Ещё

Родом из «зоны», или Почему Норильский театр драмы старше Норильска 

Родом из «зоны», или Почему Норильский театр драмы старше Норильска
Фото: ТАСС
Мое знакомство с театром началось с репетиции. Шел прогон спектакля  — российской премьеры. Спектакль поставлен по пьесе молодого французского драматурга Флориана Зеллера. В мире это бестселлер, а в России «Папу» поставили впервые именно в Норильске. В главной роли старейший актер норильского театра , его герой — пожилой человек, страдающий болезнью Альцгеймера.
"Папа". Северное прочтение
А вечером шел сам спектакль, последний в сезоне. И надо сказать — он ошеломляет. Совершенно забываешь, что перед тобой актер Ребрий, а видишь старого и больного человека, в голове которого смешались реальное и воображаемое, уже ушедшие близкие и те, кто живет рядом, и через все это очень четко видишь пронзительное одиночество главного героя.
Главный режиссер театра перед постановкой посещала дом престарелых во Франции, где живут пожилые люди, страдающие проблемами с памятью. Она встретила женщину, мать которой давно не узнавала дочь, все окружающие говорили последней, что нет смысла ходить туда, страдать, ибо родительница все равно уже не помнит ее.
"А она ответила: «Зато я помню, какой она была». Болезнь Альцгеймера не лечится, многие не знают, что происходит с человеком, в каком мире он живет. В «Папе» показан именно его мир, все персонажи его глазами, показывается, как он видит, как чувствует, как постепенно меняется личность", — рассказала Бабанова.
Пьеса написана живым, легким языком, переводчик Рустам Ахмедшин сумел мастерски адаптировать ее для российского зрителя. Ее поставили уже во многих странах мира.
Наверное, Норильск не случайно стал первым в России, где поставили «Папу», — спектакль пользуется в арктическом городе популярностью, у многих норильчан родители живут «на материке», и они тревожатся о них. «И самое главное, — подчеркнула Анна, — у нас есть актер, который может роль сыграть».
"Каждый раз, когда начинаю играть новую роль, я боюсь, что не справлюсь, буду ли держать планку, которую поставил в прежних ролях. «Папа» — это моя лучшая роль, она собрала все, что я могу. Хотя спектакль бытовой, все действие происходит в комнате, на кухне, но для меня это сгусток юмора, иронии, троллинг самого себя и трагедия одинокого человека", — говорит Ребрий.
Вчера и сегодня
"Папа" скоро едет в Москву вместе с другими спектаклями. В рамках федеральной программы «Большие гастроли» у Норильска будет выезд в столицу. С 12 по 15 сентября, в течение пяти дней, мы будем давать пять спектаклей во «Дворце на Яузе». Это будет своего рода возвращение в Москву: в последний раз театр выезжал на гастроли 40 лет назад", — говорит руководитель литературно-драматической части театра Лада Шебеко.
В Москве в 1979 году заполярный коллектив принимали на сцене театра Ленинского комсомола. Говорят, что норильская постановка пьесы «Синие кони на красной траве» о Владимире Ленине была более успешной, чем одноименная московская, где вождя мирового пролетариата играл .
А еще были спектакли «Темп-29», «Три сестры», «Случай в метро», «Девятый праведник». За постановку молодого красноярского поэта «Золотая труба на двоих» театр тогда получил премию.
Сейчас в Москву норильчане кроме «Папы» везут премьеры последних сезонов, отмеченные экспертами различных фестивалей. Это «Леди Макбет Мценского уезда», «Сны белой земли», «Жди меня… и я вернусь» и детский спектакль «Рикки-Тикки-Тави» , где люди играют животных, а людей — большие куклы.
"Сны белой земли" — спектакль . Это некие образы, что снятся этой земле, девять месяцев спящей в зиме. Маски, шаманы, какие-то рыбы. Мы летаем в воздухе, попадаем в воду, в нижний мир, где шаманы, камлание. Очень любопытная тема", — рассказала Бабанова.
"Жди меня… и я вернусь" также создан на местных мотивах. Действие происходит в Норильлаге — лагере на севере Красноярского края, входившем в систему ГУЛАГ. В период своего расцвета имел десятки лаготделений и лагпунктов, расположенных на огромной территории региона. Среди его заключенных было много деятелей культуры, актеров, писателей, ученых — они и являются героями спектакля.
В 2017 году Норильский Заполярный театр драмы номинировался на «Золотую маску». Тогда конкурсную программу XXIII Национального театрального фестиваля «Золотая маска» в разделе «Драма» завершила постановка режиссера театра и кино, сценариста, драматурга Петра Шерешевского «Дядя Ваня». Соперниками театра на том фестивале стали такие знаменитости, как , , , .
