Войти в почту

Сергей Эйзенштейн: холодный расчет или вдохновенное творчество

22 января родился один из великих теоретиков кино, почитаемый во всем мире советский режиссер Сергей Эйзенштейн. Он был новатором, чьи методы до сих пор изучают студенты высших учебных заведений. Последний свой фильм он так и не успел доснять, по прошествии времени картину выпустили в черновом варианте, чтобы труд автора не пропал даром. Эйзенштейн ушел из жизни работая над очередной статьей о кинематографе. Сергей Эйзенштейн происходил из зажиточной дворянской семьи. В детстве он обучался трем языкам, а также игре на рояле и верховой езде. Сергей увлекался фотографией и рисовал, в частности карикатуры. Он поступил в петроградский инженерный институт и после Октябрьской революции оказался отрезан от родной Риги и состоятельных родителей. В это время Эйзенштейн начинает увлекаться театром, а после военной службы вступает в Красную Армию и за два года успевает немного посмотреть Россию. Книги становятся неизменным спутником его поездок, он все больше погружается в искусство и записывает свои размышления в дневник. Сергей нанимается художником-декоратором при армейских театральных коллективах и после демобилизации устраивается на ту же должность при московском театре Пролеткульта. Послереволюционный период, как известно, характеризовался стремлением сломать старые устои и построить нечто совершенно иное. В свою очередь, Эйзенштейн решил разработать новую концепцию театра. Трудясь над постановкой Валентина Смышляева «Мексиканец», он практически вытесняет последнего с должности режиссера-постановщика, принимая все важные решения по поводу будущего выступления. Может показаться, что хирургическая точность с которой действовал Эйзенштейн, порождала некоторую бездушность по отношению к искусству и применялась лишь для достижения задумки гения. Однако кинокритик поделился иным мнением по этому поводу. — Эйзенштейн в первую очередь был творцом. Присутствовала и блистательная игра ума, которую он искусно прикладывал к уже отснятому материалу. Это, конечно же, вдохновенное творчество, где расчет может быть не только математический, но и интуитивный. Он знал откуда и что брать, чтобы его послание дошло не только в сознание зрителей, но и в души, — подчеркнул Марголит. У не менее известного режиссера, Андрея Тарковского, был другой взгляд на творчество Эйзенштейна. Он являлся противником теории «монтажа аттракционов» и достигаемых при ее помощи манипуляций со зрителем. Тарковский считал, что кино является частью культуры и должно отражать мир вокруг, в то же время, рождая отдельную вселенную, авторскую. — Мне кажется, также совершенно противной природе кинематографа идея сторонников все того же «монтажного кино» о том, что монтаж, сочленяя два понятия, рождает новый третий смысл. В конце концов, игра понятиями не может быть целью никакого искусства, и не в прихотливой вязи понятий его существо, — писал Тарковский в книге «Запечатленное время». И все же, рост числа VR-кинотеатров и подтверждает факт, что люди нуждаются в том, что хотел им дать Эйзенштейн. Некоторые кинематографисты высказывают предположение, что в будущем кино на большом экране. — Кино на большом экране в будущем останется, к сожалению, только как аттракцион. IMAX, 4D и так далее. Тем не менее, Сергей Эйзенштейн показал принципиально новый способ работы с киноматериалом и расширил горизонты искусства. Несколько лет назад его портрет был продан за 70 тысяч долларов, а популярные издания продолжают включать его фильмы в списки лучших образцов киноискусства.

Сергей Эйзенштейн: холодный расчет или вдохновенное творчество
© Вечерняя Москва