Войти в почту

Стать астронавтом, упасть в черную дыру и потерять зрение

Потрогай мир «Hold the world» (2018) Подобно тому как русские дети знакомятся с природой под голос Николая Дроздова, английские дети вырастают на рассказах Дэвида Аттенборо. Программа «Потрогай мир вместе с Дэвидом Аттенборо» — это шанс почувствовать себя маленьким англичанином, который очутился в лондонском музее естествознания. Аттенборо проводит виртуальную экскурсию на английском языке, поэтому посетителям может быть непросто разобраться во всех тонкостях устройства экспонатов. Зато взрослые получат огромное удовольствие не только от классического британского акцента, но и от возможности наконец-то внимательно разглядывать скелеты и окаменелости. Hold the world with David Attenborough Главный недостаток современных музеев — запрет трогать экспонаты руками. Но только не в виртуальной реальности: здесь можно заходить в комнаты в любом порядке, выдвигать ящики, доставать экспонаты, подносить их к самым глазам и как угодно крутить. Наводя курсор на разные части кости или животного, посетитель запускает рассказ Аттенборо о том, чем примечательна именно эта часть тела, зачем она нужна и как помогает восстановить образ жизни организма. В конце рассказа экспонат «оживает» и начинает бегать, летать или кусаться, подкрепляя тем самым историю о реконструкции давно вымерших или редко встречающихся видов. Музеи будущего, конечно же, должны быть виртуальными. Каждый посетитель должен иметь возможность рассмотреть именно то, что интересно ему, и получить ответ на конкретные возникающие вопросы. А главное — трогать, нюхать, слушать и задействовать все возможные органы чувств, особенно если этому посетителю еще не очень много лет. Но пока нам до тотальной виртуализации далеко, остается только ходить на фестивали и завидовать грядущим поколениям. Полина Лосева, обозреватель Падение в черную дыру под шепот Патти Смит Spheres (2018, реж. Даррен Аронофски) Космос огромен. Его не объять, кажется, даже разумом. Он измеряется миллиардами световых лет, миллионами градусов, триллионами галактик — величинами, которые просто невозможно представить. Глядя ночью в звездное небо, мы видим лишь светящиеся точки в черноте. Слыша новость об очередном исследовании черных дыр, представляем себе лишь смутное пятно в космическом пространстве или вспоминаем кадры из «Интерстеллара». Читая «Высший замысел» Стивена Хокинга, и вовсе затрудняемся вообразить, как могла выглядеть Вселенная в момент большого взрыва. Но так хочется представить воочию, как выглядят все эти невероятные космические объекты, о которых нам рассказывают ученые, и VR-фильм «Сферы» Дарена Аронофски дает такую возможность. Spheres (2018) Надев шлем и взяв в руки джойстики, зритель обнаруживает себя внутри северного сияния, переходящего в фантастически красивую визуализацию магнитного поля Земли. А дальше начинается путешествие сквозь пространство и время — 13 миллиардов световых лет существования нашей Вселенной, уложенные в 40 минут повествования под торжественный шепот голливудских актрис Милли Бобби Браун, Джессики Честейн и Патти Смитт о невидимых волнах, пронизывающих пространство, музыке звезд и хрупкости нашей голубой планеты. Что произошло в момент Большого взрыва? Что внутри Черной дыры? Как выглядят вблизи кольца Сатурна? А нейтронная звезда? Фильм предлагает зрителю ответы на эти вопросы, погружая его в центр космических событий и создавая ощущение полета сквозь Вселенную. Отдельный милый бонус от дизайнеров VR-эффектов: с помощью джойстиков по ходу действия фильма можно создавать всевозможные искры, волны, огоньки и светящиеся шлейфы, чувствуя себя волшебником, взмахивающим волшебной палочкой — что называется, «залипательно». Интересно даже взрослым, а дети наверняка останутся в полном восторге. Евгения Щербина, корреспондент В будущем плохо Программа «Технопессимизм» Мрачное или светлое, но будущее связано с технологиями. Может быть это будут программы, с помощью которых можно управлять своими воспоминаниями. Ведь так приятно вытащить из глубин памяти счастливые моменты и прожить их еще раз. И, если угодно, показывают создатели фильма Remember, то эти моменты можно будет отретушировать, как снимки в фоторедакторах: добавить яркости, убрать что-то лишнее или кого-то лишнего, а «правильного человека» добавить. Получится красивая сказка, которой, правда, никогда не было — что совершенно не мешает в нее погрузиться, как в теплую ванну. Захочется ли выходить из нее обратно, в холодную реальность? А может быть развитие технологий в скором будущем приведет к кибервойнам. Создатели фильма Zero Days вспоминают компьютерный червь Stuxnet, который не просто шпионил за пользователями, а повлиял на физический нанеся огромный урон иранской ядерной программе. Zero Days описывает будущее в котором Иран разработал ядерное оружие нового поколения, США и Израиль создали компьютерный вирус для атаки на иранскую инфраструктуру, а уже это повлекло за собой создание в Иране самой мощной в мире киберармии. В общем, все плохо, и мы от этого обязательно умрем. Любители алармистских настроений, те, кто переживает о судьбах мира и уверен, что новая мировая стоит на пороге, оценят картину по достоинству. Почему Sonar 360 попал в этот блок, не столь очевидно. В нем нет ни пророчеств, ни порабощения людей машинами — он, пожалуй, просто мрачный. Зато есть картинка и драйв, характерные скорее для компьютерных шутеров — да и сюжет соответствующий: космический дрон улавливает загадочный сигнал из глубин астероида и мчится к его источнику по каменным туннелям. В VR-шлеме это выглядит очень натуралистично, так и хочется выглянуть за борт дрона. Sonar 360 (2017) Ну а лента PLANET ∞ располагает к медитативному созерцанию. Это семиминутный ролик о том, что будет на планете после апокалипсиса. Хотя даже думать об этом немного жутко, но после людей планета будет жить. Как жила без нас многие, многие миллионы лет. Алиса Веселкова, корреспондент В будущем хорошо Программа «Технооптимизм» NASA продолжает заражать людей любовью к космосу, позволяя каждому страждущему почувствовать себя путешественником, пусть и в виртуальной реальности. Space explorers — короткометражный фильм, который за 18 минут он с головой (и нервной системой) погружает зрителя в мир тех, кого мы привыкли считать сверхлюдьми. Вы попадаете на летную базу, сидите за столом на рабочем совещании астронавтов, катаетесь по испытательному полигону на луноходе, погружаетесь под воду с дайверами в гидролаборатории и, наконец, выходите в открытый космос. От такого переключения локаций вестибулярный аппарат сходит с ума, но впечатления того стоят. Когда ты, сидя плечом к плечу с астронавтами, слушаешь о том, тебя ждет за пределами Земли, гул ежедневной рутины в голове затухает, и ты в полной мере проникаешься такой простой и при этом невозможной мечтой — выйти за пределы своей планеты и покорить космическое пространство. Space Explorers (2018) Notes on blindness — семиминутное погружение в мир слепых. Фильм создавался на основе дневника профессора Джона Халла, который потерял зрение и начал фиксировать то, как изменилось его восприятие окружающего мира, делая аудиозаписи. Это короткая и трогательная зарисовка: ты сидишь в парке вместе с автором, слушаешь его голос и наблюдаешь за размытыми полупрозрачными силуэтами — именно по таким отголоскам движения достраивают изображение мира люди, которые потеряли зрение. I saw the future — визуализация того, каким Артур Кларк, один из главных фантастов ушедшего века, видел будущее из далекого 1964 года. Сюжет в буквальном смысле завязан на «говорящую голову» — трехмерную проекцию портрета Кларка, прогнозирующего разные сценарии развития человеческого общества. Странно, что этот французский фильм попал в программу «Технооптимизма» — его место, скорее, в другом разделе VR-программы, в «Технопессимизме». Потому что радостно воспринимать бесконечно перестраивающуюся в разных проекциях, разваливающуюся на символы и линии голову, рассказывающую о техническом прогрессе и грядущих неприятностях, довольно сложно. Анастасия Тмур, продюсер

Стать астронавтом, упасть в черную дыру и потерять зрение
© Чердак