Ещё

Сергей Эйзенштейн: холодный расчет или вдохновенное творчество 

Сергей Эйзенштейн: холодный расчет или вдохновенное творчество
Фото: Вечерняя Москва
22 января родился один из великих теоретиков кино, почитаемый во всем мире советский режиссер . Он был новатором, чьи методы до сих пор изучают студенты высших учебных заведений. Последний свой фильм он так и не успел доснять, по прошествии времени картину выпустили в черновом варианте, чтобы труд автора не пропал даром. Эйзенштейн ушел из жизни работая над очередной статьей о кинематографе.
Сергей Эйзенштейн происходил из зажиточной дворянской семьи. В детстве он обучался трем языкам, а также игре на рояле и верховой езде. Сергей увлекался фотографией и рисовал, в частности карикатуры. Он поступил в петроградский инженерный институт и после Октябрьской революции оказался отрезан от родной Риги и состоятельных родителей.
В это время Эйзенштейн начинает увлекаться театром, а после военной службы вступает в Красную Армию и за два года успевает немного посмотреть Россию. Книги становятся неизменным спутником его поездок, он все больше погружается в искусство и записывает свои размышления в дневник. Сергей нанимается художником-декоратором при армейских театральных коллективах и после демобилизации устраивается на ту же должность при московском театре Пролеткульта.
Послереволюционный период, как известно, характеризовался стремлением сломать старые устои и построить нечто совершенно иное. В свою очередь, Эйзенштейн решил разработать новую концепцию театра. Трудясь над постановкой «Мексиканец», он практически вытесняет последнего с должности режиссера-постановщика, принимая все важные решения по поводу будущего выступления.
Может показаться, что хирургическая точность с которой действовал Эйзенштейн, порождала некоторую бездушность по отношению к искусству и применялась лишь для достижения задумки гения. Однако кинокритик поделился иным мнением по этому поводу.
— Эйзенштейн в первую очередь был творцом. Присутствовала и блистательная игра ума, которую он искусно прикладывал к уже отснятому материалу. Это, конечно же, вдохновенное творчество, где расчет может быть не только математический, но и интуитивный. Он знал откуда и что брать, чтобы его послание дошло не только в сознание зрителей, но и в души, — подчеркнул Марголит.
У не менее известного режиссера, , был другой взгляд на творчество Эйзенштейна. Он являлся противником теории «монтажа аттракционов» и достигаемых при ее помощи манипуляций со зрителем. Тарковский считал, что кино является частью культуры и должно отражать мир вокруг, в то же время, рождая отдельную вселенную, авторскую.
— Мне кажется, также совершенно противной природе кинематографа идея сторонников все того же «монтажного кино» о том, что монтаж, сочленяя два понятия, рождает новый третий смысл. В конце концов, игра понятиями не может быть целью никакого искусства, и не в прихотливой вязи понятий его существо, — писал Тарковский в книге «Запечатленное время».
И все же, рост числа VR-кинотеатров и подтверждает факт, что люди нуждаются в том, что хотел им дать Эйзенштейн. Некоторые кинематографисты высказывают предположение, что в будущем кино на большом экране.
— Кино на большом экране в будущем останется, к сожалению, только как аттракцион. IMAX, 4D и так далее.
Тем не менее, Сергей Эйзенштейн показал принципиально новый способ работы с киноматериалом и расширил горизонты искусства. Несколько лет назад его портрет был продан за 70 тысяч долларов, а популярные издания продолжают включать его фильмы в списки лучших образцов киноискусства.
Видео дня. Пожилые актеры, охмурившие молодых красоток
Смотреть фильм на
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео