Ещё
Как мистифицирует зрителя сериал «Ученица Мессинга»
Как мистифицирует зрителя сериал «Ученица Мессинга»
Сериалы
Как изменились звезды шоу «Женская лига»
Как изменились звезды шоу «Женская лига»
Актеры
Новые «Звездные войны» признали худшим фильмом
Новые «Звездные войны» признали худшим фильмом
Фильмы
Шепелева со скандалом уволили с шоу «На самом деле»
Шепелева со скандалом уволили с шоу «На самом деле»
ТВ

С любимыми не расставайтесь. Восемь спектаклей по пьесам Володина в московских театрах 

С любимыми не расставайтесь. Восемь спектаклей по пьесам Володина в московских театрах
Фото: Mos.ru
, без преувеличения, ключевое имя для театра 1960–1970-х годов. Спектакли по его пьесам — «Фабричная девчонка», «Старшая сестра», «Пять вечеров», «С любимыми не расставайтесь», «Дульсинея Тобосская» — воспитали не одно поколение зрителей. Пьесы Володина были новаторскими, смелыми для своего времени — сюжеты, взятые из повседневной жизни, негероические герои, вступающие в конфликт с коллективом. Однако и сегодня, в 2019 году, спустя ровно век после рождения драматурга, спектакли по его пьесам есть в репертуаре многих театров. И это, разумеется, не устаревшие нафталиновые постановки — как и тогда, они собирают полные залы и оставляют зрителей взволнованными.
«Пять вечеров». Театр «Мастерская Петра Фоменко»
Спектакль получил три номинации на «Золотую маску» и одобрение самого  — говорят, посмотрев перед премьерой работу в 2011 году, мэтр остался доволен. Главные роли — одиноких немолодых Ильина и Тамары, встретившихся в середине пятидесятых после 18-летней разлуки, — играют одна из главных звезд «Мастерской» и ведущий артист МТЮЗа .
Володинскую бытовую драму о превращении женщины из робота, разговаривающего фразами-лозунгами, в человека, вспомнившего, что значит любить, Рыжаков лишил ощущения быта. Действие развивается на маленьком подиуме, установленном на и без того небольшой фоменковской сцене. Но ощущения, что герои заперты в тесной коммуналке, нет. Под причудливый микс из Рахманинова и русской народной песни «Валенки» актеры буквально парят над сценой: зависают над полом, вскарабкиваются на стены, вскакивают на стол. Особенно много полуакробатических, полухореографических движений у Полины Агуреевой — вместе с исполнительницей роли юной подруги племянника Тамары (актриса МХТ имени А. П. Чехова) они составляют настоящий эксцентрический дуэт.
Ближайший показ — 9 марта.
«Пять вечеров». Театр «Современник»
Для «Современника» эта пьеса Володина имеет огромное значение — «Пять вечеров» стал одним из первых спектаклей театра. В 1959 году только что образованная Студия молодых актеров, из которой позже вырастет «Современник», поставила новую пьесу молодого перспективного драматурга в двух вариантах. Автором первого стал худрук , а второго — его ученица . Режиссерский дебют актрисы состоялся из-за желания помочь товарищам, которым грозил вылет из труппы: Волчек разобрала с ними текст и сделала кардинально иную постановку. Ефремову и Володину спектакль понравился. Кстати, одним из кандидатов на выбывание был , позже блистательно сыгравший в экранизации «Пяти вечеров» .
Как родился «Современник». История театра в рассказах его основателей
«Пять вечеров», которые можно увидеть на сцене «Современника» сегодня, и вовсе третья версия. Этот спектакль поставил к 50-летию театра в 2006 году . Ильина играет , Тамару — приглашенная из Театра имени Маяковского . Спектакль ностальгический, в первую очередь в деталях декораций и костюмов: популярные в СССР в пятидесятые венские стулья с гнутыми спинками, вязаная крючком ажурная скатерть на столе, веточка мимозы в банке с водой и телогрейка, надетая с меховой горжеткой и белым пальто.
Ближайшие показы — 16 февраля, 8 и 21 марта.
«С любимыми не расставайтесь». МХТ имени А. П. Чехова
В 2005 году, за шесть лет до «Пяти вечеров» в «Мастерской Фоменко», Виктор Рыжаков поставил на сцене МХТ имени Чехова более позднюю пьесу Володина — «С любимыми не расставайтесь». Спектакль в том же 2005-м был с успехом представлен на санкт-петербургском фестивале имени Володина и включен в репертуар МХТ.
Трагикомическая история о том, как молодожены Катя и Митя страшно любили друг друга, но развелись из-за глупой ревности, знакома зрителям по одноименному советскому фильму с  и Александром Абдуловым. Однако, как и в случае с «Пятью вечерами», экранизированными Михалковым, Рыжакову удалось избежать кинематографических аллюзий. Может быть, все дело в том, что спектакль родился в недрах Школы-студии МХАТ как учебная работа третьекурсников актерского отделения. Студенты, которые лишь краем уха слышали, что раньше разводы оформлялись в товарищеском суде, а утешения одинокие женщины искали в санаториях со скучными конкурсами и унылыми массовиками-затейниками, помогли посмотреть на позднесоветскую классику свежим взглядом.
Ближайший показ — 6 марта.
«С любимыми не расставайтесь». Театр «Около дома Станиславского»
Пьеса та же, но спектакль другой. И кажется, даже сюжет под редакцией постмодерниста становится совершенно иным. С володинским текстом режиссер поступает в свойственной ему манере. Вводит хор, исполняющий щемящие старые песни о главном («На тебе сошелся клином белый свет», «Ромашки спрятались» и «Ландыши»), одевает всех в телогрейки, черные пальто и меховые ушанки и, конечно, добавляет второй пласт действия. С историей развода Кати и Мити он рифмует сюжет «Преступления и наказания» Достоевского. Среди спешащих к по-матерински нежной судье супружеских пар, желающих развестись, вдруг появляются Раскольников и Свидригайлов. А бытовая семидесятническая драма вдруг оборачивается вечной историей.
Ближайший показ — 15 марта.
«Около дома Станиславского»: что нужно знать о театре Юрия Погребничко
«С любимыми не расставайтесь». Московский театр юного зрителя
Практически одновременно с Погребничко в 2013 году свою версию пьесы представила на сцене МТЮЗа . И у нее получилась, разумеется, своя история. Спектакль получил премию имени Станиславского в номинации «Событие сезона» и уже шестой год собирает полный зал.
создал удивительную сценографию. Наклонный ярко-зеленый луг. На нем стоят, лежат, сидят, по нему бегают и ходят толпы граждан в габардиновых пальто, фетровых беретах и легкомысленных вискозных платьицах, образуя нечто среднее между «Садом земных наслаждений» и карикатурой из журнала «Крокодил». На лугу в мягком солнечном свете граждане разводятся, ссорятся, дерутся, играют в подвижные игры. И сходят с ума — в финале спектакля Яновская помещает Катю, в пьесе Володина заболевшую воспалением легких, не в обычную больницу, а в психиатрическую.
Ближайшие показы — 24 февраля, 10 и 29 марта.
«Старшая сестра». Театр Et Сetera
Сюжет «Старшей сестры», написанной в 1961 году и тогда же впервые поставленной в Большом драматическом театре, знаком по фильму с . В оттепельном Ленинграде живут две сестры-сироты — Надя и Лида. Обе мечтают о театре, но старшая, Надя, идет работать на стройку и помогает младшей поступить в театральный институт. Время расставит все по местам, и старшая сестра все же станет актрисой.
Спектакль «Старшая сестра» театра Et Сetera, несмотря на костюмы в духе шестидесятых и ретрореквизит, — не попытка реконструировать на сцене ушедшую эпоху, а, скорее, взгляд на нее из сегодняшнего дня. Режиссер и актеры попытались найти связь между советским человеком, для которого самопожертвование — привычная формула жизни, и нашим современником.
Ближайшие показы — 21 февраля, 13 марта.
Вы лучшая девушка в СССР: 10 главных ролей Татьяны Дорониной
«Сестра Надежда». Театр
Финал пьесы, в котором Надя становится известной актрисой, Володин написал под давлением цензуры — в первоначальном варианте ее мечта оставалась лишь мечтой. Но советскому зрителю нужны были истории успеха на сцене и экране. Режиссер «Табакерки» восстановил справедливость, поставив «Старшую сестру» с двумя финалами — ожидаемым всеми, кто видел фильм с Дорониной, и неожиданным, который изначально придумал драматург. Эти два финала — два сна главной героини, счастливый и кошмарный. А вынесенное в название спектакля имя старшей сестры обозначает главную мысль спектакля: у человека должна быть надежда.
Ближайший показ — 20 марта.
«Две стрелы». Центр драматургии и режиссуры
Детектив «Две стрелы» — одна из самых поздних пьес Володина. Ее герои — не советские служащие, а доисторические люди. В одном племени происходит убийство, и главе рода нужно найти виновного. Подозрение падает на человека по имени Ушастый — художника, мечтателя и очень подозрительного для своего времени типа. В театре пьеса впервые была поставлена в 1980 году, а в 1989-м  сделала экранизацию с , и .
Осенью 2018 года на сцене Центра драматургии и режиссуры на Беговой состоялась премьера «Двух стрел» и театра-студии «Белый шар». Вместе со студийцами, вчерашними выпускниками Щукинского училища, на сцену выходит известная актриса советского и российского театра и кино . Никаких шкур, ожерелий из клыков и костей — действие перенесено из каменного века в условный ХХ век: так проще найти параллели между первобытными героями и современными людьми.
Ближайший показ — 13 февраля.
Лабораторная работа. Из чего состоит театр «Центр драматургии и режиссуры»
Видео дня. Почему актер, сыгравший предателя, покончил с собой
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео