Войти в почту

Ликбез по комиксологии: От пещер, «Жёлтого малыша» и андеграунда до полноправного искусства

На сегодняшний день комиксы являются неотъемлемой частью поп-культуры. Принято считать, что это новомодное веяние зародилось где-то в Америке в 30-х годах., Первый официальный комикс, Первым полноценным цветным комиксом принято считать «Жёлтого малыша» (Yellow Kid), опубликованного в конце девятнадцатого века Джозефом Пулитцером (да, да, тем самым) в его газете The New York World. Автор комикса — американский художник Ричард Аутколт, считающийся изобретателем современных комиксов. Кстати, по одной из теорий, обозначение «жёлтая пресса» появилось именно из-за цвета одежды «Жёлтого малыша». Ну, а дальше понеслось…, Почти все газетные издания публиковали странички с короткими комиксами. Они пользовались огромной популярностью (особенно у малограмотного населения и детей). Это происходило по всему миру, но именно в Америке появилось первое издательство, которое, наконец, додумалось собрать газетные комиксы в один журнал. Издательство называлось Cupples & Leon, и первый 52-ух страничный покетбук вышел в свет в 1903-ем году., Но возможно, всё случилось раньше… Комиксы пещерные и библейские, Прообразы комиксов человечество придумало ещё в незапамятные времена, когда первые люди начали наносить изображения своей жизни на стенах пещер., Чтобы лучше разобраться в истоках «комикса», для начала нужно дать ему определение. Лично мне больше всего нравится формулировка Скотта МакКлауда, автора книги «Понимание комикса» (англ. Understanding comics), которое звучит просто: «последовательные изображения». Или более полное: «смежные рисунки и другие изображения в смысловой последовательности»., Под это определение замечательно подходят древнеегипетские фрески и барельефы индейцев Майя. Кто знает, может все эти изображения похождений богов были лишь древними супергеройскими комиксами? Этого мы уже никогда не узнаем наверняка, но было бы забавно., В Средние века последовательными изображениями украшались тексты на библейскую тематику и гобелены. В Китае с 14 века истории в картинках выбивались на камнях или рисовались на гончарных изделиях. В России с 18-го века особенно развивался «лубок» — вид графики, наиболее похожий на современные комиксы. Как видите, некий симбиоз картинки и текста существовал задолго до того, как принял свою окончательную форму, которую мы с вами называем «комиксом». , «Второсортное чтиво» и инструмент политпропаганды, В конце 19-го-начале 20 века, несмотря на стремительное распространение и огромную популярность, комиксы всё ещё считались второсортным развлекательным чтивом. Основными жанрами, определяющими комиксы того времени, были: детективы, фэнтези и фантастика. Спецэффекты в кинематографе ещё не могли реалистично передать то, что могли изобразить художники в своих произведениях: сверхсилу, полёт человека, иные миры., 1930-ый год знаменуется началом «Золотого века комиксов». В 1934-ом году появилось издательство National Allied Publications, известное нам сейчас как DC Comics, а в 1939-м году компания Timely Comics — предшественник сегодняшней Marvel Comics. Началось повальное увлечение супергероикой. Самыми популярными персонажами того времени считаются Капитан Марвел (тогда он ещё принадлежал компании Fawcett Comics), Пластичный Человек, издаваемый издательством Quality Comics, а также детектив The Spirit под авторством Уилла Айснера (запомните это имя, к нему мы ещё вернёмся)., С началом Второй мировой войны комиксы набрали в популярности ещё больше, в основном из-за того, что в них начали изображать сюжеты победы над врагом. В американских изданиях часто можно было увидеть, как герои сражались с лидером нацистского движения Адольфом Гитлером. Всё это превратило комиксы в мощный инструмент политической пропаганды, использовавшийся со всех сторон., Интересный факт: однажды Геббельс прервал одно из кабинетных совещаний в Рейхстаге, ворвавшись со свежим выпуском комикса, и прокричал: «Этот Супермен — еврей!». Таким образом он намеревался отвадить немецкую молодежь от американских журналов. , Малолетние преступники, Кодекс комиксов и «Серебряный век», После окончания Второй мировой войны популярность супергероев пошла на спад. В надежде удержать внимание публики, издательские компании начали вносить разнообразие, добавив вестерны, юмор, романтику и хоррор-издания. Хорроры (или «ужасы») и триллеры читателям зашли, вот только в один прекрасный день озабоченные граждане Америки связали популярность хоррор-комиксов и количество преступлений среди несовершеннолетних, и в 1954 году издательства ввели в обращение так называемый «Кодекс комиксов»., Стало запрещено всё то, что привлекало читателей: насилие, откровенные сцены, реалистичное изображение битв и многое другое. Такой жёсткий ценз не дал шанса комиксам развиться во что-то более взрослое, но вернул популярность супергероям, сделав их, правда, довольно «плюшевыми»., Комиксисты, которые хотели создавать произведения для взрослой публики, ушли в андеграунд и буквально нарушали закон, издавая комиксы собственными силами в обход «кодекса»., После 1956-го года начинается так называемый «Серебряный век комиксов»,ознаменовавшийся появлением таких деятелей, как: Стэн Ли, Гарднер Фокс, Джон Брум, Курт Суон, Джек Кирби, Стив Дитко — в среде мейнстримных комиксов. И Френк Стак, Гилберт Шелтон, Харви Курцман, Роберт Крамб — со стороны андеграунда. Но был ещё один… Уилл Айснер. , Заявка на серьёзность, Уилл Айснер родился в 1917-ом году, его детство пришлось как раз на период становления комиксов как жанра. В сороковых годах он создал популярный графический детектив The Spirit, который выделялся среди супергероики и был шикарной альтернативой ей. Айснер считал комиксы полноценным искусством, и однажды заявив об этом в интервью «Балтимор Сан», был осмеян коллегами. Дело в том, что даже сами комиксисты того времени не считали свою деятельность чем-то серьёзным., Однако читатели комиксов росли, и вместе с ними рос жанр. Айснер посвятил себя изучению того, что он называл «последовательным искусством», и создал первый серьёзный графический роман «Контракт с богом», изданный в твёрдой обложке в 1978-ом году. Его работа стала революционной в комикс-среде и положила начало волне комиксов, рассчитанных на взрослую аудиторию. Вслед за ним опубликовали свои произведения Арт Шпигельман (его комикс «Маус» удостоился Пулитцеровской премии в 1992-ом году), Алан Мур (в 1982 вышел «В — значит вендетта» (V for Vendetta), Френк Миллер (в 1983 — «Ронин») и многие другие авторы . Эти серьёзные графические произведения повлияли на современных художников комиксов, изменив индустрию в самом её сердце., Интересный факт: в 1988 году была учреждена премия Айснера, которая является аналогом Оскара в комикс-индустрии. , «Бронзовый век»: социальные темы, выход андеграунда и ослабление Кодекса, Концом «Серебряного Века» принято считать июнь 1973 года, когда погибла возлюбленная Человека-паука Гвен Стейси в сюжетной линии под названием The Night Gwen Stacy Died. , В 70-х цензура «Кодекса комиксов» ослабла, явив миру «Бронзовый век». Сюжеты комиксов стали более взрослыми и затрагивали вполне серьёзные темы., Супергерои поднимали такие вопросы, как употребление наркотиков, алкоголизм, борьба за свои права и тд. Многие андеграундные комиксы вышли из подполья и явили себя публике, тут же став хитами. В 90-х годах про «Кодекс» вовсе забыли., Комиксы нашего времени, На данный момент индустрия комиксов переживает свой ренессанс («современный век»). Благодаря многочисленным экранизациям произведений, комиксы вновь обрели популярность и своих фанатов. Существует уже, как минимум, три поколения, воспитанных на комиксах, и это даёт индустрии приток новых деятелей (издателей, художников, предпринимателей, открывающих свои комикс-шопы). На данный момент, самым популярным фильмом в истории кино считается фильм, основанный на комиксах (думаю, все мы знаем какой. Но если нет, то вот подсказка: в центре событий элитная команда супергероев вселенной Marvel). Сюжеты комиксов давно вышли за рамки собственного формата и перерождаются в кино, играх, литературе, театре и мультипликации. То, что чуть больше века назад, зарождалось как способ забить газетную полосу, стало ярчайшим культурным феноменом, повлиявшим на жизни многих людей во всём мире., , Чтобы закрепить пройденный материал, предлагаю к прочтению следующую литературу:, Не менее занятна история развития комиксов в России. Например, причём тут Маяковский или Малевич, вы узнаете в следующей части комиксологии на «Твой Бро»! , Иллюстрации: архив Анастасии Эймы, ru.m.wikipedia.org, torange.biz, commons.wikimedia.org, blog.mann-ivanov-ferber.ru

Ликбез по комиксологии: От пещер, «Жёлтого малыша» и андеграунда до полноправного искусства
© Tvoybro.com