Ещё
Покемон. Детектив Пикачу
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Джон Уик 3
Боевик, Триллер
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Дом, который построил Джек
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Отпетые мошенницы
Комедия
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Большое путешествие
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Гори, гори ясно
Фантастика, Ужасы, Драма
Купить билет
В метре друг от друга
Мелодрама
Купить билет
Миллиард
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Игрища престолов
Комедия
Купить билет
Маугли дикой планеты
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Миа и белый лев
Приключение, Семейный
Купить билет
Пылающий
Детектив, Драма
Купить билет
Братство
Триллер, Военный
Купить билет
Щенячий патруль и Нелла, отважная принцесса
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Отель Мумбаи: Противостояние
Исторический, Триллер, Драма
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет
Игры разумов
Биография, Детектив, Драма
Купить билет

Андрей Козлов: «Если спектакль интересен, принимаешь и новации, и классику» 

Фото: АиФ – Ульяновск
Андрей Козлов — актёр областного театра кукол, заслуженный артист России. В его трудовой книжке — одна запись, сделанная в сентябре 1979 года, не считая армейской службы.
В «Царе» — на корточках
А. Юхтанов: Андрей, перед интервью я ходил на вашего «Федота-стрельца…». Прямо скажем, новаторская пьеса.
А. Козлов: Были сомнения, примет ли зритель наш вариант. Постановщик Виктор Никоненко и режиссёр Владимир Бирюков, два лауреата «Золотой маски», взялись за это, когда уже были и фильмы, и спектакли, и видеозаписи, где Леонид Филатов замечательно сам читает свой текст. Наш ТЮЗ, будущий «Небольшой театр», ставил свою пьесу. Но всё получилось. Кстати, меня обычно спрашивают: «Как ты там находишься, в этой кукле, в этом Царе?»
— Действительно, Царь-то — коротышка. Внутри него можно находиться разве что сидя на корточках…
— Так и есть. Физически это достаточно сложно. Передвигаться приходится гуськом. Кто попробовал, более 3-5 минут не выдерживал.
— Но в один из ключевых моментов действия кукла вдруг перевоплощается в человека, ты выходишь из неё и уже сам играешь Царя. Комбинация «кукольной» и собственной игры, как я понимаю, — это фишка современного театра кукол. Давно она возникла?
— Давно. Есть классическая школа, например Сергея Образцова, когда кукла на первом месте, а актёр за ширмой. Примеры игры «в полный рост» тогда были единичны, но потом прижились.
— Сам-то ты для себя все новшества принимаешь?
— Если режиссёру удалось актёра заинтересовать, если тебя это тронуло, появился задор, интерес к кукле, спектаклю — принимаешь всё: и новации, и классику.
— А если с чем-то не согласен?
— Творческий спор — это нормально. Есть своё видение? Режиссёр говорит: «Докажи!» Можно доказать словом, движением. Бывало, когда мне удавалось в чём-то убедить режиссёра, а бывало, что режиссёру — меня. Но когда я выхожу на сцену, я стараюсь работать без оглядки на «нравится — не нравится». Зритель же не виноват, что я с чем-то не согласен.
Актёр — живой, и кукла — живая
— Импровизации в театре кукол невозможны?
— Незабвенный режиссёр Владимир Архипович Никитин когда-то ставил в нашем театре «Божественную комедию», а году этак в 1985-м приехал её восстанавливать. На каждой кукле — три человека. Один актёр держал голову и туловище Адама, второй актёр — руки, третий — ноги. Герой сказал что-то, и партнёры должны настолько почувствовать характер сказанного, чтобы руки и ноги персонажа вошли в заданный голосом темпоритм. Если герой громко закричал, то и в руках должна появиться какая-то дрожь…
— Триединый организм?
— Да. Но мне запомнился один разговор Никитина с ведущим актёром театра Вячеславом Новицким. «Слава, вот на бугорке, когда ты к Еве подходишь, сколько шагов делаешь?» Он отвечает: «Три или четыре». Тот: «Всё-таки три? Или четыре?» Оказывается, на репетиции Новицкий делал (куклой, конечно) четыре шага, а в спектакле могло получиться три. Спектакль не шаблон. Сегодня Адам оказался чуть более решительным, а завтра — чуть более робким. Актёр — живой. И кукла –живая. И вместе с тем даже такой нюанс, как два или три шага сегодня сделать, три актёра, работающие Адама, должны согласовать между собой.
— Любимые спектакли и роли. Что бы ты назвал прежде всего?
— Ещё до моей армейской службы был такой спектакль «Чинчирака», поставленный Михаилом Шумилиным. Был персонаж Шакал, и это был живой план. Я тут смог проявить себя. Это радовало и давало импульс к поиску. Был спектакль «Крылья Дюймовочки». У меня был Лягушонок, которого мамаша пыталась женить. Он советует Дюймовочке скорее «бежать из этого болота». И это было интересно. Комар в «Мухе-Цокотухе» — потрясающая роль. И был период работы с Людмилой Михайловной Гавриловой с большими, главными ролями: царевичей, королевичей, принцев. Был спектакль «По щучьему веленью», который я очень любил. Там у меня было шесть ролей, спектакль шёл на ура. Из последних — спектакль «Волшебный колодец», соавтором которого мне удалось стать вместе с режиссёром-постановщиком Алексеем Уставщиковым. Он поставлен по сказам Авраамия Новопольцева, симбирского сказочника. С ним попали в Сербию на фестиваль в Суботице. Мне интересно всё, что Бирюковым поставлено, потому что у него всё неожиданно, непредсказуемо. Это и «Зачарованный вепрь», и «Вакула, чёрт, черевички», и «Про Федота-стрельца…», и последняя работа «Волк, коза и козлята». Она, кстати, принимается зрителями неоднозначно.
— Почему?
— Есть отзывы на сайте театра примерно такого характера: «Что это за любовь между козой и волком? Как у них могут быть дети-козлята, что вы себе позволяете?» Но ведь там о другом! Волк должен быть злым, а этот родился добрым. Даже дружил с цыплёнком в детстве. Но его настолько третировали тем, что он якобы злой, что он решил для себя: «Сейчас пойду и съем козлят!» Но, опять же, пришёл, а зла причинить не может. А когда он встречает Козу в лесу (потрясающую!), влюбился в красоту её. Красота спасёт мир!
— Увы, когда художник хочет воспитывать зрителя, бывает, что он доходит до известных перформансов и инсталляций. Что именно нужно воспитывать в зрителе, на твой взгляд?
— Вкус! Воспитывать нужно вкус.
— Приходят ли в театр молодые актёры?
— Молодёжь — потрясающая, ребята очень талантливые. Александра Филиппова, Наталья Ляхова, Иван Луценко — пишет музыку, генерирует идеи. Пришла пара Юля Гореванова и Ваня Альгин. Виден огонь в их глазах.
— Взрослые пьесы популярны?
— Наш театр — для семейного зрителя. Сейчас, слава Богу, мы работаем над спектаклями для взрослых. Взрослый зритель идёт на них. Разница с детьми колоссальная. Дети реагируют живо и непосредственно. Кто-то упал — хохочут и не сдерживают себя. А вот взрослые стесняются что ли. Нет того раскрепощения. А ведь актёры ждут аплодисментов, смеха, оценки от зрителей. А с другой стороны, наш зритель — один из самых благодарных. Просто хочется сказать: не стесняйтесь проявлять свои чувства!
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео