Ещё

Май в любое время года. Известный клоун выступает на арене более 50 лет 

Май в любое время года. Известный клоун выступает на арене более 50 лет
Фото: Нижегородская правда
Евгению Бернардовичу пошёл уже девятый десяток, народный артист РСФСР рассказал «НП»Май в любое время года. Известный клоун выступает на арене более 50 летПока юные посетители цирка смеялись над шутками Мая, их родители, а то и бабушки с дедушками, с изумлением узнавали в нём клоуна, который радовал их в детстве! «Неужели это он? Он, я узнала его! Точно он — я видел его в Сочинском цирке, когда был совсем маленьким!»
Дебют в три года
И это действительно он — , известный в цирковых кругах под именем клоуна Мая. Более 50 лет он гастролирует по всему миру и, наверное, известен всем любителям цирка. О том, в чём секрет его творческого долголетия — а Евгению Бернардовичу пошёл уже девятый десяток, народный артист РСФСР рассказал «НП».
— Главный мой секрет — школа. Я всегда перед работой репетирую, а когда выхожу на манеж, сам получаю от этого удовольствие. Как сейчас любят говорить, кайф ловлю. Вернее, сначала это удовольствие получают зрители, а потом я. Это очень важно.
Он мечтал стать драматическим артистом, занимался в школьном драмкружке, играл Несчастливцева в «Лесе». После десятого класса пытался поступить во все театральные вузы, но доходил только до третьего тура — педагогам не нравился его голос. В итоге он подал документы в цирковое училище, ведь в цирке он с раннего детства.
— В три года я стоял у мамы на плечах, а она — у папы на плечах. Я читал стишок про собачку Жучку с хвостиком закорючкой! — вспоминает Майхровский.
Он учился сразу на клоуна и акробата, играл на трубе и саксофоне. А перед завершением учёбы один из педагогов посоветовал ему взять в партнёры собаку. Фили и гуси
«Общаться с собаками я начал в раннем детстве. Пока у меня не было своей, ходил к соседям и выгуливал их псов. А когда училище оканчивал, перед практикой, поехал на знаменитый птичий рынок в Москве. У Карандаша был терьер Клякса, у  — шпиц по кличке Ливер, у Вяткина — Манюня, помесь фокстерьера с таксой. Мне же хотелось собаку непохожую на них. И через месяц поисков я увидел беленького с рыжеватыми ушами пёсика. Хозяин просил за него 15 рублей. Тогда проезд в метро стоил 5 копеек. Но я его уговорил продать собаку подешевле. Так и появилась у меня первая собачка — Филя. Потом и все другие тоже были Фили. Живут собаки у меня лет по 15-20. Они удивительно трудолюбивы и в работе обращают внимание на всё. У нас с ними мир и дружба, они словно чувствуют, что я с ними с детства».
И действительно, сегодняшний Филя уверенно встаёт на задние лапки… стоя на голове клоуна, полностью доверяя хозяину. Ещё один партнёр Мая — гусь. Незаметное движение руки, и птица мгновенно погружается в гипнотический сон, радуя этим трюком юных зрителей.
«Всё началось с того, что я делал спектакль «Каштанка»», — рассказывает клоун. — «Там были и хрюшки, и коты, и гусь, и сама Каштанка. А я играл мистера Жоржа. А до этого был „Бумбараш“ — спектакль, выпущенный к юбилею советской власти. Я, конечно, был Бумбарашем, и помимо трюков, которые делал в воздухе, скакал на лошади, стрелял, пел сам все песни».
И тут Май затягивает знаменитую песню «Наплевать», а затем и «Буржуй, настал последний бой».
В итоге за «Каштанку» Май получил звание заслуженного, а за «Бумбараша» — народного артиста.
Он — клоун универсальный: работал комиком в воздушном полёте, эксцентриком в группе «Акробаты с бочками», комиком-вольтижёром, даже сыграл шута в знаменитом фильме «Сказка о царе Салтане».
«Это моё самое яркое впечатление — съёмки у режиссёра по мотивам одноимённой сказки», — признаётся Май. — «В фильме я играл шута, хотя у Пушкина такого персонажа не было. Я рад, что до сих пор этот фильм показывают — это настоящее кино». Интеллект цирка
Но кинокарьера не соблазнила Мая. После трёх лет армии и солдатского цирка он, параллельно службе закончив ГИТИС, всё равно вернулся в цирк.
«На манеже, как в любой профессии, нужно получить удовольствие и быть нужным людям. Любой зритель — и тот, что был 20-30-40 лет назад, и тот, что приходит в цирк сегодня, любит правду, любит естественность. Любая фальшь им будет разоблачена. Цирки всегда строились около рынков и вокзалов, и зритель в них был самым разным — от академиков до рабочих и от старичков до малышей. Бабушки приходят к нам со своими внуками. И тут главное — их сравнять, говорить на одном языке. В итоге я по возрасту себя вижу где-то посередине! И интеллект совершенно разный у зрителя, поэтому для того, чтобы разговаривать со всеми на равных, клоун должен обладать не только мастерством, но и интеллектом. Я окончил ГИТИС, театроведческий факультет. Я — искусствовед, много читаю и постоянно повышаю уровень знаний. Но основное — это мастерство актёра. У меня мхатовская школа — актёрскому мастерству нас учили педагоги МХАТа. А речевая школа — вахтанговская».
И тут Май с невероятной скоростью начинает говорить скороговорку про «На мели мы лениво налима ловили». Сложно поверить, что его не взяли в театральное из-за невнятной речи!
«Я очень люблю разговаривать с людьми», — замечает артист. — «Со зрителями, журналистами, с людьми в разных странах. Нашу страну я изъездил вдоль и поперёк — от Архангельска до Душанбе, объездил весь мир, исколесил всю Европу, был в Южной Америке, пять раз в Японии. И везде говорил на языке страны, в которой работал: в Японии — на японском, во Франции— на французском, в Испании — на испанском. В Чехии после представления меня даже спросили за кулисами: почему программа русская, а клоун — чех? Потому что я всегда очень серьёзно к выступлениям готовлюсь — около двух часов. Грим, разминка, массажёр, общение с партнёрами и вперёд — шпагатами, как у нас шутят!»
Видео дня. Где сейчас «ефрейтор Збруев»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео