Войти в почту

Кукольная "Гофманиада" как ренессанс Союзмультфильма

Европейская премьера кукольного мультфильма состоялась на Берлинском кинофестивале в феврале. Российский дом науки и культуры, где проходил показ, находится на Фридрихштрассе, напротив пафосного фэшн-гипермаркета Galeries Lafayette. В нашем же ДК, напротив, никакого пафоса: на входе — офис Почты России, любовно сохраненный интерьер из восьмидесятых, милейшая выставка кукол, организованная Союзмультфильмом к премьере мультфильма "Гофманиада". Примерно так же оппонирует современной мейнстримной анимации и сама картина. Кукольный мультфильм "Гофманиада" — проект академичный, консервативный, но при этом же и необычайно зрелый и авторский. В нем создатели показывают и нелегкий быт самого Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Он предстает в виде застенчивого, аутистичного и даже в чем-то нездорового мужчины-клерка, испытывающего ненависть по отношению к жалкой реальности. Эрнст скрывается от нее в мире собственных грез, где предстает в образе прекрасного юноши в полном расцвете сил, влюбленного в девушку-ящерицу по имени Серпентина. Героя тяготит мир бюргеров: аниматор показывает приземленных торгашей как озверевших существ, живущих, как в аквариумах, внутри своих узколобых представлений о прекрасном. Причем буквально: в фантазиях Гофмана другие герои иногда сидят в больших прозрачных бутылках. В целом авторы не чураются остроумных визуальных метафор: например, пустозвон и соперник Гофмана на балу превращается в получеловека-полуосла. Кроме того, мир иллюзий свит из разных сказок, причем сделано это с огромным уважением к оригиналу. Директор Союзмультфильма даже предупредил перед показом на фестивале, что работы немецкого автора вовсе не дружелюбны к юному читателю, а иногда его сказки даже пугают. Более того, ожидать от такого мультфильма чего-то обыденного было бы неправильно. Миры Гофмана всегда отличались своеобразной психоделичностью. Собственно, этот чарующий и при этом страшный мир перенесен бережно и с пониманием: использованы элементы из многих работ, узнаваемы опера "Ундина" (ее по сюжету Гофман пытается поставить как капельмейстер), "Крошка Цахес" и даже всем известный Щелкунчик, который традиционно пребывает в обычной жизни в виде игрушки для колки орехов, а уже в фантазиях Гофмана превращается в принца. Авторы пускаются в эти фантасмагории, не боясь в них потеряться, и их самоотверженность внушает уважение. Можно также провести интересную естественную параллель между Гофманом и самим Союзмультфильмом как творческой единицей. Для работы над картиной потребовалось больше десятилетия, производство было начато в 2006-м. Солидные актеры (фильм озвучивали Владимир Кошевой, Александр Ширвиндт и Слава Полунин), классика в качестве первоисточника и авторские размышления о природе прекрасного — Союзмультфильм, как и Гофман, проживает свою жизнь в искусстве со всей серьезностью. В Берлине публика аплодировала на фильме даже не один раз: сначала — как только пошли титры, а затем — самим титрам, ведь на них показывали видео со съемочной площадки, кропотливый труд аниматоров, который на быстрой перемотке выглядит как какая-то магия. Во время просмотра самого мультфильма на время забываешь, что это всего лишь куклы, и любое их движение — это результат работы талантливого аниматора, а каждое новое выражение лица — это вылепленная вручную гримаса. Союзмультфильм остается одной из последних в мире студий, которые были бы способны на такую масштабную работу. Егор Беликов