Ещё
Как семья Майкла Дугласа бежала из России
Как семья Майкла Дугласа бежала из России
Актеры
Как выглядит и чем занимается Таисия Маслякова
Как выглядит и чем занимается Таисия Маслякова
ТВ
Новинки кино прошлого года, которые не заметили
Новинки кино прошлого года, которые не заметили
Фильмы
Петицию об увольнении шоураннера «Ведьмака» закрыли
Петицию об увольнении шоураннера «Ведьмака» закрыли
Сериалы

Лабораторная работа. Из чего состоит театр «Центр драматургии и режиссуры» 

Лабораторная работа. Из чего состоит театр «Центр драматургии и режиссуры»
Фото: Mos.ru
Обычный сталинский дом буквально в минуте ходьбы от станции метро «Сокол». На первом этаже — театр «Центр драматургии и режиссуры» (ЦДР). Точнее, его основная площадка, еще две — на Беговой (там, где раньше были кинотеатр «Темп» и театр «Вернисаж») и Поварской. Спектакли идут на первых двух, а третья, расположившаяся в бывшем пространстве легендарного Театра , скоро станет базой для театральных лабораторий.
Собственно, с эксперимента 20 лет и началась история ЦДР. Это первый в Москве театр, ставший свободной площадкой для молодых режиссеров, которые в конце девяностых хотели работать с новой драмой. Среди них были , , и . Последний, кстати, был художественным руководителем театра в конце 2000-х. Сегодня ЦДР руководит режиссер , 15 лет назад поставивший здесь первый спектакль в только что тогда изобретенном им жанре soundrama.
С чего все начиналось
Идея создать площадку для работы исключительно с современной драматургией принадлежит режиссеру и драматургу . Первый сезон открылся в 1998 году на сцене Дома актера спектаклем по пьесе «Юдифь» с  в главной роли.
В 2001-м Кирилл Серебренников поставил здесь свой первый спектакль «Пластилин» по пьесе . Ольга Субботина сделала в ЦДР первую в России постановку по пьесе классика британской новой драмы , а Владимир Агеев представил «Игру в классики» по одноименному роману Хулио Кортасара. О ЦДР начали говорить как о новом важном театре, но своей собственной сцены у него все еще не было — спектакли играли в Доме Высоцкого.
Первое время режиссеры сами искали деньги на постановки, но в 2003-м театр получил государственный статус и финансирование. Тогда же Казанцев был удостоен премии Станиславского и «Чайки» за свое детище. К сожалению, времени, когда у ЦДР появилась собственная площадка, он не застал — его не стало в 2007 году.
К моменту переезда театра на первый этаж жилого дома на «Соколе» его возглавил Михаил Угаров, один из создателей «Театра.doc». Он поставил здесь три спектакля — нашумевшего «Облом OFF», на который стремилась попасть вся театральная Москва, «Класс Бенто Бончева» и «Трансфер» (оба по пьесам ). При Угарове режиссер создал лабораторию «Мастерская на Беговой», где молодежь представляла свои постановки совету экспертов.
Во главе — Панков
В 2016 году в ЦДР начался новый период — должность худрука занял режиссер Владимир Панков. В 2003-м он ставил в ЦДР спектакль «Красной ниткой». Труппа приняла его безоговорочно. Именно он настоял на появлении творческих лабораторий и на том, чтобы театр выглядел так, как когда-то задумывали его создатели. Он считает, что главной задачей ЦДР должна оставаться помощь молодым талантам, у которых нет своей платформы.
В прошлом году с подачи Панкова на площадке на Беговой появился проект «ЦДР. Старт», дающий молодым актерам и режиссерам возможность работать над спектаклями, которые могут войти в репертуар театра. Одна из таких постановок — «Старосветские помещики» по Гоголю, созданная выпускниками ВГИКа.
В ближайшем будущем особое внимание уделят площадке на Поварской. Там организуют лаборатории для молодых режиссеров, композиторов, художников и хореографов.
Что такое soundrama
Soundrama — придуманный Панковым синтетический жанр, который объединяет драму, звук, оперу и даже балет. Первым спектаклем в этом жанре стал «Красной ниткой» (2003) по пьесе . Спектакль начался с томительного диалога героев, переживающих жуткое похмелье: сдобренный саундтреком, состоящим из гула, шипения, хорового многоголосого причитания, он произвел на публику мощнейшее впечатление. Дальше было больше, и красной нитью по всему спектаклю, состоящему из таких обрывочных диалогов и разрозненных фраз, проходил звук — он играл собственную роль.
Спектакль показывали на фестивалях в Германии, Франции, Польши, Финляндии, Венгрии. В Польше он получил приз за оригинальную театральную форму и за лучшее музыкальное сопровождение.
Soundrama сегодня — это еще и студия, созданная Панковым в 2003 году. Резиденты — музыканты, хореографы, актеры, звукорежиссеры и композиторы. Они участвуют в международных проектах, ездят на гастроли, дают концерты, сочиняют музыку к фильмам. Самый известный — «Дети Арбата» (2004).
Soundrama создает спектакли в сотрудничестве со многими российскими театрами. Среди них — московские Центр имени Вс. Мейерхольда, Et Cetera, «Театр наций», «Гоголь-центр». За саундрамовский спектакль «Машина» Панков в 2015 году получил «Золотую маску».
Что посмотреть
В репертуаре ЦДР есть спектакль-комикс «Спасти супербелку» . Почему комикс? Представьте небольшую декорацию-экран на сцене. Меняются анимационные изображения, рядом с актерами появляются мультимедийные персонажи. Комикс создается прямо на месте, в режиме реального времени. История о девочке Флоре, которая отправилась в путешествие по миру собственных фантазий вместе с другом-белкой, очень нравится детям, особенно юным зрителям старше 10 лет.
Всей семье будет интересно сходить на «Школу сна» , создателя театра для детей «Трикстер» и лауреата «Золотой маски» за спектакли «Эпос о Лиликане» (2010) и «Путешествие в страну Джамблей» (2016). Зрители в «Школе сна» становятся учениками выдуманной школы, где из всех наук признают только сон. Им выдают домашние тапочки и ночные рубашки. Вместо зрительного зала — огромная кровать, на которую они могут прилечь. А дальше всех учат спать как следует: академики зевоты и магистры храпа рассказывают, как лучше зевать и какие колыбельные слушать. Спектакль длится один час.
Стать участниками действия можно и на спектакле-перформансе «Душная ночь» — он рассчитан на взрослых зрителей. Им предлагается стать присяжными на рассмотрении дела о преступлении, совершенном на почве безответной любви. В постановке используются материалы настоящих судебных обвинительных актов. Спектакль создала педагог Школы-студии МХАТ, актриса и режиссер .
Спектакль в жанре soundrama «Старый дом» тоже для аудитории постарше. Владимир Панков поставил его в память об основателе театра Алексее Казанцеве по его же пьесе. Выйти на одну сцену с начинающими актерами Панков пригласил («Интердевочка», «Каменская») и  («Двенадцать стульев», «Принцесса цирка»). В спектакле звучит музыка , Жоржа Гарваренца, .
В 2017 году в репертуар театра вернулся легендарный спектакль Казанцева «Москва — открытый город», построенный на историях жителей столицы. Он шел на сцене ЦДР 10 лет, постоянно меняясь. Сегодня постановка совершенно новая: Панков соединил в нем проект Казанцева со своей знаковой работой начала нулевых «Переход». На выходе получился спектакль «Москва — открытый город. Переход», живое напоминание об истории театра.
В конце 2017-го Панков поставил в ЦДР «Кеды». Это третья работа молодого драматурга Любы Стрижак, написанная в 2011 году. Через год она завоевала приз «Пьеса СегоДня» на Международном фестивале театра и кино «Текстура». Главные герои — молодые музыканты, которые пытаются найти смысл жизни и заодно купить новую пару кед.
«Однорукого из Спокана» по пьесе ирландского короля черного юмора о человеке, который ищет когда-то сделавших его инвалидом злодеев, тоже поставил Владимир Панков. «Нам было интересно изучить стилистику иностранного черного юмора и перенести его на отечественную сцену», — говорит режиссер.
, участник первой режиссерской лаборатории ЦДР, поставил спектакль «Раковый корпус» по . На сцене — большая больничная палата. Каждый из обитателей проходит путь от отрицания болезни до принятия.
Проекты и лаборатории
В кафе театра по четвергам проходят концерты, поэтические вечера и перформансы, которые можно посетить абсолютно бесплатно в рамках проекта «ЦДР. Live». Музыканты и поэты за возможность выступить тоже ничего не платят.
Для детей — бесплатный проект «ЦДР. Каникулы». С ними занимаются хореографией, рассказывают о закулисной жизни, о том, как технически ставят спектакль, объясняют, как работать с декорациями, светом, звуком.
Также работают лаборатории и для взрослых: режиссерская, хореографическая, драматургическая и акустической читки. Куратор режиссерской — Владимир Панков. За эти занятия платить тоже не надо.
Проект «ЦДР. Диалог» также включает в себя лекции, дискуссии с режиссерами и актерами. Они подробно рассказывают о своих постановках — от замысла до воплощения.
Видео дня. Как выглядела в молодости Татьяна Орлова
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео