Достоинства и недостатки: в Общественной палате обсудили проблемы молодых отечественных сценаристов 

Достоинства и недостатки: в Общественной палате обсудили проблемы молодых отечественных сценаристов
Фото: Ревизор.ru
Всероссийская акция «День короткометражного кино» проходит на многих площадках страны, где проходят показы кинокартин короткого метра. Традиционно День короткометражного кино отмечают 21 декабря. Этот праздник учреждён в 2011 году Национальным центром кинематографии и анимации Франции, а в России эту акцию впервые провёл Молодёжный центр Союза кинематографистов в 2014 году.
Модераторами Круглого стола в ОПРФ стали сопредседатель Правления Молодёжного центра Союза кинематографистов России , и режиссёр, народный артист РФ, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия .
Круглый стол
В Круглом столе приняли участие руководители кинематографических организаций России, члены , участники и лауреаты Всероссийского питчинга дебютантов.
— Питчинг проходит в регионах достаточно успешно, в нём более 60 тысяч участников, — рассказывает , руководитель Молодежного центра Союза кинематографистов. — 35 региональных питчингов и 11 московских. Среди экспертов — Владимир Хотиненко, Александр Цикало, , . С каждым годом интерес ведущих студий к питчингу будет только увеличиваться. За годы снято около 80 фильмов: как полнометражных, так и короткометражных. С 15 по 25 декабря проводилась акция «День короткометражного кино»: более 780 площадок в 250 городах 70 регионов России приняли в ней участие. Цель акции — максимальное продвижение короткометражных фильмов.
Владимир Хотиненко рассказал о проблемах современного молодёжного кинематографа.
— Сейчас среди молодых сценаристов вырисовывается печальная картина. На мой взгляд, недостаточно используется потенциал литературы. Сегодня из кинематографа исчезло человеческое начало, хотя в последнее время заметно, что оно понемногу возвращается. Молодёжь неохотно рассказывает о себе в кино, но ведь интересно, чем она живёт, что происходит в её среде. Молодым авторам нужно давать больше шансов, использовать для этого и интернет. Для того, чтобы добиться качества произведений, нужно определённое количество. Проблема в том, что из мира исчезли идеи, и осталась одна: деньги, слава и меньше работы. Это, конечно, сказывается на искусстве. Хоть это и банально, но исчезла тема человека труда. Когда из нашего кино исчезает два культурных пласта: город и деревня, заметно снижается качество фильмов. В кинематографе нужна именно человеческая жизнь, а она ушла из области интересов. Это самое печальное, что современное кино лишено трёх важнейших основ: город, деревня и молодёжь. Фото: Елизавета Гришанова
, соруководитель Всероссийского Питчинга Дебютантов, поделился своим мнением о сценариях молодых авторов и дал им советы:
— Как председатель отборочной комиссии могу сказать, что русская литература — проблема, с которой мы сталкиваемся очень часто. Такое впечатление, что люди, участвующие в питчингах, полагают, будто до них литературы не существовало. Они словно вычеркнули из истории Чехова, Толстого и Достоевского, и начали отсчёт заново. Всем участникам обязательно прочитать заново «Преступление и наказание» хотя бы до пятой главы. Фёдор Михайлович, известный мастер сюжета, до шестой главы не рассказывает, какое преступление задумал его главный герой — Раскольников. Фактически это сериальная структура, когда пять глав читатель держится в напряжении, ожидая, что же будет дальше. Этому надо учиться.
Во всех фильмах и сериалах главная мысль — это семья, даже если это история про друзей. Нужно искать коммунистический смысл в своих произведениях. Очень часто приходят заявки, где все друг друга убивают абсолютно бессмысленно, и никто не получает удовольствия. Ищите вдохновение, ищите то, что вам близко, и пишите со смыслом. Фото: Елизавета Гришанова
, главный редактор Фонда кино, рассказала о сложностях начинающих сценаристов:
— Для сценарной группы важно качество сценария и то, что он всё-таки рассчитан на определённое число зрителей. Конечно, составу экспертов важен ещё и «послужной список» дебютанта, на это обращают внимание. Бывало, что выдающиеся сценарии убирал экспертный совет, так как было видно, что это арт, и его никто не будет смотреть. Иногда дебютанты приносят сценарий для полнометражного фильма, который на самом деле является «растянутым» сценарием для короткометражки. Часто люди, которые создают арт, пренебрегают синопсисом и структурой как неким препятствием. На самом деле они ничему не препятствуют. Если определённую мысль структурировать, она будет работать: при условии, если есть что сказать. Бывает и так, что сценарий выстроен по структуре, но в нём нет никакого смысла.
Игорь Мишин, продюсер и сценарист, рассказал о развитии кинематографического рынка и дал рекомендации дебютантам:
— Многие талантливые сценаристы пишут сериалы средней руки. Эти сериалы ниже их таланта, потому что на каналах приходится сталкиваться с утверждением, что слишком хорошие сценарии не нужны в силу бюджетных, экономических и других обстоятельств. Когда 3,5 тысяч часов снимается сериал, это реальный заработок. Многим сценаристам просто нужно, чтобы ремесло их кормило, и есть система качественных координат, которые отличаются от системы, в рамках которой реализуются крупные кинематографические проекты. Сегодня трудно найти сценаристов, которые занимались бы только кино и не писали сериалы. Это не проблема отсутствия талантов — это проблема рынка, который организован так, что основным заработком является производство сериалов. В год снимаются 150 сериалов, из них 5 — 6 — это качественные сериалы-события. Их не наберётся и десятка. В сериале структура жёстче, чем в кино, однако к сценариям сериалов не предъявляют высоких требований.
Сейчас нет кризиса талантов или кризиса идей: есть кризис спроса. А спрос определяет предложение. Платят, в основном, не за то, что очень интересно, однако это вовсе не означает, что этим не стоит заниматься. Поэтому я советую авторам качественно готовиться к питчингу, это особое искусство: продать свою сценарную идею на любом этапе. Фото: Елизавета Гришанова
К публичному выступлению надо относиться как к премьере в театре, должны быть репетиции и генеральный прогон. Пять минут, которые даются автору и режиссёру, нужно талантливо и тщательно отрабатывать. Питчинги дебютантов — это поиск интересных авторов, продающих свои творческие идеи. Каждый из них должен зарекомендовать себя как необычного и креативного человека с хорошим русским языком. Нужно обращать особое внимание на публичное выступление. Надо постараться найти средства на хорошего редактора для своего сценария: если учитывать те перспективы, которые открываются перед талантливым автором, оно того стоит.
Наталья Мокрицкая, продюсер, поделилась проблемами, с которыми приходиться сталкиваться во время работы с молодыми авторами:
— Кино нужно делать не для отечественного или зарубежного рынка, а для себя. Мы, продюсеры, старательно развиваем проекты. Это большой труд. Я имею много претензий к сценаристам. Сегодня один человек неспособен развить хороший фильм. У любого кино в настоящее время от трёх до пяти сценаристов. Это происходит и из-за развитого сценарного производства, и из-за того, что авторы не требовательны к себе. Ни один сценарист не хочет вносить правки несколько раз. В сериалах от них этого не требуют. Для продюсера работать с нетребовательными к себе авторами — это проблема. Ни один сценарист сейчас не пишет в стол; все они работают только на заказы, и поэтому у авторов нет тщательно продуманных сценариев.
Относительно Всероссийского Питчинга скажу, что мне больше нравятся питчинги в регионах: часто эта единственная возможность для авторов продемонстрировать своё творчество, заявить о себе и своих идеях. Каждый уважающий себя российский продюсер посещает эти питчинги.
, президент Гильдии кинокритиков, рассказал о двух точках зрения на успех в кинематографе:
— С ами идеи рождаются в воздухе, не в сознании отдельно взятого автора. И нужна трансформация, чтобы довести эту идею до экрана. Из 150 проектов 10 — 15 становятся событиями.
Сегодня востребована сериальная продукция, поэтому и шедеврами по большей части становятся именно сценарии сериалов. Немногие авторы стремятся к совершенству и оттачивают каждую деталь.
Создание сценария — это способ довести идею до определённого совершенства. Есть ещё один способ создания сценария: написать то, что скажет профессионал, так, чтобы это было определённым образом сконструировано. Проблема в другом: нет пособия по созданию шедевров, иначе все начали бы их создавать. Кинопроцессу нужны успешные фильмы, а как формулировать успех — существует два полярных мнения. Согласно одному из них, наиболее совершенное произведение — это то, которое никто не понимает, а поймут только через двести лет. То есть чем больше людей понимает произведение, тем оно хуже. Оппоненты этой точки зрения считают наоборот: качество произведения определяется большинством, и в этом случае вся ситуация поворачивается в другую сторону. Но истина где-то посередине.
Гульфия Шарипова, руководитель Молодёжного центра Союза кинематографистов республики Башкортостан, рассказала, чего не хватает молодым сценаристам из регионов:
— Прежде всего, регионам не хватает образования. Есть талантливые ребята, но часто во многих регионах очень слабый уровень подготовки к питчингу из-за отсутствия образовательных программ. Молодые авторы не знают, как профессионально подготовить свою идею, как её достойно представить продюсерам высокого уровня. Они делают это так, как могут, как увидели в интернете, на сайте Молодёжного центра.
— У молодых людей в регионах есть огромное желание учиться и создавать кино. В одном только Владивостоке пятьдесят человек сказали, что они хотят продвигать свои идеи, но им не хватает образования, и им необходимо в этом помочь, — отметил , заместитель председателя ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия. Фото: Елизавета Гришанова
, советник Министра культуры, рассказал о поддержке дебютантов:
— Любой автор и любая компания может подать заявку в конкурсе . У нас в уставе прописана поддержка дебютных работ. В эту систему встраивается Питчинг дебютантов, и мы сумеем благодаря структуре, созданной Молодёжным центром, построить работающую вертикаль, куда на конкурс Министерства культуры будут попадать интересные проекты с уже имеющимися экспертными заключениями.
Пётр Корягин, представитель Роскультцентра, рассказал о новых идеях для молодых авторов:
— Благодаря государственной поддержке не нужно откладывать открытие новых имён, в том числе в регионах. Эта система работает, мы готовы давать рекомендации для участия в различных мероприятиях, в том числе авторам, которые побеждают в питчингах. Роскультцентр осуществляет активную деятельность. Недавно была учреждена Национальная молодёжная кинопремия. Мы приглашаем принимать активное участие в форуме «Таврида», где есть профильная секция «Кино». Мы заинтересованы в киносценариях — сюжетах, событиях, особенно если они касаются истории нашей страны. Есть интересная идея по поводу собрания успешных киносценариев, её нужно развивать. Фото: Елизавета Гришанова
Открытие молодёжного киноклуба
После Круглого стола в ОП РФ состоялась презентация молодёжного киноклуба кинематографистов. Участникам Круглого стола представили некоторые короткометражные фильмы, в которых в том числе принимали участие известные актёры. «На чужбине». Кадр из фильма. Фото: kinopoisk.ru Так, например, снялся в экшне Тимура Джураева «Рикошет»: в нём рассказывается о молодом сотруднике , который украл из церкви крест и попытался скрыться от киллеров. Игорь Жижикин сыграл одного из них. , известный зрителям по сериалу «Улицы разбитых фонарей», и  снялись в комедийной короткометражке «Взятка». Среди представленных короткометражных фильмов колоритом и красочностью отличалась комедия, снятая режиссёром по произведению А. П. Чехова «На чужбине». В ней в главных ролях снялись , сыгравший русского помещика, и , выступивший в роли месье Шампуня.
— Открытие киноклуба — знаменательное и уникальное событие в жизни Общественной палаты, настоящий подарок к Новому году. Это обязательно нужно поддерживать и культивировать. Те идеи, о которых говорили на Круглом столе, нужно посеять в головах. То, что сейчас делается — бесценно, потому что близко к реальным процессам, и это очень важно, — отметил Владимир Хотиненко.
Видео дня. Как блокбастеры выглядят без спецэффектов
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео