Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Горбатова ничто не исправит: Неоконченная повесть знатока дам и рабочих лошадок

Много пил и знал красивых женщин

Горбатова ничто не исправит: Неоконченная повесть знатока дам и рабочих лошадок
Фото: Украина.руУкраина.ру

Надо сказать, что писатель был натурой незаурядной. О таких говорят: сам себя сделал. Яркую прожил жизнь, полную событий.

Видео дня

Уроженец Донбасса сумел, как никто другой, мощно описать свершения своих земляков. А это совсем не просто. Тематика-то в основном производственная, для многих скучноватая. Героика, так сказать, будней. Но у Горбатова получилось, за что ему были признательны современники, да и потомки не забыли, хотя тот и почил в бозе уже достаточно давно.

Кроме как о Донбассе, Горбатов писал о войне, ведь сам был фронтовиком, кавалером целого ряда боевых наград, об Арктике создал множество строк — там он в свое время трудился собкором газеты «Правда». Писатель даже первым на весь Союз прославил футболистов команды «Шахтер» из города Сталино, с которыми дружил чисто по-соседски.

Понятно, что Горбатов был продуктом своей эпохи. Его произведения являлись своеобразным ответом на социальный запрос общества. В 30-50-е годы в таком формате писали многие авторы, но Горбатов выделялся. Его реально читали с интересом. А когда по его сценариям стали снимать фильмы, так и они пользовались заслуженным вниманием публики. Киноленты «Это было в Донбассе» (1945), «Непокорённые» (1945), «Донецкие шахтёры» (1950), «Обыкновенная Арктика» (1976) вошли в золотой фонд советского кинематографа.

Неблагодарное дело — пытаться угадать секрет успеха творческого человека. В случае с Борисом Горбатовым можно лишь предположить, что важны были его природная наблюдательность, чутье на актуальные сюжеты и искренняя любовь к жизни — здесь имеется в виду как раз ситуация, когда «ничто человеческое не чуждо».

Горбатов любил красивых женщин, был женат на записных красавицах отечественного кино (та, правда, воспринимала его как устройство для добывания материальных благ и считала «свинопасом») и (родила писателю дочку и сына). Не прочь был иной раз покуролесить с коллегами — остались воспоминания очевидцев о том, как во время таких застолий спиртное считали ваннами. Дружил с умными и интересными людьми, например с .

Власти Горбатову благодетельствовали. Две Сталинские премии в его закромах тому прямое подтверждение.

Писатели Борис Леонтьевич Горбатов (справа) и Александр Степанович Левада на фронте

Концовку своей недлинной, но энергичной жизни Борис Горбатов провел в Москве, на Беговой. Сейчас там имеется мемориальная доска. Похоронен на Новодевичьем кладбище, участок 2.

Женский угол треугольника: порка и гуманизм

Пожалуй, немного в отечественной литературе найдется авторов, которые оставили после себя не только завершенные произведения, но и целый набор неоконченных. Ранняя смерть не позволила воплотить в жизнь задуманное. Например, остался без концовки роман «Алексей Гайдаш», не появилось на свет несколько книг из эпохального многотомного труда «Донбасс». Незавершенной оказалась повесть «Прощание», о которой поговорим подробней.

Между прочим, пока я изучал тему, мне с большим трудом, через интернет-магазин, удалось найти сборник, изданный в 1968 году. В нем содержатся роман Горбатова «Мое поколение», повести «Ячейка» и «Прощание» — вторая обозначена как отрывок, что, в принципе, соответствует исторической правде. Эту подборку издательство «Молодая гвардия» выпустила в свет в серии с милым названием «Тебе в дорогу, романтик».

Сюжет «Прощания» известен широкой публике лучше, чем многие иные работы писателя. В 1982 году по этому кусочку повести киностудией имени был снят, а в 1983-м вышел на экраны фильм «Счастье Никифора Бубнова». Кинолента рассказывает об интереснейшем, переломном и теперь уже мало кому понятном моменте истории Донбасса, а значит, и всего СССР.

Действие стартует в 1932 году. Главный герой, роль которого исполнил , прибыл в суровый, не самый живописный угольный край из глухой белорусской деревни. Кстати сказать, достаточно оригинальный штрих. Понятно, что в Донбасс за трудовой копейкой и лучшей долей народ ехал со всего Союза, а раньше со всей империи, но большинство все же составляли выходцы из великорусских губерний. Потому у огромного числа дончан в роду имеются брянские, орловские, тамбовские, курские предки. Здесь же в центр повествования был введен белорус, мягкий, робкий, застенчивый патриархальный крестьянин.

Счастье Никифора Бубнова

Мечтал Никифор Бубнов о том, чтобы заработать на шахте гроши на коня и тут же вернуться в родную деревню, землю пахать. Разумеется, внезапные жизненные завихрения круто трансформировали его биографию. А сам Никифор стал чуть ли не символом коренного перелома в философии шахтерского труда.

На шахте белорусский крестьянин столкнулся со своим антиподом, тоже коногоном, но вместе с тем садистом и отъявленным негодяем. Этот тип ломал лошадиные характеры с лютой жестокостью. Педагогический принцип у него был такой: не воспитаю, так запорю. Добрый Никифор, млевший от лошадей, сначала впал в ступор. Спасовал, можно сказать, перед напором темных сил. Но потом собрался и настоял-таки на своем. Доказав, что лишь терпением, лаской и искренним вниманием можно добиться чего-то путевого, и от коня в том числе.

Чтобы было интересней, противостояние светлого и темного коногонов поместили в треугольник. Естественно, любовный.

В женском его углу кокетливо, насколько это возможно в суровой угольной отрасли, расположилась лампонос Зина. Сыгравшая ее , со своей нордической прибалтийской смазливостью, добавила пестроты в этническую композицию донбасского поселка. Угадайте, кого из оппонентов дискуссии о воспитании конского состава она выбрала? Кто бы сомневался, что доброго Никифора Бубнова.

Счастья полные галоши

Вот тот случай, когда в сценарии четко обозначены хронологические рамки действия. Время здесь важно, оно, можно сказать, основной невидимый герой киноленты. Впервые Никифор спускается под землю 18 сентября 1932 года. Об этом четко свидетельствует стенд-календарь у выхода из клети в забой. Со своим напарником, которого отправили рубить уголь по комсомольской путевке, Бубнов начинает постигать премудрости подземного бытия.

Кстати, партнера нашего белоруса в фильме играет . После известных политических событий последних лет на Украине не всякий может этого бывшего советского актера, а ныне отъявленного нациста воспринимать спокойно. А были времена, когда ему и аплодировали Так вот, молодые горняки отправились в забой и первым делом вкусили искрометного шахтерского юмора. Их заставили держать спинами лаву — мол, иначе все обвалится. Понятно, обсмеяли «старослужащие» «салаг» за их животный ужас перед угольной стихией.

А на самом деле ничего смешного. Вообразите кошмар селянина, выросшего на просторе, под чистым небом, которого загнали под землю, буквально в угольный мешок сунули. Малодушные мысли Никифора о бегстве с шахты выглядят вполне естественными. И не только его такие идеи посещали. Дезертиров с угольного фронта хватало.

Но понимать надо, это же 1932 год. Стране уголь был жизненно необходим. Строились «Запорожсталь» и «Азовсталь», другие промышленные гиганты, им без топлива делать было, мягко говоря, нечего. А на шахты Донбасса публика приезжала сезонно. Пока в поле делать нечего — подзаработать деньжат, и айда назад в деревню.

Никифор открыто выложил своему земляку — директору шахты (военный френч с орденом Красного Знамени недвусмысленно намекает на серьезный бэкграунд героя — всенародного папы Карло Советского Союза), что накопит на коня и уедет домой — «там же все!».

Счастье Никифора Бубнова

Понятно, что у директора совсем иные виды и на Бубнова, и на всех прочих работяг. Тем паче, что вверенная ему шахта никак не могла дать план. Шефы даже назидательно вручили коллективу рогожное знамя позора. Такая была в то время действенная мотивация.

А как прикажете удержать кадры? Труд-то адский. В начале фильма, встречая новобранцев, Гринько держит речь: «Помитинговали — и в общежитие, там тумбочки, сушилки » Широко, ничего не скажешь, жили витязи угольных разрезов в 30-е годы.

Но человеческое отношение тоже кое-что да значит. Собственно, весь рассказ ведь именно об этом. Никифор Бубнов не смог оторваться от шахты и вернуться домой. Рядом с лошадью, спасенной от живодера, по его словам, сам человеком стал. К тому же, стал видным шахтером. Был поощрен предприятием отличными новыми галошами.

Шахта выбилась в передовые, рекорды стала устанавливать. О чем написали журналисты «Социалистического Донбасса». Я хотел было подловить авторов фильма на неточности, но не вышло. Проверил — все так. Газета «Диктатура труда» преобразована в «Соц. Донбасс» 1 августа 1932 года.

Тектонические сдвиги случились в судьбе не только заматеревшего шахтера Бубнова, но и всего горняцкого коллектива. Прогресс пробрался в самое земное чрево.

Самый драматический момент фильма: лошадей в шахте меняют на электровозы. Коногоны вплели в гривы коням цветочки, стали готовить к торжественному подъему на-гора. Трогательно «Только глаза не вернешь», — чуть не плачет Никифор. Лошади, проработавшие долгие годы в шахте, были абсолютно слепы.

А происходит все это в фильме накануне Нового года. Один из шахтеров меняет дату на уже упомянутом стенде у клети: 1 января 1941 года.

Хулиганский реверанс

Фильм «Счастье Никифора Бубнова» снимался в Донбассе. Творческий процесс масштабно развернулся на шахте 6 «Капитальная» в Моспино. Местные жители активно участвовали в массовых сценах, как правило, изображая толпу рабочих в спецовках, которые принято называть «шахтерками».

Многие и сейчас вспоминают, что за день съемок платили 4 рубля 50 копеек, серьезные деньги для 1982 года. Да и приятно потом собирать домашних у экрана и орать: «Да вот же я в десятом ряду, в кепке!» А если кто не сумел рассмотреть, так на него и обидеться не грех.

Любопытная деталь. Действие фильма происходит у станции с названием «Острая» на шахте «Горбатая». В книге иные наименования. Скорее всего, это небольшой, хотя и хулиганский, реверанс в адрес автора сюжета Бориса Горбатова. Кстати, тот бы оценил его по достоинству.