«Жизнь моя — театр». «Пушкинка» позвала на встречу Татьяну Филоненко 

«Жизнь моя — театр». «Пушкинка» позвала на встречу Татьяну Филоненко
Фото: АиФ-Омск
Областная научная библиотека им. Пушкина и омская драма начали совместный проект — встречи с артистами и режиссёрами под общим названием «Жизнь моя — театр».
На первую такую встречу пригласили заслуженную артистку России .
Послевоенные годы
— Татьяна Ивановна, как вы стали актрисой?
— Я коренная омичка. Омск покидала только однажды на четыре года, когда училась в Новосибирском театральном училище. Дитя я позднее, папа с мамой жили очень трудно. Отношения у них были непростыми. Мне было полтора месяца, когда мама вышла на работу. Трудилась сутки через сутки на три ставки, чтобы как-то выжить.
Я мечтала играть на фортепиано, но откуда было маме взять денег? Она мне купила с рук за семь рублей домру, ободранную и страшненькую, я её стеснялась. Походила в музыкалку, освоила нотную грамоту, а потом прятала эту домру в снег. В валенки надевала чешки и бежала в танцевальный кружок. В восьмом классе познакомилась с девочкой, и мы с ней стали ходить в клуб любителей театра «Бригантина» при ТЮЗе. Началось сумасшедшее увлечение, которое вытеснило всё. Для меня и учёба в школе перестала быть интерес­ной, но я, как ни странно, стала учиться лучше. Школу окончила с одной четвёркой — по химии.
В ТЮЗе работала замечательная актриса Валентина Устимович, они с мужем, солистом филармонии, как-то пришли на спектакль «Снегурочка» Островского, где я играла Весну. Они знали, что я мечтаю о театральном вузе, и о положении в нашей семье им тоже было известно. Решили помочь. С зарплаты откладывали в месяц по пять рублей, денег этих хватило на билет в Москву. Я поехала поступать в ГИТИС, но сошла с третьего тура. Не расстроилась — мне не нравилась столица. Осенью поступила в театральное училище в Новосибирске. Окончила его с красным дипломом и там встретила свою судьбу — . Мы 45 лет вместе, у нас общий дом, быт, дети, внуки и совместное творчество.
Грустная профессия
— Трудно ли было, когда пришли в театр?
— Когда я пришла работать в драмтеатр, первый срочный ввод был на спектакль «Моя любовь на третьем курсе», а парт­нёром был . Он к тому времени 10 лет отработал в театре. И он мне сказал: «Танька, трудно первые 10 лет, потом привыкаешь». На сегодня он уже 50 лет работает в театре, народный артист России. Так вот, теперь Алексеев молодым актёрам говорит, что в театре трудно первые 50 лет.
С 1977 года я актриса драмтеатра. Меня стали вводить на роли, которые играла . Она была духовно близким для меня человеком. До последнего мы были дружны и вместе играли спектакли.
ТЕАТР ЖИВОПИСИ — УНИКАЛЬНЫЙ И ЕДИНСТВЕННЫЙ В РОССИИ.
Последним был «Вишнёвый сад», десять минут она его не доиграла, пошла горлом кровь. Страшный диагноз уже был поставлен. В 44 года её не стало, а она ведь была самой молодой заслуженной артисткой РСФСР в истории советской театральной драмы. Бывший в то время главой Омска , большой поклонник таланта, хотел в дар преподнести памятник из бронзы. Только вот художникам не удавалось уловить характер, настолько Ожигова была переменчивой. Тогда её муж  попросил меня попозировать. Памятник был создан, стоит на её родине в Ростове.
— А с кем вы ещё дружили?
— Со старшим поколением нашей труппы, память о которых живёт во мне. Это народный артист РСФСР , чьё имя носит Дом актёра. Таких всего два во всей России, наш и московский имени Яблочкиной. Вспоминаю  — единственного за Уралом народного артиста СССР, народных и заслуженных Елену Псарёву, Капитолину Барковскую, , .
— Какую роль считаете главной?
— Знаковая — «У войны не женское лицо» , где я играла замполита 21-го полевого прачечного отряда Валентину Братчикову-Борщевскую. Валентина Кузьминична видела наш спектакль в Москве, потом приезжала в Омск. Постановка удостоена Госпремии и вошла в золотой фонд Центрального телевидения.
— В чём отличие актёрской профессии от остальных?
— Профессия грустная. У писателя остаются книги, у композитора — ноты, у художников — картины, а у нас? Спектакли умирают, и ничего не остаётся, кроме памяти. Игру запечатлеть на плёнке очень сложно, один и тот же спектакль может быть разным. Вот потому театр до сих пор жив — в одной и той же постановке каждый раз то плачут, то смеются.
Театр идёт в музей
— Как появился Театр живописи?
— Играла я в месяц 30 спектаклей, но настали 1990-е, и за два года из репертуара сняли 15 моих спектаклей. Для женщины это страшно! Как формируется труппа театра? 1/3 женщин, 2/3 мужчин, потому что женских ролей во всей мировой драматургии намного меньше, чем мужских. Ушли мои режиссёры Тростенецкий, Артур Хайкин. У меня была большая проблема с парт­нёрами, некоторые актёры ниже меня ростом, так что много ролей мимо прошло. Получилось так, что за фактуру, рост, черты лица я попала в амплуа социальной героини.
Но мой муж говорил: «Я-то знаю, что в тебе и мягкость, и кротость, и нежность». У него была идея создать семейный театр. Кстати, в то время поощрялась самостоятельная творческая работа, и мы решили что-нибудь поставить. Начали с «Живи и помни» . С этим спектаклем мы участвовали в конкурсе, победили, и это вдохновило на следующие работы.
Однажды нас пригласил к себе ректор СибАДИ Горынин, и мой муж пять лет в подвале одного из общежитий строил театр. Он был чрезвычайно популярен. Но когда сменилось руководство института, нам пришлось оттуда уйти.
Затем был проект «Картина в прожекторе». Надежда Торопова, заведующая редакционно-издательским отделом музея имени М. Врубеля, пригласила мужа, попросила подумать над проектом — ей хотелось, чтобы музей стал работать в новом формате. И мы это сделали: «героями» спектаклей становились картины. В Омске хранятся шедевры изобразительного искусства, о них нужно было рассказать. Так и появился Театр живописи — уникальный в своём роде.
Я сутками работала в библиотеке над постановками, никакого Интернета не было; изучала художественные альбомы и трактаты по искусству, художественную литературу. Мы совмещали Достоевского и графику Георгия Кичигина, говорили о художниках-авангардистах и пейзажисте Левитане. Спектакль «Пушкин — славный парень!» посвящён не только великому русскому поэту, но и творчеству омской художницы Риммы Камкиной. Любимой стала постановка про . Сейчас в репертуаре много разнообразных и разноплановых спектаклей.
— Сыновья разделяют ваши интересы? Ведь муж хотел создать семейный театр.
— Думаю, мечта сбылась. Старший сын Тарас работает в Мос­кве художником по свету, но помогал и нам. Он пишет музыку. Алексей окончил Литературный институт имени Горького, пишет сценарии.
Видео дня. Как упитанная девочка стала мировой звездой
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео