Войти в почту

Трудная жизнь в чужих телах и гифках. В ЦСД-Омск очередная премьера

В Омском Центре современной драматургии очередная премьера – постановка по пьесе Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной «Бог ездит на велосипеде». Два показа – это, пожалуй, пока ещё больше некая проба пера, такой заход в омскую театральную публику – поймут ли, проникнутся? Станут ли «сопереживателями» того необычного действа, что творится на сцене? Правда, назвать обычным любой спектакль ЦСД язык не повернётся. И не то чтобы они такие суперавангардные из серии «бегаем голышом по сцене», нет, с художественным вкусом у худрука театра Светланы Баженовой всё просто отлично, и актёры не станут бегать голышом для того, чтобы привлечь публику. Автор этих строк убеждена – сцены «ню» появятся только тогда, когда будут художественно оправданы и жизненно необходимы спектаклю. Кошмар в музее Микки-Мауса Однако ЦСД активно пропагандирует современных драматургов, а авторы эти не всегда изъясняются понятным среднестатистическому обывателю языком. Действие этого спектакля по большей части происходит в музее Микки-Мауса, в котором экспонат № 4, например – это силиконовая бутылка для воды с возможностью подключения айфона и наушников. Что в таком мире может происходить в голове у 14-летнего Кирилла, которого мучают кошмары? И кошмар-то собственно один – темнота. А его ровесница Наташа разговаривает с нелепо умершим братом, который просто поехал в магазин за новыми кроссовками, да так и остался на парковке в машине. Она носит ему на кладбище мармелад в форме красных мишек и обвиняет его в том, что он бросил семью. Или Света, которая вынуждена просить у отца «новые кроссики» и которой кажется, что ей до старости будет 14 лет, и что она навечно заточена в своих подростковых переживаниях, подражанию стилю 20-х годов и надоевших ей до чёртиков селфи. И ещё есть психолог, который сам-то думает, как Сартр, что «ад – это другие», но тут же сообщает Наташе: «Но я тебе этого не говорил! У нас позитивно ориентированная терапия!». Ему надо выдать «результат для мамы» и быстренько разойтись с трудной девочкой, которая, как, наверное, и вся его работа, психологу не интересна, но деньги-то заплачены! И потом, у Наташи такая мама, которая может любого отправить подметать Аляску одним взглядом, «и вы пойдёте без особых возражений». А ещё там есть Бог, который ездит на велосипеде и которому, по всей видимости, глубоко плевать на переживания этих подростков и их родителей, да и вообще на весь мир. К счастью, рассекающий на велике бог существует только в мыслях героев, а то бы он, пожалуй, совсем запутал публику. Реверс на рипите Несмотря на молодость пьесы (написана в 2016 году), она уже поставлена в нескольких театрах России, в основном молодёжных, и адресована тоже молодёжи. У ЦСД немного не так: хотя формально героям по 14 лет, и они об этом неоднократно сообщают зрителю, по мнению режиссёров Светланы Баженовой и Сергея Захаркина, сегодняшнее инфантильное «селфаковое» поколение и в 30 лет ведёт себя точно также. Более того, режиссёры максимально усложнили восприятие, поменяв актёров: Кирилла играет Зара Демидова, Наташу Вова Кин, Свету – Ярослав Максименко и так далее. То есть все женские роли исполняют парни, все мужские – девушки. Сделали это, по словам Баженовой, для того, чтобы актёру было максимально неудобно существовать «в чужом теле», чтобы зрителю сразу было ясно – это личина, от которой стоит избавиться, чтобы стать самими собой. Хотя, с другой стороны, если Зарине откровенно смешно было произносить в адрес Вовы фразу «ты симпатичная», то Ярик в роли Светы был очень даже органичен. И розовые «кроссики» нужно размера нашлись, и полосатые лосины пришлись как нельзя кстати. Не знаю, как насчёт образов героев, а вот интерактивное оформление сцен придумала молодой художник из Екатеринбурга Елена Треуголка. Более того, Света заманила-таки Лену на спектакль живьём, чтобы посмотреть из зрительного зала, чего они такого насочиняли. Режиссёр и художник устроили целую выставку (насколько позволяет пространство ЦСД) «Электрик Джоук», которая теперь станет холле театра постоянной. То есть она будет встречать не только зрителей «Бога», но и других спектаклей. «Я с самого начала со Светой, - рассказала Елена Треуголка. - Изначально нас друг с другом связал драматург Ринат Ташимов, и мы сразу поняли, что живём одними идеями в творчестве». Как говорит Елена, гифки для спектакля она сочиняла две недели, практически не выходя из дома, создавая там атмосферу зрительного зала. И когда Светлана Баженова предложила художнице дополнить видео собственными работами и привезти их в Омск, Елена не раздумывала. «Света мне задала путь, - говорит художник, - а так как я только что делала гифки для спектакля, была вся в этом, то атмосфера этих гифок присутствует и здесь. Остальное рождалось в процессе, хотелось чего-то яркого и позитивного. Есть позитивность идеальная, а есть такая «раздолбайская», и вот она здесь и выражена». В общем, спектакль удался, но вот оценит ли его омская публика? Хотя, чтобы дать оценку, нужно как минимум сходить и посмотреть, и сделать это следует обязательно. Потому что одинаковых людей, как и мнений, не бывает, и стоит всё-таки один раз увидеть, чем услышать или прочесть. Репертуар на март в открытом доступе, у ребят ещё множество отличных проектов, и хотя бы один из них наверняка должен найти отклик в душе каждого.

Трудная жизнь в чужих телах и гифках. В ЦСД-Омск очередная премьера
© АиФ-Омск