Ещё
Джокер
Джокер
Триллер, Драма, Криминальный
Купить билет
Дождливый день в Нью-Йорке
Дождливый день в Нью-Йорке
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Гемини
Гемини
Боевик, Триллер, Фантастика
Купить билет
Эверест
Эверест
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Девушки бывают разные
Девушки бывают разные
Приключение, Комедия
Купить билет
Малефисента: Владычица тьмы
Малефисента: Владычица тьмы
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет
Оно-2
Оно-2
Ужасы
Купить билет
Тайна печати дракона
Тайна печати дракона
Приключение, Фэнтези
Купить билет
К звёздам
К звёздам
Триллер, Фантастика
Купить билет
Матрица
Матрица
Боевик, Триллер, Фантастика
Купить билет
Герой
Герой
Боевик, Триллер
Купить билет
Дети моря
Дети моря
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Король Лев
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Щенячий патруль: Мегащенки и Шиммер и Шайн
Щенячий патруль: Мегащенки и Шиммер и Шайн
Мультфильм
Купить билет
Мысленный волк
Мысленный волк
Мистика, Драма
Купить билет
Леонардо да Винчи. Неизведанные миры
Леонардо да Винчи. Неизведанные миры
Биография
Купить билет
Люби их всех
Люби их всех
Триллер, Драма
Купить билет
Маленькие чудовища
Маленькие чудовища
Комедия, Ужасы
Купить билет
Сестрёнка
Сестрёнка
Драма, Военный
Купить билет

Почему в России о «Мстителях» не пишут серьезно 

Почему в России о «Мстителях» не пишут серьезно
Фото: Киноафиша
Мы живем в эпоху расцвета блокбастеров. Сколько ни ностальгируй по Индиане Джонсу, оригинальным «Звездным войнам» и Доку с Марти, цифры говорят за себя. Никогда раньше франшизы о супергероях, далеких галактиках и отчаянных гонщиках не были столь долгоиграющими, прибыльными и привлекающими внимание зрителей по всему миру, как сейчас. Бывали лучше времена, но не было масштабней.
Однако, как учит нас один из крупнейших философов современности, дядя Бен, с большой силой приходит большая ответственность. Влияние развлекательного кино на общественные настроения растет пропорционально его популярности, и это влияние требует внимательного изучения. Возможно, даже более пристального, чем идеи артхаусных режиссеров, которые могут быть сколь угодно новаторскими и подрывающими основы, но едва ли доберутся до действительно широких масс (да и цели такой чаще всего не ставят).
Славой Жижек
На Западе к этой мысли пришли еще в незапамятные времена. Скажем, в «Киногиде извращенца» 2006 года Славой Жижек исследовал с философских позиций «Матрицу» и «Чужого», а в 2012-м профессора и Уильям Ирвинг выпустили книгу о философии Мстителей — «Величайшие мыслители Земли». Но настоящий всплеск интереса к явным и скрытым идеям летних блокбастеров произошел лишь пару лет назад, с развитием YouTube, когда огромную популярность приобрели каналы, выходящие за рамки выискивания киноляпов (привет, СinemaSins) и примитивной критики вроде «большой палец вверх, большой палец вниз» (здравствуй, Nostalgia Critic).
На видеохостинге появились десятки выдающихся эссе и разборов популярных фильмов, которые затрагивают не технические или сценарные аспекты картин, а мировоззренческие концепции и дилеммы, лежащие в их основе. И делают это зачастую лучше и по объективным причинам нагляднее газетных текстов.
К примеру, одна из лучших киноблогеров современности Линдси Эллис рассмотрела франшизу сквозь призму феминистской теории и марксизма. Канал Just Write убедительно доказал, что в Бэтмене сочетаются практически все известные миру геройские типажи, от античного и байронического до ковбоя и антигероя. Pop Culture Detective выявил с десяток кинематографических штампов, распространенность которых мало кто замечал, — в том числе «романтическое похищение» и «милый мизогин». Renegade Cut объяснил, в чем главная ошибка Таноса (спойлер — он не учел капитализм), насколько реалистичен портрет внеколониальной Африки в «Черной Пантере» и почему Капитан Америка и Железный человек находятся в постоянном моральном конфликте. Cuck Philosophy и вовсе совершил невозможное: разобрал «Эмоджи. Фильм» через идеи мыслителя франкфуртской школы . Но главный поставщик философии на стол фанатам комиксов и прочей фантастики — конечно же, WiseCrack, у которого каждое видео посвящено гносеологическому исследованию поп-культуры.
Например, этот выпуск посвящен тому, почему мы так любим м***ов в кино.
В России ничего похожего нет не только в Youtube-пространстве, но и в пишущей кинокритике.
Это не значит, что у нас не хватает хороших критиков и блогеров, совсем нет. Время от времени в прессе появляются действительно качественные разборы, а в видеоформате существуют каналы …and Action! и MovieScience, наполненные высокохудожественными эссе. Проблема в том, что первые почти всегда касаются «серьезного» и «авторского» кино — какой-нибудь «Нелюбви» или «Дома, который построил Джек». А вторые сосредоточены на операторской и режиссерской работе и редко рассуждают о культурных феноменах. Те же ютьюберы, что обращаются к массовому кино на постоянной основе и собирают миллионы просмотров, чаще всего оперируют терминами «нра — не нра» и социальной позицией вроде «чёрные геи все заполонили».
Причин столь печальному положению вещей, если не считать общий изоляционистский настрой государства (где еще был бы возможен перенос главного блокбастера в истории?), как минимум две.
Первая по большой части касается критиков (но не только). Это определенная доля снобизма, с которым многие относятся к развлекательным фильмам и особенно к лентам по комиксам. Стереотип о детском, несолидном жанре все еще силен в общественном сознании. Когда-то анимации приходилось доказывать, что она рассчитана не только на детей (Миядзаки и Бакши подтвердят) — в последние десятилетия тот же путь проходят герои в плащах и масках.
Взрослые мужчины — главный контингент западных магазинов комиксов
В отличие от Америки, где комиксы стали частью современной мифологии и отсылки не только к Супермену, но и к Зеленому Фонарю или Марсианскому Охотнику понятны подавляющему большинству, для России они — чуждое явление. Нашим людям в принципе сложно проникнуться к перекачанным дуболомам, бегающим в высокотехнологичных трико, а уж критикам, воспитанным на любви к Годару и Антониони, и подавно. Иногда они пытаются принять новые правила игры, навязанные невероятным успехом Marvel, но отсутствие реального интереса то и дело проскальзывает.
Скажем, в рецензиях на любую относительно беззаботную супергероику, будь то  или , почти всегда можно встретить фразу: мол, этот фильм вернул настоящий дух комиксов, который потеряли подражатели Нолана, взявшие курс на мрачность, многозначительность и драматизм. Как будто эти черты — некие новомодные явления, а не основа Темного века комиксов, еще в 1980-х, задолго до нынешнего фонтана экранизаций, подарившего миру депрессивных «Хранителей» и «Возвращение Темного рыцаря» . Представление о комиксах как о красочных и жизнеутверждающих картинках уже тогда перестало быть аксиомой, но по-прежнему живо в российской прессе.
Фрагмент страницы из комикса Фрэнка Миллера «Возвращение Тёмного рыцаря»
За каждого критика в отдельности мы, разумеется, говорить не можем (например, у  была въедливая и небанальная рецензия на «Эру Альтрона»), но общий тренд отношения к летним блокбастерам как к чему-то, не требующему глубокого анализа, более или менее очевиден.
Но эта проблема — лишь вершина айсберга. В конце концов, необязательно быть профессиональным критиком, чтобы иметь интересное мнение о кино, что доказывают многочисленные примеры западных блогеров выше. Да и искренних фанатов на российских просторах хватает — достаточно зайти на любой отечественный Comic Con.
Куда важнее вторая причина отсутствия у нас серьезного обсуждения блокбастеров: культура философского спора, в последние годы получившая широкое распространение на Западе, в России до сих пор в зачаточном состоянии.
Не совсем философский спор, но вы всё поняли
Современное западное общество расколото на множество фракций (с двумя отчетливыми направлениями — влево и вправо), буквально бьющихся за души людей, как Ланселот с Драконом у Захарова. Жители золотого миллиарда все отчетливее осознают несовершенство мира и пытаются докопаться до причин.
Многим приходится по камешку разбирать завалы прежних позиций и убеждений, чтобы построить свое мировоззрение на новом фундаменте. Другим, напротив, хочется залить свой нынешний дом цементом, чтобы в него уже никогда не зашли чужаки. Базу и для того, и для другого предоставляют новые философы: иногда действительно интеллектуальные, как многочисленные левые активисты YouTube, иногда — лишь играющие в рациональность, как печально известное сообщество правых «скептиков».
Популярность и тех, и других растет в геометрической прогрессии — философы становятся рок-звездами новой эпохи. Только представьте: дебаты Славоя Жижека с Джорданом Питерсоном посмотрели почти два миллиона человек, несмотря на отвратительное качество картинки и звука. К сожалению, то видео было удалено, но есть новое, также привлекающее внимание зрителей.
Жижек версус Питерсен
Противостояние правых и левых охватило весь западный мир, и едва ли не главным фронтом в этой борьбе стали не улицы и политические трибуны, а, вы не поверите, кинокритика. Как оказалось, голливудские фильмы благодаря своему тотальному охвату — идеальное поле, чтобы отстаивать идеологии и анализировать общественные тенденции. И чем более базовые темы Голливуд поднимает (вплоть до «Что такое хорошо и что такое плохо?», как у Renegade Cut), тем сильнее становится возможный посыл.
Но верна и обратная зависимость: для появления серьезных и при этом популярных обзоров на фильмы Marvel нужна «революция снизу», осмысленные споры о судьбах мира, бурлящий котел идей.
Неудивительно, что в мертвом политическом пространстве России, где любая общественная дискуссия быстро переходит в травлю, где прошлое интересует всех куда сильнее будущего, а обсуждение системных проблем подменяют обсуждением конкретных поступков, большого запроса на философские разборы блокбастеров нет.
Так что если вам они интересны — придется учить английский.
Почему Евгений Лебедев делил жену с другим
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео