Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Чем берут публику лидеры гангста-рэпа в России

Они с трудом воспринимаются, как музыкальная группа. Это смелый культурный проект, иными словами — русский совриск. Конечно, никто не приколачивает себя к брусчатке на Красной площади и не пляшет на амвоне, но в их текстах ничуть не меньше заботы о судьбах страны, чем в нашумевших акциях актуальных художников. За нескончаемым потоком мата, боли и кровищи тут скрывается мощная энергия протеста. Впрочем, участники «Кровостока» верят в своих слушателей, полагая, что истинные фанаты без труда понимают смысл художественного высказывания.
Чем берут публику лидеры гангста-рэпа в России
Фото: Lenta.ruLenta.ru
Настоящий рэп существует там, где жизнь неблагополучна. 2003 год, столичный район Текстильщики. Выпускники Московского академического художественного училища памяти 1905 года, и , решают дать отпор гламурному и рафинированному отечественному рэпу. Они вызывают к жизни проект «Кровосток» — нечто похожее на гангста-рэп, только в российских реалиях. Музыканты с энтузиазмом эксплуатируют криминальную мифологию, получившую размах в «лихих девяностых» — со всеми ее прелестями: разгул бандитизма, наркотики, повальная легализация маргиналов.
Видео дня
Активное паразитирование на самом бурном десятилетии в истории постсоветской России начнется много позднее. Сегодня о «кровавых годах» и их легендарных «героях» вспоминают все кому не лень, вплоть до певицы Монеточки, родившейся в 1998-м. Юные исполнители часто признаются, что именно «Кровосток» приоткрыл им двери в дивный мир беспредела. Они и сейчас — из тех команд, на чьих текстах держится миф об ужасах наступившей эры капитализма в умах миллениалов. Похожую роль сыграли лишь фильмы , благодаря которым подростки узнавали, «в чем сила, брат» и как замастырить настоящий обрез из подручных средств. Ну и, конечно, сериал «Бригада», прославивший некоторых из нынешних кинозвезд в образе бандитов.
В своих песнях «Кровосток» рисует картину, схожую с балабановским видением «лихолетья», однако участники коллектива запомнили это время иным. Они в первую очередь — художники, и восприятие переломного периода для них связано с ощущением свободы как личной, так и творческой. Первые слушатели «Кровостока» были уверены, что тексты группы основаны на фактах биографии ее участников, хотя, по словам музыкантов, с криминалом они никак не связаны. Так и есть — перед нами интеллектуалы, типичные деятели современного искусства, более или менее удачно маскирующие социальный протест под гангстерскую мифологию. Лобовое обличение тотального угнетения в нашем жестоком мире не работает; серьезный подход к теме насилия неизбежно сопряжен с погружением в реалии, с ее невольной романтизацией, что еще больше импонирует всем, кто легко считывает сарказм и издевку.
Лирический (если его можно так назвать) герой «Кровостока» — человек, тесно связанный с криминальным миром. В стране, где одна — испуганная и растерянная часть молодежи «капитально подвисала на винте», в то время когда другая, более хваткая, «потрошила кооператоров» (при этом часто пересекаясь с первой), — отождествлять себя с прототипом героя, слушая треки «Кровостока», было очень легко, — и авторы проекта поняли это в начале пути, уже самим названием выдавая адресатов своего послания. Какие истории могут конкурировать с прямыми репортажами из бандитских пыточных («Столярка») или кровавыми разборками с наемником Леликом («Представьте»). Кроме того, очевидная стилизация под язык улицы и нарочитый примитивизм авторской поэтики свидетельствует о попытках (вполне, надо сказать, удачных) создать уникальный исполнительский стиль, что вызывает неизменный интерес публики к арт-группе.
Обозначив жанр своего проекта, как гангста-рэп, «Кровосток», тем не менее довольно сильно отличается от прародителей этого направления. Впрочем, трудно сказать уверенно, что в лучшую сторону. В России эксперименты рэперов с криминальной тематикой довольно долго оставались незамеченными — у нас есть так называемый шансон, где и находит свое выражение примитивная бандитская романтика. Американские, точнее говоря, афро-американские основатели гангста-рэпа перекладывали на биты свои личные истории, в то время как «Кровосток» выдавал слушателям поддельные биографии вымышленных героев. Черный гангста-рэпер — сам по себе лирический герой. У «Кровостока» герой живет отдельной от создателей жизнью. Пока кто-то меняет лоурайдеры на дорогие тачки, перестает торговать крэком и мечтает удрать из гетто, русский персонаж остается на своем месте, — он не эволюционирует, не стремится к лучшей жизни, продолжая рассуждать о «напасах» и тяжелых бандитских буднях.
Да и сами Шило, Фельдман и битмейкер Фантомас 2000 с трудом вписываются в образ рэп-музыкантов. Пока коллеги по цеху записывают совместные фиты с подросшим поколением рэперов, бесконечно тусуются, экспериментируют с жанрами и развиваются, «Кровосток» выдает единственный более-менее оригинальный трек — стеб над модным клауд-рэпом (прошлогодний «Душ») — и возвращается к привычному звучанию с монотонной читкой. Они не пишут модные диссы и не участвуют в баттлах — им это просто ни к чему. Монстр баттл-рэпа Oxxxymiron на весь Рунет заявляет, что «Кровосток» — «золотой фонд русской словесности и важнейшее явление в культуре» за последние 20 лет. Рэп-сообщество сильно тревожится, когда их песни пытаются запретить, — а парни остаются в стороне. Они и сегодня не корешатся с остальными рэперами.
Спустя 15 лет с момента основания всем очевидно, что тексты группы стали уличным фольклором. Выпускники киношкол снимают на их песни клипы — и музыканты ничего за это не платят. Во время нашумевшего дела о запрете «Кровостока» в 2015 году в сети разгорелась полномасштабная акция в их защиту. Все — от полицейских до дворников — фотографировались с плакатами «Кровосток наш», намекая, что этот проект — не менее ценное завоевание, чем вхождение Крыма в состав России.
Концерт группы состоится в московском ГЛАВCLUB GREEN CONCERT 19 октября.