Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

«Вот это номер!» В Центре театрального мастерства – премьера спектакля «Дятел»

О чем спектакль?
«Вот это номер!» В Центре театрального мастерства – премьера спектакля «Дятел»
Фото: nn.runn.ru
О любви. В широком смысле слова. О любви к миру, создателю, людям, себе самому. О честности и смелости быть собой и признаваться себе в чем-то. О неравнодушии или ненависти к тем, кто чем-то от тебя отличается. О принятии или неприятии своих чувств и чувств другого. О зацикленности на себе каждого и невозможности услышать и увидеть страдания близкого. О потере связи с истиной, добротой и красотой. О неизбежности жизни и неизбежности смерти. О времени. Об одиночестве.
Главный герой истории – молодой мужчина Саша Семенов. Мы видим его в переломный момент жизни, когда он вдруг, с одной стороны, осознает иллюзорность своего существования и того, что врал себе на протяжении нескольких лет, а с другой – просто-напросто скатывается с катушек. Импульсом к внутренним изменениям становится его встреча с дятлом. Он слышит пение этой птицы. Поет ли дятел? Саша считает, что да. Быть может, просто не каждый способен его услышать?
Саше предстоит пережить череду неприятных ситуаций: его уволят, его бросит жена, он попадет в больницу Кто-то скажет: «Да он неудачник, лузер какой-то!» Кто-то отметит: «По-человечески бы себя вел, ничего бы такого и не произошло». Кто-то только покачает головой и пожалеет.
Кто есть кто?
Сашу Семенова играл . Но в перспективе он будет чередоваться с . Когда Антон будет в этой роли, Никита будет исполнять другие. Они взаимно заменяют друг друга.
Все остальные артисты – , , Андрей Хозяев, Ольга Бакулина, Алена Баранова, Антон Парамонов – предстают сразу в нескольких образах. Например, Екатерина Беляева – врач, бомж, санитарка, коллега Саши и еще несколько персонажей.
Актеры быстро перевоплощаются: снимают одну маску – и тут же надевают другую.
Получается, что режиссер противопоставляет главного героя остальным. Ему принадлежат монологи о любви, о красоте, о переживании боли и уходящем времени. Его интонации искренние и настоящие. Их же – преувеличенные и искусственные. Несмотря на это, каждый персонаж обаятелен по-своему (и у каждого актера есть звездный час, можно сказать, сольное выступление). Режиссер говорит, что их на репетициях он называл «людьми-оборотнями»:
- Все они – часть некой силы, действующей в нашем мире: дьявольской, губительной, черной. Она во всем вокруг: в людях, в тенденциях, в моде, в увлечениях. Она пожирает все сферы человеческой жизни как метастаза. Это страшная болезнь нашего времени. Она, на мой взгляд, сейчас побеждает таких, как Саша Семенов.
Внимание деталям
Все герои – в серой одежде, в том числе и Саша. Он – часть общества, один из них, как ни крути. Возможно, поэтому его участь и оказывается трагической. Он часть системы, но ему в ней некомфортно, и однажды он ее перестает принимать. Соответственно, и она его тоже.
Темы, которые поднимают драматург и режиссер, непростые. Но подаются они и тем, и другим с юмором. А порой и с сарказмом, и с самоиронией. В одном из эпизодов персонаж произносит фразу: «Вот это номер!» По сути, большую часть сцен можно было бы ей и охарактеризовать. В хорошем смысле. Зритель смотрит спектакль, собранный из нескольких номеров: ярких по форме, своеобразно звучащих, необычно визуально оформленных. Достичь такого эффекта удалось Александру Сучкову вместе с режиссером по пластике , композитором Марком Булошниковым и Екатериной Филаретовой, которая работала с костюмами.
Обратите внимание на декорации. Их минимум: три арки, свисающие с потолка лампочки и скамейки. Возникают ассоциации с убранством церкви. Неоднократно актеры «пропевают» свой текст на мотив религиозных песнопений. Кроме этих, есть и другие моменты, связанные с данной тематикой. Церковь в данном случае – это метафора нашего мира, который, если говорить о православных традициях, создан Богом. Это дом Бога, в который мы пришли в гости, но ведем себя часто по-хамски. Увы, но здесь продаются духовные ценности, здесь люди не уважают и не слышат друг друга, здесь каждый считает, что вправе покарать другого.
По сути, Саша Семенов – это юродивый, которого не принимают, который ведет себя часто «ненормально», даже «аморально», но является мучеником и заслуживает сострадания. Он, может быть, в какой-то степени и сам Христос. Однажды свет так падает на актера, исполняющего эту роль, что над ним возникает нимб. Он ужинает с бомжами – и эта сцена напоминает Тайную вечеря. Его предают – и он воскресает.
Помните детскую песенку «У дороги чибис»? Она становится лейтмотивом спектакля. Режиссер акцентирует внимание на некоторых словах, и она начинает восприниматься по-новому, и возникают новые смыслы, придающие ей пронзительное звучание.
Слово режиссеру
Заслуженный артист РФ Александр Сучков о репетиционном процессе:
- Жанр мне подсказал текст. Нам нужно пройти по острой грани, а это дело рискованное. На репетициях мы пытаемся нащупать способ существования. Нам нужно достичь баланса, при котором на одной чаше весов – театр представления, игры, смелой и масочной, а на другой – искренние интонации и ноты признания. В этой пьесе есть внутренний перевертыш, который для меня важен.
Кому нельзя пропустить
Тем, кому интересна современная драматургия, кто любит эксперименты в театре и готов задавать себе неудобные вопросы.
Вновь на сцене
25 ноября в 19:00 в Центре театрального мастерства (ул. Варварская, 32).