Войти в почту

Над реальностью. «Гиперборея. Плато Путорана» пройдёт в Красноярске

Ранняя весна в Красноярске в этом году отмечена не только пробуждением природы, но и интереснейшей программой традиционного фестиваля «Театральная весна». Со своими лучшими премьерными спектаклями в столицу края приехали ведущие театры региона. В этом году организаторы события радуют зрителей сюрпризами. Новые формы театра «Театральная весна» проводится в Красноярске ежегодно с 2009 года под эгидой министерства культуры Красноярского края и красноярского отделения Союза театральных деятелей Российской Федерации. Самые лучшие премьеры представляют театры Красноярского края, независимые театры и антрепризные группы. Фестиваль проходит в два этапа, первый включает в себя просмотр и оценку членами жюри премьерных театральных работ. Для оценки создаются два состава жюри, в которые входят ведущие театральные деятели края и приглашённые критики из Москвы, Санкт-Петербурга. По итогам формируется афиша для проведения второго этапа - показа лучших спектаклей на площадках театров Красноярска. Ежегодно в программу включают проведение мастер-классов, творческих вечеров, профессиональных дискуссий, круглых столов, встреч с театральными деятелями, театральных капустников. В этом году состоятся также образовательные дискуссионные программы, где будут обсуждаться вопросы развития театра, репертуарной политики, точек взаимодействия образования и театра, вопросы доступности театров для инвалидов, новые проекты, которые ожидают зрители и театральное сообщество, проблемы и перспективы развития фестиваля. «Впервые за долгое время появилась программа творческих встреч. Совместно с Росмолодёжью в рамках проекта «Культурный минимум» мы проводим серию творческих встреч с режиссёрами театров и с артистами. Важно, чтобы зрители, особенно молодёжь, студенты, прикоснулись к театральному миру, узнали его закулисье, какие-то курьёзные случаи, специфические особенности постановок, театральных мероприятий. Познакомились с артистами, узнали, что такое быть артистом. Этим мы надеемся пробудить интерес к театру у молодёжи», - отмечает куратор фестиваля «Театральная весна», начальник отдела искусств министерства культуры Красноярского края Виталий Зацепин. Традиционной частью фестиваля стала «Театральная ночь». В прошлом году акцию посетило рекордное количество зрителей - 7,5 тыс. человек. Во всех театрах края с 18.00 до 1.00 проходили разнообразные мероприятия: фотозоны, творческие встречи с артистами, перформансы, мастер-классы, мини-концерты. Жители смогли познакомиться с городскими театрами поближе. Кульминацией «Театральной весны» станет вручение наград в 35 номинациях. За лучшие творческие работы сезона вручаются «Хрустальные маски», а также дипломы и грамоты по многочисленным номинациям, среди которых «Лучшая премьера сезона», «Лучшая работа режиссёра», «Лучшая сценография спектакля», «Лучшее музыкальное оформление», «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль», «Лучший дебют» и другие. Традиционно лауреаты получат премии в Международный день театра - 27 марта - на сцене театра Пушкина. Земля легенд и загадок В программу фестиваля в 2019 году вошли лучшие спектакли нынешнего сезона. Среди них - «Винил» Красноярского музыкального театра, уже принявший участие в конкурсе на премию «Золотая маска». Любителям оперы будет интересна одноактная опера «Медиум», которая пройдёт в Красноярском театре оперы и балета им. Д. Хворостовского. Особенность спектакля в том, что он состоится не в театральном зале, а в фойе театра в формате арт-кафе. Гость «Театральной весны» - иркутский драматический театр им. Охлопкова, который привёз в Красноярск два спектакля. По отзывам театралов, наибольшей популярностью пользуются самый южный и самый северный театры Красноярского края - минусинский и норильский. Им всегда сопутствует аншлаг, и тем, кто не побеспокоился заранее, достать лишний билет бывает непросто. Самой большой интригой фестиваля называют иммерсивный спектакль Норильского театра «Гиперборея. Плато Путорана». Сложнейшую постановку удалось осуществить при поддержке компании «Норникель» в партнёрстве с Агентством Развития Норильска и Благотворительным фондом «Достоинство». Спектакль в виртуальной реальности будет реализован Норильским Заполярным театром драмы им. Маяковского впервые в Красноярске. Это история о Норильске, его жителях и природе, прогулка по его живописным и труднодоступным окрестностям. Те, кто не был на плато Путорана, смогут увидеть своими глазами, что это такое, и даже прокатиться на катере по озеру. Побывать в шахте завода, узнать поближе норильчан, понять, чем живёт северный город, за что люди любят свой суровый край. «Пожалуй, это один из самых удивительных спектаклей, что будут на фестивале, потому что режиссёр использует технологию виртуальной реальности - VR-очки. Каждый зритель будет периодически их надевать, погружаясь в виртуальную реальность и возвращаясь из неё. Это спектакль-взаимодействие, в процессе общения со зрителями артисты расскажут историю развития Норильска, переплетённую с историей жизни человека и артиста», - говорит Виталий Зацепин. Зрители «спустятся» в самый глубокий заполярный рудник, «побывают» в плавильном цехе, «пройдутся» по центру самого северного города, почтут память узников Норильлага на мемориальном комплексе «Норильская Голгофа» и «посетят» заповедную, легендарную и загадочную территорию - плато Путорана (горный массив на северо-западе Красноярского края, признанный ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия). Режиссёр спектакля Анна Бабанова, познакомившись с идеей иммерсивного спектакля, загорелась сделать его темой рассказ о труднодоступном месте, куда вживую мало кто может попасть. Побывав в Норильске, она поняла, что это настоящее «место силы». А когда она выяснила, что в Норильлаге сидел Лев Гумилёв, автор теории пассионарности, то «картинка» сложилась в целостный образ. «В спектакле участвуют реальные люди, они играют самих себя. И это тоже история о человеке, о поиске смысла, тайны, истины. Мы все ищем, но не всегда осознаём и признаем это. Два героя, две точки зрения, два мира. В основе истории - миф о Гиперборее, некой высокоразвитой северной стране, которая располагалась на Полюсе. Гиперборейцам было подвластно не только пространство, но и время, поэтому умирали они только от пресыщения жизнью. Потом случилась климатическая катастрофа, и гиперборейцы были вынуждены покинуть свою территорию и расселились по всей планете. У индусов, как и у нганасан, очень схожие с гиперборейцами воззрения на мироустройство. Так что мы предполагаем в своей экскурсии, что Территория была, а может, и до сих пор заселена гиперборейцами», - так рассказал о замысле спектакля его автор, драматург Владимир Зуев для газеты «Заполярная правда». Идея оказалась успешной. Билеты на ближайшие постановки раскуплены заранее, отзывы публики восторженные. Приведём некоторые из них. «Очень здорово. «Гиперборея. Плато Путорана» - такого ещё не было», - пишет Людмила Кулыгина. «Стоит посетить!» - уверена Ольга Вирченко. «Очень интересные ощущения после просмотра спектакля «Гиперборея. Плато Путорана». Спектакль - урок Таймыроведения, истории, сказки шаманов... что это? Правда или миф? Но определённо интересно, ново, и обязательно надо посмотреть... » - размышляет Елена Солодова. «Благодарю от сердца! Очень необычный формат! Получила огромное удовольствие!» - спешит оставить отзыв Ольга Зеленская. Планы у создателей спектакля грандиозные. Его увидят зрители не только Красноярска, но и Новороссийска, Геленджика. Необычное действие уже ждут в Сербии и на Фестивале малых народов.

Над реальностью. «Гиперборея. Плато Путорана» пройдёт в Красноярске
© АиФ Красноярск