Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Театральный скандал: самые нашумевшие номинанты премии "Золотая маска"

МОСКВА, 28 янв — РИА Новости. Фестиваль "Золотая маска" открылся московскими гастролями Большого драматического театра имени Товстоногова. В рамках фестиваля в столице покажут лучшие постановки со всей страны, а также из-за рубежа. В этом году премии Союза театральных деятелей "Золотая маска", присуждаемой спектаклям всех жанров — от драмы до мюзикла, исполняется 25 лет. Лауреатов объявят в апреле. РИА Новости вспоминает пять самых громких и резонансных номинантов.
Театральный скандал: самые нашумевшие номинанты премии "Золотая маска"
Фото: РИА НовостиРИА Новости
"Дети Розенталя"
Поразительно: наибольший ажиотаж и возмущение вызывают не остросоциальные или экспериментальные драматические постановки, а оперные спектакли. В 2005 году скандал разгорелся вокруг оперы "Дети Розенталя".
Впервые за тридцать лет Большой театр заказал произведение для собственной постановки. Модернистскую оперу о клонах великих композиторов, созданных сбежавшим из нацистской Германии в СССР ученым Алексом Розенталем, написал композитор . Автором оригинального либретто выступил модный современный литератор , а постановщиком — известный литовский режиссер Эймунтас Някрошус. Опера, показанная всего шесть раз за сезон, вызвала негативные отзывы как театральных критиков, так и депутатов .
"Детей Розенталя" упрекали в избытке нецензурной лексики и выведении на первый план маргинальных персонажей. Впрочем, последнее обстоятельство никак нельзя приписать новаторству модернистов — куртизанки становились героинями классических сегодня опер еще со времен "Травиаты" Верди.
Несмотря на неоднозначную реакцию публики, постановка удостоилась специальной премии жюри "Золотой маски" за инициативу в развитии российской оперы. "Дети Розенталя" также выдвигались на премию в номинациях "Лучший спектакль в опере", "Лучшая работа режиссера", "Лучшая работа дирижера" и "Лучшая женская роль".
"Отморозки"
После относительно тихих нулевых "Золотая маска" снова оказалась в центре скандала в связи со спектаклем "Седьмой студии" "Отморозки" (2011 год). В основу пьесы положен роман "Санькя", но действие перенесено из конца 1990-х в современность. Таким образом, герои — поколение двадцатилетних, чье детство совпало с развалом Советского Союза. В спектакле также использовались документальные тексты, записанные артистами, — на тот момент учениками курса Кирилла Серебренникова.
Постановка вызвала большой резонанс. Авторов обвиняли в искажении литературного оригинала, разжигании ненависти среди молодежи, вульгарности и обилии ненормативной лексики. Часть критиков, напротив, отдавала должное "Отморозкам" как редкому примеру политической сатиры в современном театре.
"Отморозки" удостоились "Золотой маски" в номинации "Лучший драматический спектакль малой формы". Впервые лауреатами стали актеры, еще не окончившие театральный вуз. Сейчас эта постановка Серебренникова — в репертуаре "Гоголь-центра".
"Сон в летнюю ночь"
Ничто не предвещало негативной реакции на совместный спектакль Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко с Английской национальной оперой по классической комедии Шекспира "Сон в летнюю ночь" (2012 год). И участие в проекте всемирно известного оперного режиссера не сулило никаких неприятностей.
Однако незадолго до премьеры департаменту культуры , главе синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и уполномоченному по правам ребенка направили открытые письма от лица родителей участников детского хора Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
В документе утверждалось, что в готовящемся спектакле присутствует пропаганда педофилии и наркотиков. Вскоре СМИ распространили еще одно письмо, где другие родители участников хора выступили в защиту оперы и самого театра, опровергая все обвинения. Разбираться пришлось экспертной группе департамента культуры Москвы. Проверка привела к тому, что постановка получила возрастной рейтинг 14+. Впрочем, это не помешало "Сну в летнюю ночь" стать "Лучшим спектаклем в опере".
"Идеальный муж. Комедия"
В 2013 году МХТ имени Чехова представил постановку по произведениям . "Идеальный муж" задумывался как хулиганская комедия, но вокруг спектакля разгорелись нешуточные страсти. Из Англии прошлого века действие перенесли в современную Россию: героями стали чиновники, звезды шоу-бизнеса, представители духовенства и столичная богема.
В итоге получилось своеобразное попурри из "Идеального мужа", "Портрета Дориана Грея", вставок из "Фауста", "Ромео и Джульетты" и даже "Трех сестер". Несмотря на такое обилие литературных источников, больше половины действия занимают оригинальные пародии. Стеб режиссера над всеми — от до ведущих телеканалов — превращает классику в театральный КВН.
Под шансон, песни и Богомолов высмеивает пошлость современного общества, но именно в пошлости его и обвинили. Многих зрителей поразило не только содержание, но и продолжительность действа — больше четырех часов. "Идеальный муж" был номинирован на "Золотую маску" как "Лучший спектакль в драме", "Лучшая работа режиссера" и "Лучшая мужская роль", но получил лишь "Приз критики".
"Нуреев"
Среди номинантов "Золотой маски" этого года снова Большой театр и снова Кирилл Серебренников. Премьера балета "Нуреев" состоялась в декабре 2017-го, но споры вокруг постановки разгорелись еще до того, как ее увидела публика. Поводом послужили оказавшиеся в Сети снимки задника сцены с фотографией обнаженного , а также информация о том, что часть артистов будет выступать обнаженными.
Авторов обвинили в пропаганде всевозможных извращений. Не спасло и то, что балету присвоили возрастное ограничение 18+. Большой театр даже перенес выпуск спектакля, сославшись на то, что хореографическая часть требует доработки.
Однако, когда премьера все же состоялась, все опасения не оправдались. Противники постановки признали, что в балете нет шокирующих или эпатажных деталей, о судьбе Нуреева спектакль рассказывает с большим уважением. Результат — восемь номинаций на "Золотую маску". Церемония награждения лауреатов состоится 16 апреля на Исторической сцене Большого театра.