Войти в почту

Эйнштейниана в картинах самарской художницы Полины Горецкой

На выставке, названной по одной из картин Полины, "Эйнштейн — заклинатель хаоса", можно увидеть 11 ее произведений. К сожалению, небольшое фойе Дома журналиста и литератора не позволило представить творчество Горецкой более полно. Но и эти картины создают большой притягивающий к себе мир — многокрасочный и парадоксальный. Первоначально Полина собиралась назвать эту выставку "Эйнтшейниана". Портреты великого физика в разных вариантах — на половине представленных картин. Вот картина, давшая название выставке. Эйнштейн задумчив, с неизменной трубкой и чашечкой кофе. На картине рядом, вопреки ее названию, "Кофе и Эйнштейн в утреннем хаосе", великого ученого нет, о нем рассказывает обстановка комнаты, из которой он, может быть, только что вышел. В последнее время картины Полины Горецкой часто выставляются и в Самаре, и Тольятти. И я не помню ни одной ее выставки, где бы не было несколько Эйнштейнов. Почему именно он? "Мне близка его парадоксальность, иррациональность, — говорит художница. — Когда он начинал заниматься какой-нибудь научной загадкой, на выходе порою получалось то, чего он и не ждал. Это близко мне как художнику. Ведь порою и картина начинается просто с какого-нибудь яркого пятна, и невозможно предугадать заранее, какие из этого вырастут образы". На нынешней выставке тема Эйнштейна развивается музыкально — в разных тональностях. Есть тут и "Эйнштейн в ми-мажоре" в праздничных малиновых тонах. И "Эйнштейн в соль-мажоре", где появляются грустные мотивы и преобладают тревожные желтые тона. А вот "Эйнштейн и скрипка". Великий ученый здесь — словно на грани безумия. И как продолжение музыкальных парадоксов — экспрессивная картина "Контрабас". Созвучны с миром Эйнштейна, парадоксальным и непредсказуемым, и картины Горецкой по мотивам "Алисы в стране чудес" Льюиса Кэррола. Героиня этой сказки и мартовский заяц словно бы увидены глазами великого ученого. Близок этому миру и веселый абсурдный мир на картине "Трое в лодке, нищета и собаки" — вольная интерпретация мотивов знаменитого романа Джерома Клапки Джерома "Трое в лодке, не считая собаки". Вполне вписывается в этот мир и картина "Конструктор с папиросой", хотя по теме она близка нашей повседневности. Произведения на выставке удачно дополняются поэтическими комментариями Натальи Эскиной, журналиста и музыковеда, давней поклонницы творчества Полины Горецкой. На открытии выставки можно было приобрести недавно вышедшую книжку Эскиной — в ней рассказывается о творчестве самарской художницы, текст сопровождается фотографиями и репродукциями ее работ. "Полина Горецкая в многоцветном мире" — так называется эта книжка. А увидеть кусочек этого многоцветного мира на выставке в Доме журналиста и литератора любители живописи смогут еще в течение месяца.