Войти в почту

Инклюзивный театральный фестиваль «Территория жеста»

15 декабря Театр Мимики и Жеста приглашал на закрытие инклюзивного театрального фестиваля «Территория жеста». Как можно предположить уже из названия, театр этот необычен как минимум тем, что на сцене вы не услышите живой речи. Еще одна необычность заключалась в том, что вход на мероприятие оказался бесплатным - достаточно было получить приглашение в кассе театра. Дюжина российских театральных групп и объединений, а также ряд иностранных коллективов принимали участие в фестивале, длившемся с десятого по пятнадцатое декабря. Так, на конкурсной основе свои творческие работы представляли Новосибирский Центр социокультурной анимации «Амплитуда тишины», саратовский театр «Добряночка», Ханты-Мансийский Театр пластики и пантомимы «Гротеск», питерский Театр глухих, казанская «Музыка песка» (MusicSand), московский театральный проект не слышащих актеров «Недослов». Ростов-на-Дону и театр-студия "Маска", "ПИАНО" - театральный нижнегородский коллектив, "Голос тишины", прибывший из Улан-Удэ, Театр пластических импровизаций (руководителем которого является Е.В. Герасимова), а также гости из таких стран как Беларусь, Румыния и Армения. Завершающий день фестиваля начался с оригинального спектакля "Малыш и Карлсон". Этот спектакль был представлен непосредственно актерами Театра Мимики и Жеста и гостями из Казани (Песочный театр Явкиной). Собственно, немалая часть спектакля состояла из так называемой песочной анимации, живо заинтересовавшей зрителей .- согласитесь, подобное увидишь нечасто! Один из посетителей спектакля заявил, что представление воспринималось им двойственно. С одной стороны, отсутствовало то, что привычно каждому театралу - стандартные актеры, стандартные действия... Установленный на сцене стол с мелким песком, предназначенным для рисования по сыпучей поверхности, проекция создаваемых рисунков на огромный экран. Дикторы зачитывали текст согласно ролям, а экран демонстрировал зрителям песочные картины. По мнению данного посетителя, спектакль был предназначен скорее для взрослой, нежели для детской аудитории. Малыши, для которых мультфильм - это что-то яркое, быстрое, динамичное, на середине действия начинали скучать. Зато взрослые зрители смотрели на картины из песка, затаив дыхание, и восхищались необычностью и искусством постановки. Длительность спектакля была небольшой - всего час, но для некоторых детей и это оказалось тяжеловатым. Впрочем, дочка посетителя, дошкольница, сказала, что ей-то представление вполне понравилось, и она даже с удовольствием посетила театр повторно. Дальше театром пластической импровизации под руководством Е. В. Герасимовой из Улан-Удэ было представлен «Бабочки полет» в жанре пластического эссе. Красивое, необычное, эффектное действо. И, наконец, около пяти часов начался гала-концерт вкупе с церемонией награждения лауреатов и победителей фестиваля. Помимо представлений зрители, пришедшие в Театр Мимики и Жеста во время этого фестиваля, могли поучаствовать в занимательных мастер-классах. Например, усовершенствовать свое актерское мастерство, поучиться русскому языку жестов или попробовать создать свою картину на песке и из песка. Между прочим, "песочная анимация" на самом деле является очень древним искусством. Судите сами - исконные жители Америки, индейцы, давным-давно использовали нечто подобное в своих целительских ритуалах. Они "рисовали" на мелко толченом угле, размолотом зерне и песке. Австралийцы тоже не отставали - материалами им служили песок, вулканический пепел и глина. Тибетские монахи также пользовались сходной техникой, создавая свои мандалы - особые картины, подлежавшие уничтожению после проведения ритуальный действий с их участием. Правда, вначале монахи вместе песка рассыпали мелкие полудрагоценные камни, но в наше время перешли к более прозаическому материалу. А японские миниатюрные садики? А египетские "цветные склянки" - колбы, в которых мастер и сейчас за весьма недолгое время создаст, перемешивая цветной песок, уникальную картину для заинтересовавшегося туриста? Говорят также, что рисование на песке - один из способов медитации. Во всяком случае, это и вправду требует определенного сосредоточения - наспех, кое-как, создать действительно красивое нечто не получается. В последнее время проводится все больше мероприятий, ориентированных на людей с ограниченными возможностями. Порой, как и на "Территории жеста", такие люди являются вовсе не только зрителями, но и полноценными участниками происходящего действа. Своими успехами они безмолвно говорят со сцены - смотрите, да, у нас есть определенные проблемы, но все это преодолимо! Мы живем так же ярко, как и иные, "обыкновенные", люди, мы заняты любимым делом, мы творим и открываем наше творчество для других. Не стоит опускать руки, жизнь может быть прекрасной для каждого, главное - суметь найти для себя это прекрасное и не побояться самому сделать к нему шаги. Такие фестивали дают людям понять, что то или иное ограничение возможностей никоим образом не делает человека "хуже", не отгораживает его от общества и общественной жизни незримой стеной. Остается порадоваться за тех, кто уже сумел это понять и пожелать удачи на том же пути остальным. Ранее мы писали про проект "Театр в школе".

Инклюзивный театральный фестиваль «Территория жеста»
© CBS MEDIA