Театральная зона
Норильлаг — часть истории норильского театра, который появился здесь на рубеже 1941−42 годов — сам город Норильск младше своего театра на 12 лет.
В каждом лаготделении создавалась своя труппа, среди актеров были как любители, так и мастера, причем первоклассные, из Москвы и Ленинграда. Всеми правдами и неправдами добывались материалы для декораций и костюмов.
"Вот представьте: люди не освобождались от работ, они только на время премьер освобождались от нескольких часов работы. Они на открытом грунте кирками и лопатами роют землю или что-то таскают, а потом снимают бушлаты и изображают красивую жизнь", — рассказала Шебеко.
В 1941 году, видя успех лагерной самодеятельности, решено было создать настоящий, профессиональный театр. В Красноярском крае из числа тех, кто не был мобилизован на фронт, набрали артистов и отправили коллектив будущего театра работать на север.
"Везли его здесь по Енисею на барже, да еще антрепренер с деньгами опоздал. И первый директор театра играл с комиссарами весь путь от Красноярска до Дудинки в преферанс, выигрывал и таким образом кормил всю труппу", — рассказала Шебеко.
Первыми спектаклями нового театра стали «На бойком месте», , особой популярностью среди находившихся на таймырском севере людей пользовалась постановка с провокационным для лагеря названием — .
Первые постановки ставились на импровизированной сцене в бараке-столовой. «Вот представьте себе такую афишу на стене лагерного барака. И неважно, что это Островский, но „без вины виноватые“ же», — сказала Шебеко.
Шебеко рассказывает, что норильский театр вообще отличался вольнодумством. Местное начальство, комбинатское прежде всего, входившее в худсовет театра, рассуждало таким образом: «мы сами себе здесь хозяева, мы практически отрезаны от большой земли, и если в Москве нельзя поставить , то ставь, но имей в виду, если это будет твой выигрыш, твоя победа творческая, мы, значит, к ней присоединимся. Если твой проигрыш, ты будешь отвечать за него один». Так что репертуар был довольно смелый.
В Норильском театре играли многие известные деятели искусства, среди них была , звезда театра имени Ермоловой. За отказ писать донос на парторга была осуждена, отбывала «срок» на Дальнем Востоке, в 1949 году новый арест.
С Урусовой играли опасавшийся ареста и уехавший в Норильск , приговоренный по статье 58−6 УК РСФСР за шпионскую деятельность к ссылке на поселение .
Актеры и зрители
Актерский коллектив в Норильском Заполярном театре драмы небольшой — 25 человек. Сейчас труппу покинули два актера, что довольно болезненно, говорит Шебеко. Актеров сюда приглашают со всей страны.
" приехал из Омска, Юля Новикова из Красноярска, Коля Каверин из средней полосы России. В Норильске как: если человек около года держится — он уже норильчанин. Есть такие, которые не удерживаются, а есть такие, которые приросли душой к нам", — рассказала Лада Шебеко.
Весной 1989 года в Норильск приехал Сергей Ребрий. Его первая роль — конь Вулкан, который вез Золушку на бал. Были роли ученика дьявола, сержанта. В 1991-м молодого артиста заметил режиссер .
"Я был глух, слеп и нем, мало чего умел. Стал следить за людьми, смотреть, как они работают, потом меня учил Александр Маркович Зыков. Постепенно приходил опыт, а еще я дотошный, зануда, люблю копаться во всем, разбирать лишнее, отсеивать. Прорабатываю текст словесно, по внутренней линии, внешней, создаю некий образ и надеваю его", — рассказал Ребрий.
Будущее
Вольнодумие и новации отличали Норильский театр всегда. Вот и сейчас он стал одним из первых в жанре VR-спектакля, поставив пьесу на местные мотивы «Гиперборея. Плато Путорана». Зрители, надев специальные очки, оказываются в виртуальном мире, не вставая из своих кресел попадают на Плато Путорана — одно из самых загадочных и красивых мест в Сибири.
"Это, конечно, потрясающе, вот оно — место силы, оно тут, рядом с нами. Мы придумали в спектакле, что город — это как бы средний мир, и мы показываем в очках город, нижний — это шахты, а верхний — Плато Путорана. Надеваешь очки, и как шаман начинаешь по мирам ходить", — рассказала Бабанова.
Анна Бабанова говорит, что в планах театра — через год увеличить число постановок на большой сцене до девяти-десяти. Сейчас выходит четыре-шесть.
"Первое, что у нас сейчас выйдет, — Шукшин, «Брат мой», режиссер Тимур Файрузов, потом я сделаю «Снежную королеву», а потом приедет , это от Райкина режиссер, и поставит Золотого теленка".
Андрей Мармышев
Видео дня. Что стало с первыми звездами «Дома-2»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео