Войти в почту

В Тольятти проходит выставка репродукций картин Босха и Брейгеля в технике "жикле"

"И Босх, и Брейгель были очень любимы своими современниками, — рассказывает заместитель директора музея по научной работе Лариса Москвитина. — В восемнадцатом веке об этих художниках забыли. А открыли заново в начале двадцатого, в эпоху сюрреализма. Художники того времени почувствовали удивительный тайный язык Босха и Брейгеля. И это притягивало к ним". Проникнуть в символические миры двух фламандцев помогала музыка Баха, которая оказалась абсолютно созвучной этим картинам. Эту музыку исполнили на открытии экспозиции студенты музыкального колледжа им. Р. К. Щедрина. Здесь же, на выставке, можно было познакомиться с описанием картин и трактовкой их тайных символов. Пожалуй, более всего внимание зрителей задержала программная работа Босха "Сад земных наслаждений", оригинал которой находится в музее Прадо в Мадриде. Огромное количество отдельных сюжетов здесь сплетается в метафорическую историю о грехе сладострастия. Отдельные фрагменты картины на протяжении многих десятилетий имеют совершенно разные трактовки. Одну из них, кстати, недавно предложил польский режиссер Лех Маевский в фильме, который так и называется — "Сад земных наслаждений". Несколько раз Босх обращался к образу святого Антония, живописуя те искушения, которым он подвергался. Любопытно проследить на выставке, как менялся этот образ у художника на протяжении его жизни. Младший современник Иеронима Босха Питер Брейгель (Мужицкий) оставил после себя также небольшое творческое наследие — не многим более сорока картин. Репродукции лучших из них можно увидеть на выставке. Его картины, в которых бытовые сцены перерастают в фантасмагорию, зачастую наполнены многочисленными персонажами, символизирующими различные человеческие пороки. В одной только картине "Фламандские пословицы" исследователи насчитывают около ста сюжетов. Помимо известных работ, растиражированных многочисленными изданиями ("Падение Икара", "Вавилонская башня", "Крестьянский танец" и других), зрители могут увидеть и копию произведения, "открытого" совсем недавно, в 2010 году. Речь идет о картине "Вино на празднике святого Мартина", где мы видим столпотворение простолюдинов, облепивших бочку с вином. Восемь лет назад бывший владелец картины обратился в музей Прадо для ее реставрации. Картину просветили рентгеном и в левом углу, под инвентарным номером, с удивлением обнаружили авторскую подпись Брейгеля. После этого музей приобрел произведение за 7 миллионов евро.