Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

От Басилашвили до Ауг: на какие спектакли осени 2019-го нужно заранее покупать билеты?

Осенью в Петербурге стартует (невероятно насыщенный!) театральный сезон. Редакция «Собака.ru» публикует первую часть большого гида по главным спектаклям года. В этом выпуске – бенефис «Палачи» по пьесе , постановка «Перемирие» о ситуации на Донбассе и дебют в роли драматурга с адаптацией «Трех товарищей». СЕНТЯБРЬ «Красная Шапочка»
От Басилашвили до Ауг: на какие спектакли осени 2019-го нужно заранее покупать билеты?
Фото: Собака.ruСобака.ru
Когда: 1, 8 сентября
Видео дня
Где: Театр-фестиваль Балтийский Дом
– выпускница мастерской . Лишь один этот факт говорит о том, что не следует ждать рутинный рассказ о приключениях маленькой девочки, отправленной доброй мамой через густой лес к бабушке. Разумеется, все закончится так, как того требует первоисточник и надеются родители школьников. Но до финала маленькие зрители пройдут вместе с героиней через загадочный лес и переживут массу опасных и захватывающих приключений. «Дети у власти»
Когда: 3, 4 сентября
Где: Новая сцена Александринского театра
В прошлом сезоне и работали порознь. Первый придумывал новую версию «Сирано де Бержерака», второй ставил пьесу «Какая грусть!? Конец аллеи»!». В новом сезоне режиссеры объединили усилия, чтобы выпустить в начале сентября спектакль по самой востребованной во французском театре сюрреалистической пьесе – «Виктор, или Дети у власти» Роже Витрака.
Появлению этого текста предшествовала драматическая история отношений Витрака с сюрреализмом. Поэт и драматург в первых рядах примкнул к сюрреалистам, но первым же и был оттуда исключен. Водил дружбу с Антоненом Арто и Робером Ароном – вместе они придумали «Театр Альфреда Жарри». Премьера «Детей у власти» (режиссировал, разумеется, Арто), закончилась громким скандалом и общественным порицанием. Что немудрено – выдержать свое настоящее отражение в зеркале способен не каждый. «Пиковая дама. Игра»
Когда: 3, 4, 14 сентября
Где: Театр им. Ленсовета
Поставленная в прошлом сезоне «Медея» навела шороху в театральных кругах. В «Пиковой даме» снова выступает как режиссер и сценограф. На сайте театра жанр спектакля определяют как «сюрреалистический триллер». И, надо сказать, пушкинский текст к такой интерпретации вполне располагает. Визуально спектакль отсылает к работам Линча, Рефна, Обаяси, Лалу и других киновизионеров и сюрреалистов. Галлюцинаторное зрелище, расцвеченное яркими красками и неоновыми огнями, наполненное звуковыми и визуальными эффектами рождает фантасмагорический мир жизни, смерти и кошмара. А оригинальный текст повести звучит в соответствии с ритмами сегодняшнего дня. «Сказка о потерянном времени»
Когда: 6 сентября
Где: ТЮЗ им. А. А. Брянцева
Со сказкой, сочиненной драматургом , знакомы несколько поколений советских детей. История о юном прокрастинаторе Пете служила весомым родительским аргументом в борьбе за рациональное времяпрепровождение. Режиссер перенесла действие в наши дни, чтобы происходящее стало максимально узнаваемым. А уж как в эпоху социальных сетей, Интернета и гаджетов утекает время, каждый знает не понаслышке.
За тексты зонгов отвечает драматург , за музыку – композитор . Сценографию и костюмы придумывают молодые художники Надежда Осипова и Елизавета Пискунова. «872 дня. Голоса блокадного города»
Когда: 7, 8 сентября
Где: театр «Суббота»
В одном спектакле режиссер свела воедино «Блокадную книгу» Алеся Адамовича и , тексты и дневники , , Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и совсем новые документальные свидетельства о блокаде. Хор голосов будет говорить о бесконечных страданиях и боли людей, запертыми в этом городе и оставленными на медленную смерть. Но никто их не захочет услышать. Позже о содеянном будут стараться не вспоминать. А потом те, кто выжил, уже сами не желали говорить. «Вертинский. Русский Пьеро»
Когда: 15 сентября
Где: Царское фойе Александринского театра
10 сентября один из корифеев (и это не будет преувеличением) Александринского театра отметит свое 85-летие. А уже 15 сентября его можно будет увидеть в моноспектакле по музыкальным новеллам и «песенкам» актера, поэта и шансонье . Давнюю актерскую мечту разгадать загадку «русского Пьеро», узнать как его тексты будут звучать сегодня и будут ли отзываться у современной публики помог осуществить молодой режиссер . «Палачи»
Когда: 18 сентября
Где: Основная сцена БДТ им. Г. А. Товстоногова
Пьеса Мартина Макдонаха выбрана специально к юбилею Олега Басилашвили. В этом году народный артист СССР отмечает 60 лет службы в одном из главных российских театров. Ставит «Палачей» , возвращающийся на эту сцену после долгого перерыва.
Это два дня (с разницей в два года) из жизни тех, кто приводил в исполнение смертные приговоры. В 1965 году в Соединенном Королевстве приняли закон, на пять лет приостанавливающий применение смертной казни за убийство. Бывший палач Гарри Уэйд переквалифицируется во владельца паба на городской окраине и репортера местной газетенки. Среди завсегдатаев его заведения - Альберт Пьерпойнт, в рабочей биографии которого количество исполненных приговоров превышает уэйдовские, и Питер Алоизиус Муни – молодой человек, оппонирующий своим визави в вопросах морали и этики. В роли Уэйда – Олег Басилашвили, в роли Пьерпойнта – , в роли Муни – . «Укрощение строптивой»
Когда: 20 сентября
Где: Театр-фестиваль Балтийский Дом
Пару лет назад якутский (это важно!) режиссер удивил бывалых петербургских зрителей космополитичной версией повести «Тарас Бульба». Получится ли это у него вновь? Почти наверняка. Тем более, что с шекспировским текстом возможно обращаться еще свободнее, чем с гоголевским. Аттестовать балтдомовскую премьеру можно как «рассказ о настоящей любви, для которой нет ничего невозможного» и где реальность легко смешивается со сказкой. В главных ролях молодые звезды «Балтийского дома» – и .
«Topgirls»
Когда: 23, 24 сентября
Где: Социально-художественный театр (спектакль пройдет в театре «ЦЕХЪ»)
«Topgirls» Кэрил Черчилль написала 37 лет назад. Примерно настолько мы отстаем от остального мира в вопросах феминизма и им подобных. Тем не менее, текущая повестка дня диктует темы.
Директор кадрового агентства Марлин ради карьеры пожертвовала тихими семейными радостями. В итоге работа становится средоточием всей жизни. Будет ли итогом бесконечной гонки за успехом счастье или очередной провал, на что придется пойти ради достижения новой цели? Режиссер вместе с актрисами Социально-художественного театра намерены найти ответы на эти вопросы. «Тот самый М.»
Когда: 25 сентября
Где: Театр на Литейном
Фильм по сценарию почти сразу растаскали на цитаты. «Тот самый Мюнхгаузен» имел лишь отдаленное отношение к сочинениям Распе и давно стал самостоятельным произведением.
У молодого режиссера барон по-прежнему верит в необходимость чуда и его жизнеспособность, сохраняет непосредственность и способность играть. Тот самый М. живет в мире чистой поэзии и фантазий, где возможно если не все, то очень многое. Социальный проект «Круговорот добра в природе»
Когда: 28, 29 сентября
Где: Социально-художественный театр (спектакль пройдёт в театре «ЦЕХЪ»)
В пьесе главная героиня Паша Большая перебирается к сыну в город, но не сходится характерами с невесткой и покидает их дом. Живет она теперь в овощной будке, а компанию ей составляют откормленные и пригретые окрестные коты. На основе этой драмы и при участии воспитанников детского приюта «Жизнь», подростков из неблагополучных семей, самоотверженные артисты СХТ собираются сначала творчески исследовать тему утраты и обретения дома. А затем на основе полученного материала поставить спектакль с профессиональными и непрофессиональными актерами. «ÕS/Ось»
Когда: 28, 29, 30 сентября
Где: театр «Особняк»
Совместный проект театра «Особняк» и театра SNG Novo Gorica (Словения). В основе постановки – тексты «Вывернутая рукавица» и «Смерть святого Савы». Жанр определяется как метафизический солипсизм. В философском словаре мудреный термин расшифровывается как разновидность субъективного идеализма, полагающего что никакой реальности не существует и в помине, за исключением собственных состояний. По мнению Павича, история способна развиваться в любую сторону, в ней могут твориться любые события, а мир может меняться как угодно. За изменениями зрители будут следить, смотреть и слушать вместе с двумя актрисами, занятыми в спектакле. «Тод и Фрог»
Когда: сентябрь
Где: Karlsson Haus
с детства сочинял сказочные истории. И рисовал. Про зверюшек, которые дружат, ссорятся, мирятся, хулиганят. В общем, ведут себя так, как и должны дети. Самые знаменитые герои, придуманные Лобелом, Тод и Фрог – полные противоположности друг друга. Или как говорил о них сам писатель: «Квак и Жаб – мои двойники, две стороны моего характера». Белорусский режиссер Наталья Слащева поставила в Karlsson Haus «Большое рождество для маленького Николя» и «Маленького Николя», и спустя два года возвращается с историями про лесных обитателей. «Вафельное сердце»
Когда: сентябрь
Где: театр «Кукольный формат»
, главный генератор и создатель спектаклей театра «Кукольный формат», ставит суперпопулярную детскую книжку – «Вафельное сердце» , которую критики дружно называют XXI века. История мальчика Трилле, живущего в бухте Щепки-Матильды, и его подружки Лены вмещает столько событий и приключений, что впечатлений хватит надолго. Безмятежную жизнь однажды нарушают драматические обстоятельства. Однако даже в таком юном возрасте дружба оказывается превыше всего. ОКТЯБРЬ «Сирано де Бержерак»
Когда: 5 октября
Где: Театр «Мастерская»
За последний год это уже вторая постановка пьесы неоромантика Ростана на петербургской сцене. Предыдущая вышла осенью 2018-го в Александринском театре. В «Мастерской» готовит роскошный костюмный спектакль. Роль мятежного поэта, дуэлянта и остроумца досталась , не так давно сыгравшему советского Гамлета – Виктора Зилова из «Утиной охоты». Трепетную Роксану сыграла . В спектакле будет занята едва ли не вся труппа. «В рыбачьей лодке»
Когда: 19 октября
Где: Театр «Мастерская»
Режиссер Роман Габриа сам написал пьесу и сам же ее и ставит. Спектакль вырос из эскиза, показанного на Втором фестивале «Школа. Студия. Мастерская». Содержание спектакля способно вызвать если не скандал, то недовольство религиозных пуристов уж точно. Габриа в поэтической форме рассказывает историю первого явления Христа, о людях его окружавших и о том, как рождались мифы о нем. «Пиноккио»
Когда: 19, 20 октября
Где: Большой театр кукол
История ожившей деревянной куклы по имени Пиноккио когда-нибудь должна была оказаться в поле зрения главного режиссера БТК . В спектакле задействуют почти всю труппу театра и шесть десятков кукол. Самые утонченные из них – марионетки – будут высотой от десяти сантиметров до двух метров и управлять ими будут по несколько артистов. «Странная миссис Сэвидж»
Когда: октябрь
Где: Театр на Литейном
Первой исполнительницей роли миссис Сэвидж на отечественной сцене была . Затем эта роль перешла к , а после – к . В Театре на Литейном богатую вдову Этель Сэвидж, которую приемные дети отправляют в психбольницу, чтобы присвоить мачехины деньги, сыграет . И уж она точно не уступает своим предшественницам ни мерой таланта, ни темпераментом. «Девочка со спичками»
Когда: октябрь
Где: Karlsson Haus
Финский режиссер Элина Пюткинен уже ставила эту сказку Андерсена. Нежная и трагическая история о маленькой девочке, сражающейся с судьбой, была рассказана без слов. Выживать в мрачном взрослом мире ей помогают фантазия, настойчивость и коробка спичек, подаренные бабушкой. В той постановке использовался настоящий огонь, живая музыка и куклы, управляемые четырьмя актерами. Наша действительность вполне может внести коррективы в андерсеновский рассказ. «Время Ч»
Когда: октябрь
Где: ТЮЗ им. А. А. Брянцева
«Время Ч» основано на рассказах, как нетрудно догадаться, нашего всего конца XIX века – . Режиссер («Летучкина любовь») опираясь на чеховские тексты, размышляет о том как же так получается, что дети, вырастая, далеко не всегда становятся теми, кем ожидались, и о степени влияния взрослых на этот процесс. «Случайность»
Когда: октябрь-ноябрь
Где: «театр post»
Независимый «театр post» постоянно умудряется находить новые источники для своих спектаклей. В прошлом году это были тексты древних берестяных грамот. В этом сезоне первая премьера – об эффекте параллелизма в эволюции. Поделенные на две группы зрители окажутся в разных пространствах, где пройдет одно и то же действие. Созданная в игровой форме модель разных территорий позволит исследовать феномен параллелизма, и одновременно зрители смогут понять что-то и про себя.
