Владимир Селезнев стал «Художником года» и лауреатом премии «Инновации» 

Владимир Селезнев стал «Художником года» и лауреатом премии «Инновации»
Фото: Российская Газета
Не случайно , советник президента РФ по культуре, вручая премию за вклад в современное искусство , создателю ГЦСИ, признался, что был уверен, что уж у кого-кого, а у Бажанова, этого «неистового апостола современного искусства», по выражению одного из коллег, премия «Инновация» давно есть. На что Бажанов парировал, что он может получить премию как раз потому, что уже не работает в ГЦСИ, который эту премию придумал и учредил вместе с  в 2005 году. Но премия «Инновация» была вручена вовремя не только из-за того, что вскоре после объединения ГЦСИ с РОСИЗО Бажанов, один из тех, с кого, собственно, начинается институциональная история современного искусства в России, покинул ГЦСИ. Она вручена вовремя, потому что принцип горизонтальной, сетевой структуры ГЦСИ, который отстаивали Леонид Бажанов, , , и их соратники, оказался очень точным. Этот принцип помог не только созданию сети Центров современного искусства в стране, но и их выживанию (не без потерь, впрочем) в очень непростых ситуациях. Cтавка была сделана не на иерархию, а на диалог экспертов, не на замкнутую структуру, а на открытость миру и зрителям.
Проект «Генеральная репетиция», финалист в номинации «Проект года», — сильный соперник перформанса «Страсти по Мартену». Не заметить его вовсе странно
Собственно, именно поэтому Нижний Новгород и Арсенал, где работает Волго-Вятский филиал ГСЦИ в составе РОСИЗО, смогли в этом году достойно вынести на себе тяжесть главной площадки выставки номинантов премии «Инновации» и организатора церемонии награждения. Речь, на мой взгляд, не о том, что премия «Инновация» пошла в регион. Она там давно присутствует. Номинация «Лучший региональный проект» давным-давно существует. И, кстати, воспринималась не без сомнения: зачем, мол, это выделение художников не из Москвы и Питера в «резервацию»… Речь о том, что премия «Инновация» нашла в регионах опору, если угодно — резиденцию. Временную или нет — другой вопрос. В этом смысле символический жест — премия правительства Нижнего Новгорода (месяц работы в арт-резиденции в Нижнем Новгороде) Светлане Шуваевой, которая вышла в шорт-лист в номинации «Художник года». И тут Нижний Новгород соперничает не только с Москвой, но и с Парижем. Приз Французского Института при посольстве Франции в России предусматривает три месяца жизни и работы в Париже. Этот приз получила Анна Ротаенко (шорт-лист в номинации «Новая генерация).
»Инновация" заметно помолодела. Среди солидных исключений — , художник из Нижнего Тагила, чья ретроспектива, представляющая 20 лет работы, была показана в Арт-галерее в Екатеринбурге. Он и назван «Художником года». Среди его соперников кроме Шуваевой были Егор Крафт, и  с . Что касается «Новой генерации», то я рада, что премию поучили авторы перформанса «Пролетайте и соединяйтесь» Анна Козонина, Анастасия Дмитриевская, Антон Рьянов. Проведенный на старом стадионе «Водник» в Нижнем Новгороде, перформанс заставлял вспомнить коллективную декламацию стихов в 1920-х, пирамиды физкультурников, школьную зарядку и популярную лекцию… И еще, пожалуй, фильмы Абдрашитова и Миндадзе. С последними перформанс сближает поэтический «сдвиг» (среди тех, кому авторы выражают благодарность в титрах видеодокументации, например, поэты , Аполлон Майков, теоретик конструктивизма Алексей Гастев, переводчик и драматург Адриан Пиотровский). Впрочем, старый стадион отсылает не только к «Параду планет», но и фильму Роома «Строгий юноша».
Лучшим «Проектом года» назван перформанс «Страсти по Мартену», показанный в недавно закрытом мартеновском цехе . Перформанс (режиссер ) был показан в прошлом году на фестивале «Арт-овраг» в Выксе и стал фактически ритуалом прощания с последними в Европе мартеновскими печами. Печи, где выплавляли сталь с 1930-х, были остановлены 23 марта 2018 года. Эта работа, соединившая танец, театр, оперу, инсталляцию, своего рода привет из Выксы и от нижегородцев Уральской индустриальной биеннале, где однажды звучала музыка, сыгранная молоточками ремонтников на колесах старых вагонов.
Региональный крен в решениях жюри все же возник. Очевидно, что проект «Генеральная репетиция», вышедший в финал в номинации «Проект года», — сильный соперник перформанса «Страсти по Мартену». Не заметить его вовсе странно. Но ситуация изменилась в номинации «Куратор года». Здесь из пяти проектов четыре были московскими. Победителем этой номинации стали кураторы выставки «Ткань процветания» в «Гараже» Ярослав Воловод, , .
Впрочем, регионы задавали тон в номинациях «Образовательный проект» и «Региональный проект». В «образовании» премию получила Владивостокская школа современного искусства (ВШСИ), возникшая в 2015 году благодаря куратору Яне Гапоненко и ее коллегам. А лучшим региональным назван проект «Суперобложка» краснодарского ЦСИ «Типография» (куратор и ). Поскольку Краснодар — столица фестиваля PhotoVisa, история более ста фотокниг, сделанных мастерами из России и Швейцарии, была рассказана в правильном месте.
В номинации «Книга года» (вручается при поддержке благотворительного фонда U-Art: Ты и искусство) отдельное жюри экспертов по «теории и истории современного искусства» назвало работу Глеба Напреенко и Александры Новоженовой «Эпизоды модернизма. От истоков до кризиса».
Где будет следующая «Инновация», покажет время. Но лучше бы, чтобы решение об этом принималось не первого апреля, а хотя бы… первого сентября.
Видео дня. Как сейчас живут самые яркие звезды КВН
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео