Ещё
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Эбигейл
Приключение, Фэнтези
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Богемская рапсодия
Биография, Драма, Музыкальный
Купить билет
Angry Birds 2 в кино
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Форсаж: Хоббс и Шоу
Боевик, Приключение
Купить билет
Человек-Паук: Вдали от дома
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Дом, который построил Джек
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Бык
Драма
Купить билет
Страшные истории для рассказа в темноте
Триллер, Ужасы
Купить билет
Дора и Затерянный город
Приключение, Комедия, Детский
Купить билет
Синяя бездна 2
Приключение, Ужасы, Драма
Купить билет
Падение ангела
Боевик
Купить билет
Мёртвые не умирают
Фэнтези, Комедия, Ужасы
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Капкан
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Трудности выживания
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Смерть и жизнь Джона Ф. Донована
Драма
Купить билет
Ангел мой
Триллер, Драма
Купить билет

Владимир Селезнев стал «Художником года» и лауреатом премии «Инновации» 

Фото: Российская Газета
Не случайно , советник президента РФ по культуре, вручая премию за вклад в современное искусство , создателю ГЦСИ, признался, что был уверен, что уж у кого-кого, а у Бажанова, этого «неистового апостола современного искусства», по выражению одного из коллег, премия «Инновация» давно есть. На что Бажанов парировал, что он может получить премию как раз потому, что уже не работает в ГЦСИ, который эту премию придумал и учредил вместе с  в 2005 году. Но премия «Инновация» была вручена вовремя не только из-за того, что вскоре после объединения ГЦСИ с РОСИЗО Бажанов, один из тех, с кого, собственно, начинается институциональная история современного искусства в России, покинул ГЦСИ. Она вручена вовремя, потому что принцип горизонтальной, сетевой структуры ГЦСИ, который отстаивали Леонид Бажанов, , , и их соратники, оказался очень точным. Этот принцип помог не только созданию сети Центров современного искусства в стране, но и их выживанию (не без потерь, впрочем) в очень непростых ситуациях. Cтавка была сделана не на иерархию, а на диалог экспертов, не на замкнутую структуру, а на открытость миру и зрителям.
Проект «Генеральная репетиция», финалист в номинации «Проект года», — сильный соперник перформанса «Страсти по Мартену». Не заметить его вовсе странно
Собственно, именно поэтому Нижний Новгород и Арсенал, где работает Волго-Вятский филиал ГСЦИ в составе РОСИЗО, смогли в этом году достойно вынести на себе тяжесть главной площадки выставки номинантов премии «Инновации» и организатора церемонии награждения. Речь, на мой взгляд, не о том, что премия «Инновация» пошла в регион. Она там давно присутствует. Номинация «Лучший региональный проект» давным-давно существует. И, кстати, воспринималась не без сомнения: зачем, мол, это выделение художников не из Москвы и Питера в «резервацию»… Речь о том, что премия «Инновация» нашла в регионах опору, если угодно — резиденцию. Временную или нет — другой вопрос. В этом смысле символический жест — премия правительства Нижнего Новгорода (месяц работы в арт-резиденции в Нижнем Новгороде) Светлане Шуваевой, которая вышла в шорт-лист в номинации «Художник года». И тут Нижний Новгород соперничает не только с Москвой, но и с Парижем. Приз Французского Института при посольстве Франции в России предусматривает три месяца жизни и работы в Париже. Этот приз получила Анна Ротаенко (шорт-лист в номинации «Новая генерация).
»Инновация" заметно помолодела. Среди солидных исключений — , художник из Нижнего Тагила, чья ретроспектива, представляющая 20 лет работы, была показана в Арт-галерее в Екатеринбурге. Он и назван «Художником года». Среди его соперников кроме Шуваевой были Егор Крафт, и  с . Что касается «Новой генерации», то я рада, что премию поучили авторы перформанса «Пролетайте и соединяйтесь» Анна Козонина, Анастасия Дмитриевская, Антон Рьянов. Проведенный на старом стадионе «Водник» в Нижнем Новгороде, перформанс заставлял вспомнить коллективную декламацию стихов в 1920-х, пирамиды физкультурников, школьную зарядку и популярную лекцию… И еще, пожалуй, фильмы Абдрашитова и Миндадзе. С последними перформанс сближает поэтический «сдвиг» (среди тех, кому авторы выражают благодарность в титрах видеодокументации, например, поэты , Аполлон Майков, теоретик конструктивизма Алексей Гастев, переводчик и драматург Адриан Пиотровский). Впрочем, старый стадион отсылает не только к «Параду планет», но и фильму Роома «Строгий юноша».
Лучшим «Проектом года» назван перформанс «Страсти по Мартену», показанный в недавно закрытом мартеновском цехе . Перформанс (режиссер ) был показан в прошлом году на фестивале «Арт-овраг» в Выксе и стал фактически ритуалом прощания с последними в Европе мартеновскими печами. Печи, где выплавляли сталь с 1930-х, были остановлены 23 марта 2018 года. Эта работа, соединившая танец, театр, оперу, инсталляцию, своего рода привет из Выксы и от нижегородцев Уральской индустриальной биеннале, где однажды звучала музыка, сыгранная молоточками ремонтников на колесах старых вагонов.
Региональный крен в решениях жюри все же возник. Очевидно, что проект «Генеральная репетиция», вышедший в финал в номинации «Проект года», — сильный соперник перформанса «Страсти по Мартену». Не заметить его вовсе странно. Но ситуация изменилась в номинации «Куратор года». Здесь из пяти проектов четыре были московскими. Победителем этой номинации стали кураторы выставки «Ткань процветания» в «Гараже» Ярослав Воловод, , .
Впрочем, регионы задавали тон в номинациях «Образовательный проект» и «Региональный проект». В «образовании» премию получила Владивостокская школа современного искусства (ВШСИ), возникшая в 2015 году благодаря куратору Яне Гапоненко и ее коллегам. А лучшим региональным назван проект «Суперобложка» краснодарского ЦСИ «Типография» (куратор и ). Поскольку Краснодар — столица фестиваля PhotoVisa, история более ста фотокниг, сделанных мастерами из России и Швейцарии, была рассказана в правильном месте.
В номинации «Книга года» (вручается при поддержке благотворительного фонда U-Art: Ты и искусство) отдельное жюри экспертов по «теории и истории современного искусства» назвало работу Глеба Напреенко и Александры Новоженовой «Эпизоды модернизма. От истоков до кризиса».
Где будет следующая «Инновация», покажет время. Но лучше бы, чтобы решение об этом принималось не первого апреля, а хотя бы… первого сентября.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео