Войти в почту

"Творческий отчет" Санкт-Петербургского государственного академического театра Комедии им Н.П. Акимова на московской сцене

Необходимо отметить, что театр впервые показал в Москве лишь одну постановку – премьеру прошлого сезона "Бешеные деньги". Прочие спектакли столичная публика имела возможность посетить ранее. Так, "Хитрая вдова" и "Дракон" два года назад были сыграны на сцене РАМТа, а в "Визит дамы" в 2015 году с успехом прошел в Вахтанговском театре. Но, несмотря на это, все московские постановки имели тот же результат, что сопутствует им на петербургской сцене и во всех гастролях – аншлаг. Гастроли не были впрямую приурочены к 90-летию театра, которое будет отмечаться в октябре, но, безусловно, являли собой некий творческий отчет театра и его художественного руководителя Татьяны Казаковой. Афиша гастролей была составлена по всем правилам: включила образцы русской и зарубежной классики, а также отечественную и западноевропейскую пьесы ХХ века. Отличный драматургический материал, "сложносочиненные" режиссерские построения, изысканное и изящное оформление спектаклей, над которым трудились лучшие петербургские художники, точная, внятная и вдохновенная игра ведущих артистов труппы – все эти составляющие "в сумме" дали пример того качественного, традиционного русского драматического театра, по которому так скучает нынче публика. Иные нигилистически настроенные критики все норовят "списать" русский драматический театр с корабля современности, но гастроли Театра комедии им. Н.П. Акимова в очередной раз подтвердили, что это мнение необоснованное. Гастроли открыл спектакль "Дракон", поставленный Татьяной Казаковой к 120-летию со дня рождения Евгения Шварца, художник Эмиль Капелюш. Это знаковое произведение для Театра Комедии им. Акимова, который много работает с наследием великого драматурга. Считается, что другая пьеса Шварца, "Тень", стала для театра тем же, чем была для МХТ чеховская "Чайка" или "Синяя птица", а для Театра им. Вахтангова – "Принцесса Турандот". Спектакль по ней был поставлен в 1984 году. Но в казаковском "Драконе", как отметили многие критики, еще в большей степени, чем в "Тени", ощущалось близкое Театру Акимова вахтанговское начало. Эстетика "фантастического реализма", ярко схваченная и воплощенная в спектакле, точно озвучила главную мысль шварцевского произведения: царство дракона в любом государстве начинается с воцарения духа рабства и покорности в душе каждого подданного. Об этом и спектакль. Сцена из спектакля "Дракон". Фото автора. Над огромным, распахнутым навстречу стихиям пространством сцены, над сказочным городом повисли часы без стрелок — символ повторяющегося цикла жизни, "безвременные часы". Ланцелот (Денис Зайцев), стремящийся вырвать город из сонного душевного состояния, в конце концов поймет, что его подвиг бессмыслен. На смену убитому дракону придет новый правитель, которому жители города так же раболепно будут готовы прислуживать. Дракон в исполнении Юрия Лазарева предстает как некая стареющая рок-звезда: с ярким макияжем и в парике, в кожаном плаще и перчатках-крагах, с вечной свитой фанатичных поклонников. Новый правитель – Бургомистр (Сергей Кузнецов) выглядит "прогрессивнее" свергнутого дракона. Сергей Кузнецов не жалеет ярких красок для характеристики своего персонажа – тут и модные спортивные увлечения вроде скандинавской ходьбы, и роскошный белый маршальский мундир, увешанный наградами за мнимые заслуги, и безудержное хвастовство и самопиар, и обаяние, и лукавство. Но по сути он ничем не лучше прежнего тирана – сперва присваивает себе заслуги победы над драконом, а затем требует не менее фанатичного поклонения. Сын Бургомистра Генрих (Александр Матвеев), выведен весьма узнаваемым персонажем - типом молодого приспособленца, умеющего сделать карьеру в любые времена. Успех спектакля закономерен – в жителях сказочного городка каждый зритель может узнать самого себя. В спектакле "Дракон" царит карнавальная стихия в том ее исконном смысле, когда радость праздника оборачивается ночным сумраком. Смех – главный герой спектакля акимовцев, напоминающий известное определение Михаила Бахтина: этот смех одновременно и разрушитель, и созидатель настоящего мира; высмеивая и обнажая порок, он создает мир, свободный от несправедливости. Постановка "Хитрая вдова" – торжество карнавала и праздника уже без всяких оговорок. Напомним, пьеса Гольдони в оригинале называется с прямой отсылкой к маскараду: "Один из последних вечеров карнавала". Но в режиссерской версии Татьяны Казаковой она накалом страстей и глубиной чувств больше похожа на комедию эпохи романтизма, детище Шиллера или Виктора Гюго. Романтические ноты вовсе не утяжеляют спектакль: он легок, стремителен, смешон и летуч, словно озорной морской ветер. Но в нем появляются новые смыслы: посыл сценического действа – о том, как редка и ценна в жизни искренняя и честная любовь, и он заставляет размышлять о чувствах мужчин и женщин всерьез, потому что, как ни крути, а невозможно прожить жизнь без этого так сложно и причудливо существующего чувства. Сцена из спектакля "Хитрая вдова". Фото автора. "Хитрая вдова" в третий раз демонстрируется в Москве. Удивительно, но за десять лет, прошедших со дня премьеры, спектакль не потерял чистоты тона, свежести и яркости красок. В его состав вошли новые исполнители – скажем, Дария Лятецкая играла главную роль впервые, привнеся в нее обаяние юности и стремительную легкость переживаний. И спектакль по-прежнему очень красив. В лапидарности и графичности сценографии Александра Орлова, в изысканности невероятно ярких костюмов Ирины Чередниковой чувствуется истинный петербургский стиль. И петербургский же шик. Сложная, философская пьеса "Визит старой дамы" Ф. Дюрренматта нечасто ставится на сценических подмостках. А частица "траги" в определении жанра делает ее в репертуаре Театра комедии им. Н.П. Акимова вовсе "белой вороной". Но тем принципиальнее и важнее обращение режиссера к этой пьесе. Она рассказывает о посещении "заштатного городишки где-то в Центральной Европе" невероятной особой – загадочной демонической Кларой Цаханассьян (Ирина Мазуркевич). Режиссер снова ввергает этот городишко в дьявольское искушение, возвращая нас к вечным вопросам – сколько стоит человеческая жизнь, все ли продается и покупается в этом мире, и какова истинная цена предательства. В этом спектакле, как и во многих других спектаклях акимовцев царит "его величество актер" – и центром спектакля становится Ирина Мазуркевич. Хрупкая и одновременно сильная, слабая, но властная, чувственная, страдающая, но и безжалостная, а порой и вульгарно грубая Клара Цаханассьян царит, разделяет и властвует: она катализатор и центр всех событий спектакля. Сцена из спектакля "Бешеные деньги". Фото автора. А "Бешеные деньги" А. Островского подарили зрителям упоительный восторг от мощного актерского ансамбля. Что ни образ, что ни роль в этом спектакле – торжество профессионального совершенства и высокой художественности. Это и провинциал Васильков (Александр Матвеев), представитель "нового времени", напоминающий чеховского Лопахина: прагматичный делец, способный, тем не менее, на искренние чувства, деловой человек, но отнюдь не "акула нарождающегося капитализма". Он становится вполне положительным персонажем в кругу праздных обывателей, прожигателей жизни в погоне за "бешеными деньгами". Таким порхающим по жизни мотыльком предстают циничный и обаятельный Телятьев (Николай Смирнов), полубезумный престарелый ловелас "князинька" Кучумов (Сергей Русскин), ничтожный Глумов (Дмитрий Лебедев), да и обе Чебоксаровы. Еще одна блистательная актерская работа Ирины Мазуркевич – Надежда Антоновна Чебоксарова. Московские гастроли Театра Комедии им. Н.П. Акимова были успешными: полные залы, чуткая, внимательная и благодарная публика, крики "браво" и долгие искренние аплодисменты. Таким приемом на сцене Малого театра любой театр может гордиться.

"Творческий отчет" Санкт-Петербургского государственного академического театра Комедии им Н.П. Акимова на московской сцене
© Ревизор.ru