Войти в почту

Театр одного режиссёра. Творческий путь ТЮЗа «Сказка» длился 48 лет

Некоторые становятся популярными, срок их жизни исчисляется столетиями, а какие-то через несколько лет после рождения уходят в небытие. А есть как звёзды - проживают короткую, но очень яркую жизнь. Любительский театр юного зрителя «Сказка» как раз и стал такой звездой. Своим рождением ТЮЗ «Сказка» обязан его бессменному руководителю Любови Симоновой. 48 лет она ставила сказки, на этих постановках выросло не одно поколение. Все эти годы Любовь Васильевне помогал её сын Михаил. Своими воспоминаниями о театре он поделился с корреспондентом «АиФ в Омске». Рождённый в Прибалтике История театра началась в 1965 году далеко от Сибири, на балтийском берегу в военной части под Ригой, где работала семья Симоновых. «Под Новый год нужно было сделать спектакль. Мама взяла на себя эту работу - поставила новогоднюю детскую сказку, - вспоминает Михаил. - Я там играл зайчика - самая подходящая роль для трёхлетнего малыша. После этого мама каждый год там ставила спектакли до 1968 года». Любовь Васильевна была тренером по художественной гимнастике. Переехав в Омск в конце 1969 года, она быстро нашла работу: во Дворце культуры «Юность» (Сейчас в этом здании расположен театр «Галёрка». - Ред.) стала вести детскую студию художественной гимнастики. Как водится, к Новому году во всех домах и дворцах творчества делали развлекательную программу. В ДК «Юность» также было решено поставить спектакль. «Для этой цели даже пригласили профессионального режиссёра, - рассказывает Михаил. - Но уже было начало декабря, а сценарий только прочитали и распределили роли. Середина декабря - репетиции и не начинались. Что делать? Мама предложила себя в качестве режиссёра и за 10 дней поставила сказку, которая так и называлась - «Зимняя сказка». Так Любовь Васильевна в «Юности» начала совмещать руководство гимнастической студией с режиссёрской деятельностью. Параллельно она стала руководителем театральной студии во Дворце культуры Омского завода криогенного машиностроения (ОЗКМ) - именно она и получила название, придуманное в Прибалтике, - ТЮЗ «Сказка». В первом наборе были дети из Амурского посёлка. Сейчас это уже люди в возрасте, воспитывающие внуков. Компания подобралась очень дружная - репетиции, как правило, проводились вечером, заканчивались после 22.00, затем шли всем коллективом по домам - парни провожали девчонок, пешком, потому что трамваи уже не ходили, сами добирались до дома в 12-м часу ночи - нарезали круги по Амуру, разводя всех по квартирам. К слову, бывшие тюзовцы общаются до сих пор. Актёры старшего возраста начали приходить в 1972-1973 годах, поскольку в спектаклях были персонажи, которых дети сыграть просто не могли. Так появилась в театре самая пожилая актриса Татьяна Аверченкова. Она в 70-х пришла в ДК ОЗКМ билетёром кинозала и стала посещать репетиции. К слову, Татьяна Михайловна выходила на сцену вплоть до начала 2000-х, пока позволяло здоровье. На вопрос о возрасте, в котором можно было прийти в «Сказку», Любовь Васильевна всегда отвечала: «От трёх до 70». Через этот театр прошло очень много людей. Кого-то хватало на полгода-год, а кто-то задержался на 20 и более лет, успел вырасти и привёл уже своих детей. За 48 лет в спектаклях ТЮЗа «Сказка» приняли участие свыше 1000 человек. В спектаклях театра «Сказка» принимали участие целые семьи. Для некоторых занятия в «Сказке» послужили толчком к выбору профессии. Так, Александр Сидоров, выросший в любительском театре, стал ведущим актёром омского ТЮЗа, а Сергей Штыхно и Андрей Вид в этом же театре служили звукооператорами. Александр Сидоров сейчас работает в Новосибирске. «Пришла комиссия отбирать спектакль на очередную «Театральную весну» (Омский фестиваль непрофессиональных театров. - Ред.), - вспоминает Михаил Симонов. - Мы показывали «Сказку о царе Салтане». Режиссёр, который сидел в комиссии, сказал, что хочет познакомиться со «старым страшным дедом». К нему выходит Саша Сидоров, которому тогда было 14 лет. Режиссёр говорит: «Не верю! Не может быть!» Александру пришлось надевать костюм и играть мизансцену, после чего режиссёр признался, что его этим перевоплощением просто положили на лопатки». В 1978 году театр переехал во Дворец культуры завода им. Козицкого, где существовал до 1994 года. Это время можно назвать золотым для ТЮЗа. Держали марку Ежегодно выпускалось по два больших спектакля - к Новому году и «Театральной весне». Иногда старые постановки возрождались, но всё равно считались премьерными. Так, «Сон в зимнюю ночь» и «Зимняя сказка» были поставлены несколько раз за 48 лет, «Робин Гуд», «Стеной на восход солнца» и «Кошкин дом» выходили дважды, а скоморошина «Проводы русской зимы» - чуть ли не ежегодно. Сценарии писала сама Любовь Васильевна. Она брала за основу какую-нибудь небольшую сказку, добавляла персонажей, дописывала сюжет, чтобы история стала более глубокой и поучительной. В спектаклях всегда были гимнастические и танцевальные этюды, а также сценические бои - рукопашный и фехтование. Если танцы ставила Любовь Васильевна как тренер по художественной гимнастике, то сценическим боем занимался Михаил. Он нигде этому не учился, само получалось. Главное правило - бой должен быть безопасным для участников и зрелищным для зрителей. Методом проб и ошибок нарабатывался багаж стоек и блоков, падений и прикрытий. «Для одного из новогодних капустников мы с Виктором Шабановым поставили рукопашный бой. Зрители находились в метре от происходящих действий, - рассказывает Симонов. - По ходу драки от меня Шабанову прилетел такой удар, что зрители повскакивали со своих мест и хотели вызывать «скорую». Виктор встал, улыбнулся - и все выдохнули. Мы поставили бой так, что он смотрелся как настоящий». В театре ставили не только сказки, были и серьёзные спектакли: например, «Стеной на восход солнца». Его в 1977 году выпустили ко Дню Победы. Любовь Васильевна взяла за основу реальные события, произошедшие с выпускниками омской школы № 37. Ребята на выпускном вечере нацарапали свои имена на восточной стене школы и ушли на фронт. Многие не вернулись. В спектакле показаны судьбы этих ребят. На премьере на сцену вышли выжившие ветераны - прототипы персонажей показанной истории. Театр практически каждый год становился лауреатом «Театральной весны», а в 1984 году получил звание образцового. «В том году ставили «Робина Гуда», - делится воспоминаниями Михаил Симонов. - Любовь Васильевна поставила первый акт и улетела в Ленинград на отчётное мероприятие, а мне поручила доделать спектакль. Мы всё отрепетировали, отыграли премьеру перед конкурсной комиссией, и я отбил телеграмму-молнию - отчитался. Любовь Васильевна стояла на трибуне и рассказывала о достижениях театра, когда пришла телеграмма, и вахтёр принёс её прямо в конференц-зал. Любовь Васильевна попросила зачитать текст вслух. Вахтёр во весь голос прочёл: «Мы - лауреаты!» Зал встал и зааплодировал. Театру тут же присвоили звание образцового». Знаковым моментом в жизни ТЮЗа «Сказка» стала постановка «Сон в зимнюю ночь» на площадке СКК им. Блинова, центральной новогодней сцене Омска в 1994 году. Это было признанием театра. Остался в памяти В 1994 году был новый переезд - возвращение в ДК ОЗКМ, через полгода - в центр творчества «Амурский», а потом в школу № 116. В школе театр просуществовал до 2013 года. Любовь Васильевна давно была на пенсии, здоровье стало подводить, а тут и финансирование театра прекратилось. Замену режиссёру даже не искали. Как оказалось, театр устарел и стал ненужным. «После роспуска труппы остались костюмы. реквизит. Девать это было некуда, так что всё пошло в утиль, - сетует Михаил. - К сожалению, не сохранилось ни сценариев, ни декораций. Очень многие постановки были сняты на кино- или видеокамеру, но записи тоже потерялись». От ТЮЗа «Сказка» сохранилась добрая память. Своим воспитанникам он стал не только стартовой площадкой для дальнейшего профессионального роста как актёра или режиссёра, но и оказался полезным для тех, кто не связал свою судьбу с творчеством. Жизнь показала: благодаря сценическому опыту бывшие тюзовцы никогда не унывают и успешно идут по жизни.

Театр одного режиссёра. Творческий путь ТЮЗа «Сказка» длился 48 лет
© АиФ-Омск