Для работы над спектаклем в качестве консультантов планируется привлечь серьезные научные силы – доктора биологических наук и кандидата биологических наук Станислава Дробышевского. НОЯБРЬ «Чайка»
Когда: 2 ноября
Где: Большой театр кукол
Что общего у Антона Чехова и ? До сих пор не было ничего. Режиссер вместе со студентами четвертого курса Руслана Кудашова готовятся показать «Чайку», в которой соединят фантомные воспоминания и фонтриеровские мотивы, комедию и драму, а «играть» будут куклы, объекты и предметы. Постановка станет спектаклем открытия пятого БТК-феста, который пройдет со 2 по 5 ноября этого года. «Жирная свинья»
Когда: 16 ноября
Где: Театр «Мастерская»
Актер для режиссерского дебюта выбрал пьесу американского драматурга и сценариста с несомненно запоминающимся названием.
Симпатичный офисный клерк знакомится в кафе с библиотекаршей. Она интересная, веселая, независимая и очень-очень толстая. Что совершенно не мешает молодому человеку влюбиться до беспамятства: прежде девушки столь близкой по духу и мировоззрению не доводилось встретить, и он совершенно счастлив. Однако старательно скрывает ее от друзей и знакомых: они вряд ли одобрят его выбор. В итоге общественное мнение оказывается сильнее любви. В главных ролях – и . «Три товарища»
Когда: 30 ноября
Где: театр «Приют комедианта»
снова выступает одновременно в двух ролях – режиссера и хореографа, и снова с дерзкой идеей – на этот раз перевести на пластический язык знаменитый роман Ремарка. Время действия – наши дни. Место действия – современная Россия. Герои – артисты балета с реальными историями из жизни. Автор бестселлеров и идеолог «БеспринЦыпных чтений» Александр Цыпкин дебютирует в этом спектакле как драматург. «Перья»
Когда: 30 ноября (предварительная дата)
Где: Упсала-цирк
Последние несколько лет тема памяти становится все острее и актуальнее. Создаются порталы, где собирают дневники людей, фиксировавших повседневность на протяжении своей жизни. Проводятся конференции и лаборатории на тему истории и памяти. И споры вокруг становятся все ожесточеннее.
Спектакль «Перья», который ставит , о том, что память никогда не принадлежит кому-то одному. Она всегда связана с местом, где человек родился и живет, и с тем, что здесь некогда происходило и происходит сейчас. Соавторами постановки станут молодые драматурги, художники, музыканты и цирковые артисты, родившиеся и росшие в 1990-е. «Перемирие»
Когда: ноябрь
Где: Театр на Литейном
Режиссер и актриса Юлия Ауг впервые будет ставить в Театре на Литейном. Выбор выглядит немного провокативным – пьеса донецкого драматурга Алексея Куралеха о событиях на Донбассе. История о том, как измученные, уставшие от нескончаемого противостояния стороны все-таки находят возможным прийти к обоюдному согласию обладает явными признаками притчи. «Домашние монстры»
Когда: ноябрь
Где: Karlsson Haus
Дом в книге «Мой дом» Дельфины Дюран, по мотивам которого режиссер выпустит спектакль, с виду совершенно обычный и даже немножко заурядный. Но когда главные обитатели (действительно ли главные?!) его покидают, можно узнать о совершенно другой, скрытой жизни. Здесь масса всяких штучек и штуковин. Здесь есть «особое место, куда сложили все, что не знали, куда деть»: идеи, которые еще не родились, пустоту, антиматерию и то, что, возможно, уже есть, но в чьем существовании никто не уверен. А уж имена героев точно запомнятся надолго - Ужасный Джонни, Лиса-колбаса, Бориска-сосиска, Двой-няшки, Мегастрахолюдина и Максиуродина. «Цацики и семья»
Когда: ноябрь
Где: театр «Суббота»
Сиквел одного из главных зрительских хитов «Субботы», обласканного критиками и получившего кучу наград и номинаций. Цикл историй шведской писательницы Мони Нильсон-Брэнстрем о мальчике с удивительным именем Цацики обожают дети и родители во всем мире. В первом спектакле герой шел в первый класс, переживал первые сложности взрослой жизни, но справиться с невзгодами ему помогала неунывающая Мамаша. В новой постановке Юлии Каландаршвили увидим тех же актеров – Софью Андрееву и Станислава Демина-Левиймана, и узнаем как сложатся отношения Цацики с папой – Ловцом Каракатиц и многочисленными греческими родственниками. Эта история имеет все шансы стать театральной франшизой. У Нильсон-Брэнстрем на этот случай есть еще целых три книги. «Леха»
Когда: ноябрь
Где: театр «Суббота»
Для открытия новой экспериментальной сцены «Субботы» во флигеле режиссер выбрал монопьесу . Героиня подробно рассказывает о жизни своего деда Саши. История построена таким образом, что не сразу становится понятно что это за Леха такой, кем он приходится деду и каково это – быть «неумирающей душе в умирающем теле». «Алиса в Зазеркалье»
Когда: Конец ноября
Где: театр «Зазеркалье»
Композитор сочинил оперу в двух действиях, а музыкальный театр, расположившийся на улице Рубинштейна, решил ее поставить. Так они и встретились – Алиса и театр «Зазеркалье». Не имеет никакого значения сколько тебе лет, важно, чтобы любая нелепица воспринималась как нечто само собой разумеющееся. Ефрем Подгайц создает удивительный мир, где нелогичное наконец оказывается логичным, а выдумка – закономерной. Текст: Наталия Эфендиева
Другое,Тарас Бульба,Тот самый Мюнхгаузен,Укрощение строптивой,Красная шапочка,Пиковая дама,Сирано де Бержерак,Алиса в Зазеркалье,Пиноккио,Три товарища,Чайка,Палач,Жизнь,Андрей Аладьин,Александра Мамкаева,Александр Серенко,Анна Арефьева,Егор Лесников,Арнольд Лобел,Николай Пинигин,Василий Тонковидов,Ксения Морозова,Руслан Барабанов,Рудольф Эрих,Антон Оконешников,Ирина Кондрашова,Ефрем Подгайц,Анна Викторова,Галина Жданова,Евгений Шумейко,Александр Цыпкин,Светлана Бень,Иван Латышев,Лариса Афанасьева,Николай Мартон,Геннадий Богачев,Нил Лабут,Юрий Смекалов,Юлия Поспелова,Вера Марецкая,Татьяна Ткач,Мария Парр,Анатолий Праудин,Андрей Сидельников,Виктор Ольшанский,Ларс фон Триер,Владимир Богатырев,Даниил Гранин,Руслан Кудашов,Александр Марков,Милорад Павич,Татьяна Воронина,Александр Вертинский,Евгения Сафонова,Лидия Гинзбург,Сергей Потапов,Андрей Калинин,Александр Баргман,Резо Габриадзе,Елена Карпова,Олег Басилашвили,Михаил Бартенев,Максим Блинов,Григорий Горин,Астрид Линдгрен,Марк Захаров,Евгений Шварц,Мартин Макдонах,Любовь Орлова,Юлия Ауг,Дмитрий Лихачев,Антон Чехов,Фаина Раневская,Николай Рощин,