцене микрофонное пение, как в мюзикле.

Во-первых, оперные певцы явно не слишком хорошо владеют подобной манерой исполнения. Во-вторых, звукоусиливающее оборудование должно быть более изощренным, а не просто «прибавлять громкости», при этом делая певческие голоса «плоскими», но беспощадно подчеркивая все вокальные неточности. Режиссерское решение апеллирует к артистической импровизационности, на которую почти у всех солистов нет сил. Из-за чего многие сцены, что предполагают веселую реакцию зала, проходят в полной тишине. И выходит, единственное, за чем любопытно наблюдать, — это перманентная трансформация шикарных костюмов от .

Большой театр ради «Кандида» пригласил сразу несколько солистов. Прима Пермского театра сопрано с ролью Кунигунды не справилась: артистически была зажата, работала на «штампах», а в знаменитой арии своей героини была очень приблизительна во всем. Тенор волновался, и его Кандид был суетлив и вокально также далек от безупречности. Удивительное впечатление произвел . В Большом ему досталась роль Рассказчика. Четкости дикции для драматического амплуа артисту не хватило для успешного дебюта в первом театре страны.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Франдетти, режиссер, лауреат премии «Золотая маска»:

— В начале работы главной моей задачей было «раскачать» артистов.И вместе с маэстро Сохиевым я постоянно призывал артистов быть свободными, хулиганить, оторваться по полной, но, конечно, в рамках приличий. «Кандид» — очень сложное произведение, где 17 разных мест действия, и найти логику повествования было непросто.