Ещё
Как из-за эротики забраковали фильм Тарковского
Как из-за эротики забраковали фильм Тарковского
Фильмы
Русские актрисы с "синдромом" стервозного лица
Русские актрисы с "синдромом" стервозного лица
Актеры
Что известно о молодой ассистентке Якубовича
Что известно о молодой ассистентке Якубовича
ТВ
В чем феномен сериала «Друзья»
В чем феномен сериала «Друзья»
Сериалы
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Документальный, Музыкальный
Купить билет
Холодное сердце II
Холодное сердце II
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Ржев
Ржев
Драма, Военный
Купить билет
Рождество на двоих
Рождество на двоих
Ромком
Купить билет
Джуманджи: новый уровень
Джуманджи: новый уровень
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Достать ножи
Достать ножи
Детектив, Драма
Купить билет
Сиротский Бруклин
Сиротский Бруклин
Драма, Криминальный
Купить билет
Война токов
Война токов
Исторический, Триллер, Драма
Купить билет
Ford против Ferrari
Ford против Ferrari
Биография, Драма, Спортивный
Купить билет
Лев Яшин. Вратарь моей мечты
Лев Яшин. Вратарь моей мечты
Биография, Драма, Семейный
Купить билет
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Аванпост
Аванпост
Триллер, Фантастика
Купить билет
Решала. Нулевые
Решала. Нулевые
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Давай разведемся!
Давай разведемся!
Комедия
Купить билет
Грех
Грех
Биография, Исторический, Драма
Купить билет
Прекрасная эпоха
Прекрасная эпоха
Трагикомедия
Купить билет
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Аббатство Даунтон
Аббатство Даунтон
Мелодрама
Купить билет
21 мост
21 мост
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Малефисента: Владычица тьмы
Малефисента: Владычица тьмы
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет

Что смотреть на «Золотой маске» в этом году: 10 спектаклей в Москве 

В этом году «Золотая маска», российская национальная театральная премия и фестиваль, отмечает юбилей — 25 лет. По этому случаю или нет, но в 2019-м организаторы составили особенно яркую программу. Мы выбрали из нее 10 самых интересных спектаклей, которые пройдут в Москве в ближайшие три месяца.
Павел Рычков/Большой театр
«Нуреев»
Когда: 27–28 февраля
Где: Большой театр, Историческая сцена
Скандал вокруг этой балетной постановки до сих пор считается одним из крупнейших в культурной среде за последние годы. Премьера должна была состояться летом 2017-го, но в августе режиссера арестовали, а даты передвинули на декабрь. смущало многое: полное обнажение артистов в одной из сцен, гигантская фотография с голым и, разумеется, сам сюжет — биография эпатажного танцовщика-эмигранта, детально разобранная либреттистом Серебренниковым в 11 частях. Что-то в версии, которую зрители увидят в феврале на «Золотой маске», будет скорректировано, но впечатляющее оформление, варьирующееся от минимализма до барочной роскоши, музыка композитора Ильи Демуцкого с цитатами из «Жизели» и «Щелкунчика» и, наконец, выточенная хореография останутся. Важно понимать, что «Нуреев» не только стильная, хорошо сделанная работа, но и достаточно сильный жест в сторону десакрализации гомосексуальности и обнажения на российской сцене.
«Poe.Tri.» и «Abuse Opera»
Когда: 9–10 марта
Где: место проведения будет объявлено позже
«Театр. На вынос» — андеграундный театр из Петербурга, организованный всего два года назад. За все, что в нем происходит, отвечают и Максим Карнаухов, молодые режиссеры, в свое время отчисленные из петербургского театрального института. За постановки авторы не берут денег, у театра нет собственной площадки и постоянного репертуара. Вместо этого есть множество реализованных проектов, вроде спектаклей на футбольном поле, в библиотеке, в такси и метро, постановки исключительно для женщин и даже первого в стране спектакля, показанного в стрим-режиме. На премию в номинации «Эксперимент» жюри выбрало единственный более-менее постоянный из них: он называется «Poe.Tri.» и представляет собой цикл прогулок, каждая их которых уникальна, потому что ее маршрут и сюжет целиком зависят от главного героя — поэта, рассказывающего о творчестве и своем родном городе. Другой проект театра под названием «Abuse Opera» участвует в «Маске Плюс» и является документальной постановкой, в которой истории людей, переживших сексуальное, психологическое и физическое насилие, объединены в цельную партитуру. Это достаточно тяжелый спектакль, где каждый из перформеров отвечает на вопрос «За что в России бьют?», а зрителю предоставляется возможность свободно перемещаться по площадке, чтобы услышать не одно, а множество откровений.
«Лицо Земли»
Когда: 11 марта
Где: РАМТ
Участник «Маски Плюс» — спектакль о проблемах экологии режиссера , который она поставила на сцене петербургского ТЮЗа. Возможно, из-за специфики театра с первого взгляда «Лицо Земли» воспринимается как подростковая нравоучительная история об элементарных правилах уважительного отношения к окружающей среде. На самом деле при просмотре никаких добрых советов о том, что нужно гасить костры в лесу, вы не получите, зато услышите приговор, безапелляционно провозглашающий человека вредителем и эгоистом. Сафонова с помощью авторской, строгой, выверенной режиссуры, заявляет об этом без стеснения, максимально прямолинейно, а в качестве аргументов приводит ролики про массовые вымирания редких животных и чудовищное загрязнение планеты. У спектакля довольно сильная профессиональная команда аудио-, видео— и саунд-дизайнеров, поэтому «Лицо Земли» интересен еще и с технической точки зрения.
«Мертвые души»
Когда: 28 марта
Где: Театр наций, Малая сцена
Спектакль из крошечного сибирского городка — единственный в этом списке, который можно идентифицировать по названию. Впрочем, надеяться на знакомое заглавие не стоит, ждать линейного рассказа о приключениях Чичикова — тоже. В постановке Олега Липовецкого на сцене вместо многочисленных тщательно прописанных Гоголем персонажей всего три неопределенных героя, которых играют артисты , и . Весь спектакль они существуют в пространстве, которое художница Шифра Каждан оформила в виде пестрого захламленного секонд-хенда, и вместо того, чтобы загружать зрителя изобретательностью сюжета, демонстрируют возможности моментального перевоплощения. Выглядит это все максимально смешно и нарочито нелепо, а дополняется хореографией и этнической музыкой Александра Улаева.
«Художник извне и изнутри»
Когда: 2 апреля
Где: Электротеатр «Станиславский», Малая сцена
В прошлом году куратор и музыкальный критик вместе с режиссером Дмитрием Волкостреловым поставил спектакль на основе трех обширных текстов: книги современного искусствоведа , личного дневника итальянского художника XVI века Якопо да Понтормо и его жизнеописания авторства Джорджо Вазари. «Художник извне и изнутри» — хороший пример интеллектуального театра, реальное содержание которого довлеет над художественным воплощением. Спектакль двухчастный: изначально зритель попадает на инсталляцию, и только потом начинается медитативное действие с участием двух постоянных артистов петербургского «театра post» и . Главное, к чему необходимо быть готовым перед просмотром, — это обилие текста и дневниковых записей, транслируемых с помощью проекции и многочисленных аудиозаписей. При этом «дневник» Понтормо — конспект не эмоционального, а бытового и физического состояния художника, заполненный записями вроде «на ужин яичница и салат» и «болит горло, никак не могу отхаркаться».
Пресс-служба Центра имени Вс. Мейерхольда
«Родина, Москва»
Когда: 3–5 апреля
Где: Центр им. Вс. Мейерхольда
Уникальный для российской сцены спектакль молодого режиссера , в котором нетривиально анализируется то, что произошло в стране за последние 100 лет. Испытывать зрителей авторы начинают еще до начала, складывая стулья из холла в огромную кучу, чтобы они не смогли сидеть, а затем рассаживают на ступенях пирамиды, обозначая очевидную иерархию. Около ее подножия марширует полк девушек славянской наружности, а над верхушкой подвешена массивная растрепанная русая коса — художником «Родины» является Шифра Каждан. Еще одна сложность для восприятия заключается в том, что действие в постановке максимально разряжено и пресыщено текстом: компиляция отрывков из повести «История Пугачева», романа «Овод», пьесы «Смерть Ленина», автобиографии Троцкого и фильма «Матрица» безостановочно атакует публику в течение четырех (!) часов. Впрочем, в зрительном зале никто никого не держит: двери распахнуты, и каждый человек в любой момент имеет право его покинуть.
«Run»
Где: 4–5 апреля
Когда: «Около дома Станиславского», Новая сцена
Двадцатиминутный хореографический спектакль эстонского хореографа и балетмейстера Ренате Кээрд показали прошедшим летом на фестивале современного искусства «Форма», после чего он оказался в списках номинантов на «Золотую маску». По формату он скорее напоминает перформанс, чем постановку в приевшемся смысле слова: на пустой сцене три длинноволосых человека взаимодействуют друг с другом и зрителем бессловесно, с помощью пластики и милых маленьких музыкальных инструментов — барабана, укулеле и металлического треугольника. «Run» — это странно, красиво, интересно и важно, потому что за минимальное количество времени и без особых художественных изысков Кээрд успевает проговорить проблемы объективации, феминизма и гендера, используя в качестве материала только обыкновенное человеческое тело.
«Орфические игры. Панк-макраме»
Когда: 6–7 апреля
Где: Электротеатр «Станиславский»
Еще один грандиозный проект , разросшийся на 7 дней, 33 акта и 12 спектаклей. Адекватно описать то, что происходит во время каждого из них, при всем желании не получится, да и не нужно, потому что «Игры» не подразумевают четкой прописанной структуры действия и могут видоизменяться изо дня в день. Сам Юхананов называет свой способ работы «новой процессуальностью» — в аналогичной эстетике им же был поставлен семидневный театральный сериал «Золотой осел», в основу которого закладывался текст Апулея «Метаморфозы». Для нового эксперимента режиссер выбрал известный лирический миф об Орфее и Эвридике и поручил поставить его своим ученикам из Мастерской индивидуальной режиссуры. Сюжет про любовь, подземное царство, несдержанность Орфея и смерть Эвридики выворачивается студентами множеством способов, далеко не каждый из которых представляет очевидную художественную ценность. Стоит ли говорить, что таким образом в России, кроме Юхананова, никто не работает, поэтому следить за тем, что он делает в «Электротеатре» необходимо с особо пристальным вниманием.
«Я. Другой. Такой. Страны»
Когда: 10 апреля
Где: Театр им. А. С. Пушкина
В начале апреля из Красноярска привезут «советский» спектакль-концерт по текстам  — одного из значительных авторов и художников советского московского концептуализма. В нем задействовано достаточно много артистов, но их герои подчеркнуто обезличены и обозначены, как «граждане» и «гражданки» — каждый из них родился и жил какое-то время в СССР. Пока они аффектированно исполняют текст, за ними скромно и поодаль наблюдает Иосиф Сталин. В программке на сайте спектакля создатели обещают, что происходящее будет «жизнеутверждающим, лиричным, саркастичным, ироничным, поэтичным, музыкальным и одухотворяющим!» — так и происходит, несмотря на периодически возникающее чувство неловкости из-за обилия пафоса. У режиссера получается создать на сцене увлекательное эпическое действо, органично дополненное музыкой Настасьи Хрущевой и сценографией .
«Мы»
Когда: 10 апреля
Где: Центр им. Вс. Мейерхольда
В 2016-м хореограф Ольга Васильева победила на конкурсе крупного российского фестиваля современной хореографии «Context. Diana Vishneva», а уже в следующем году поставила миниатюру в Мариинке и танцевальную постановку в Воронежском камерном театре по культовой антиутопии «Мы» — как раз последний привезут в Москву в рамках «Золотой маски». Спектакль разделен на две радикально отличающиеся друг от друга оформлением и хореографией части — прием очевидный, но эффектный и ясный.
В первом действии герои обитают в молочно-белом стерильном пространстве, где существуют регламент и контроль, а во втором вырываются на свободу, в сумасшедший и красочный мир. Правда, скоро возвращаются обратно, смешиваясь в безликую массу. Васильева интерпретирует текст Замятина изящно и даже нежно, умудряется разговаривать о тоталитаризме и диктатуре без слов, исключительно с помощью танца. Стараниями художницы Юлии Ветровой оформление у спектакля футуристичное, сцена заполнена огромными разноцветными кубиками из «Тетриса».
Видео дня. Что стало с атаманом из «Свадьбы в Малиновке»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео