Ещё
Джокер
Джокер
Триллер, Драма, Криминальный
Купить билет
Дождливый день в Нью-Йорке
Дождливый день в Нью-Йорке
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Гемини
Гемини
Боевик, Триллер, Фантастика
Купить билет
Эверест
Эверест
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Девушки бывают разные
Девушки бывают разные
Приключение, Комедия
Купить билет
Малефисента: Владычица тьмы
Малефисента: Владычица тьмы
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет
Оно-2
Оно-2
Ужасы
Купить билет
Тайна печати дракона
Тайна печати дракона
Приключение, Фэнтези
Купить билет
К звёздам
К звёздам
Триллер, Фантастика
Купить билет
Матрица
Матрица
Боевик, Триллер, Фантастика
Купить билет
Герой
Герой
Боевик, Триллер
Купить билет
Дети моря
Дети моря
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Король Лев
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Щенячий патруль: Мегащенки и Шиммер и Шайн
Щенячий патруль: Мегащенки и Шиммер и Шайн
Мультфильм
Купить билет
Мысленный волк
Мысленный волк
Мистика, Драма
Купить билет
Леонардо да Винчи. Неизведанные миры
Леонардо да Винчи. Неизведанные миры
Биография
Купить билет
Люби их всех
Люби их всех
Триллер, Драма
Купить билет
Маленькие чудовища
Маленькие чудовища
Комедия, Ужасы
Купить билет
Сестрёнка
Сестрёнка
Драма, Военный
Купить билет

Семинарист, который стал советским фантастом 

Семинарист, который стал советским фантастом
Фото: Деловая газета "Взгляд"
Отец-священник отдал его учиться в семинарию — он выступал там на вечерах, читал стихи и играл в любительском театре. Учась на юридическом, брал уроки по классу скрипки. Рисовал декорации для театра, играл в оркесте; работая помощником присяжного поверенного, писал для местной газеты театральные рецензии и фельетоны. Выиграл несколько судебных процессов и попал под наблюдение полиции за симпатии социалистам. Поднимался на Везувий, редактировал газету, прошел актерские пробы у Станиславского, фотографировал преступников в уголовном розыске… но в истории остался как фантаст, первый из русских писателей, полностью посвятивший себя этому жанру.
135 лет назад, 16-го (4-го по старому стилю) марта родился . Он написал 17 фантастических романов и десятки повестей и рассказов, его называли «русским », им восхищался .
Вся жизнь Беляева — готовый сюжет для книги или, скорее, фильма. Начитавшись любимого Жюля Верна, они с братом сдвигают в комнате кровати, столы и стулья, накрывают их одеялами и простынями и, вооружившись масляным фонарем, отправляются в удивительное путешествие к центру земли по загадочным пещерам и пропастям. Увидев в городском саду родного Смоленска прыжок с воздушного шара с парашютом, девятилетний Саша решает его повторить и прыгает с крыши сарая то с зонтиком, то с парашютом из простыни, то привязав к рукам веники вместо крыльев. В итоге он получит травму позвоночника, которая позднее приведет к тяжелой болезни.
Но желание летать Беляев сохранит навсегда: во время путешествия в Италию в 1913 году он совершает полет на гидроплане; его последний роман, «Ариэль», рассказывает о человеке, способном преодолеть земное притяжение без каких-либо технических приспособлений, как птица.
Он переписывался с Циолковским и сочинял истории о космических полетах.
Когда Беляева на годы обездвижил паралич из-за костного туберкулеза, он осмыслил этот опыт, написав рассказ — позднее переработанный в знаменитый роман — «Голова профессора Доуэля». Лежа в гипсовом корсете, учил языки, читал о передовых научных исследованиях, размышлял о морских глубинах и путешествиях за пределы Земли, об изменении самой природы человека, которое позволит дышать под водой и управлять миром при помощи мысли.
В любом разговоре о фантастической литературе прошлого непременно заходит речь о том, что из описанного фантастами появилось в реальной жизни. Можно бесконечно перечислять то, что предсказал в своих романах Александр Беляев: это и строительство космических станций (в романе «Звезда КЭЦ»), и подводные фермы («Подводные земледельцы»), и микробиологическое производство («Вечный хлеб»), и беспилотные летательные аппараты («Властелин мира»), и даже успехи пластической хирургии («Человек, потерявший лицо»). Опыты физиолога Сергея Брюхоненко по поддержанию жизни в отделенной от тела собачьей голове были проведены через несколько лет после публикации романа Беляева «Голова профессора Доуэля».
И все-таки не это в Беляеве главное. Нынешний человек, хорошо это или плохо, воспринимает картинку куда лучше текста. Особенно картинку движущуюся, видеоряд. Беляев, с его простым и ярким повествованием, полным действия, удивительно кинематографичен. И в этом он тоже опережает свое время: если какой кинематограф и может воплотить написанное Беляевым, то именно современный — с почти неограниченными техническими возможностями и спецэффектами.
Настоящим прорывом стал для своего времени снятый по мотивам романа Беляева фильм «Человек-амфибия». Его сценарий из-за технической сложности десять лет пролежал невостребованным на студии «Ленфильм»: читали многие, но никто не решался взяться за столь сложную задачу, которую в итоге с блеском решил оператор Эдуард Розовский. Отчасти небывалые подводные съемки и объясняют успех фильма у зрителя: в год выхода, 1962, его посмотрело 65 миллионов человек.
Отчасти — но лишь отчасти. О чем бы ни писал Александр Беляев, — о человеке-амфибии Ихтиандре, о похитителе воздуха Бейли, или о создателе психотронного оружия Людвиге Штирнере, — он прежде всего рассказывает захватывающую историю, очень человеческую и живую.
Даже полупародийные «Изобретения профессора Вагнера» — это прежде всего рассказ о человеке, пусть и сверхчеловеке. В этом сборнике, кстати, Беляев снова предсказывает будущее, но только предвосхищает он не создание новой технологии и не научное открытие, а появление такого популярнейшего персонажа развлекательного жанра как супергерой: профессор Вагнер научными методами преодолел потребность в сне, полушария его мозга работают автономно, он способен проходить сквозь предметы, видеть сквозь стены и т.д. — чем не герой «Марвел»?
Александр Беляев умер от голода в оккупированном нацистами Пушкине и был похоронен в общей могиле. Но как ни банально это прозвучит, памятник он создал себе сам.
С 1 января 2017 года истек срок охраны авторских прав, и произведения Александра Беляева стали общественным достоянием — с юридической точки зрения. С чисто литературной они были нашим достоянием всегда.
Почему Евгений Лебедев делил жену с другим
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео