Валя… Валерий Антонович. 80 лет исполнилось бы Валерию Порошину
Единственный актеров псковского драмтеатра, прозвучавший на всю страну Нам, зрителям, посчастливилось увидеть Валерия Порошина на большом экране. Как сказал его коллега, народный артист РФ Владимир Свекольников, «он единственный из нас, кто прозвучал на всю страну». Валерий Порошин - академик Рядно в «Белых одеждах», Максим Горький «Под знаком Скорпиона» и «Враг народа – Бухарин» и, конечно, во многих других кинолентах. Сибирская натура Он приехал в Псковский драмтеатр по «бухаринскому» призыву, вслед за любимым режиссером в городе на Великой высадился целый десант будущих знаменитых и, главное, любимых актеров: Геннадий Золов, Галина Шукшанова, Юрий Новохижин. Сибиряк – объясняют широту натуры его коллеги – хотя родился на Алтае, работал на Дальнем Востоке. Если проигрывал в шашки – в сердцах переворачивал доску, если любил, то всей душой. «Добрый, открытый, всегда готовый разделить твою трудную ситуацию. Он – мужик, настоящий русский мужик, - вспоминает о нем народный артист РФ, актер Псковского театра драмы Юрий Новохижин. - Все еще с Красноярска звали его «Валя». Хотя он Валерий Антоновичи. Валей он и остался в нашей памяти». Коллеги запомнили его грибную страсть. Во время гастролей в Великих Луках он едва не опоздал на спектакль, пошел в лес с корзинкой, да заблудился. Зато вернулся с урожаем, причем не разбирая, там лежали грибы всех сортов вперемешку - и поганки, и боровики. Он их высыпал в ванну и любовался. «Наши девочки их разбирали, - с улыбкой рассказывает Юрий Новохижин, чистили, жарили, а в холодильнике водочка стынет, эх, хорошо было!» «Это был человек-стихия во всем, и прежде всего в работе, - продолжает Владимир Свекольников. - Широкая натура и в быту, и в работе. Играл он так же, как и жил, – от всей души. И очень любил кино, буквально бредил им». Но «в театре есть разгон, - говорил Валерий Антонович. - Сегодня ты чего-то сделать не можешь, а завтра тебе это станет по плечу. В кино - ничего подобного. Там приходишь на площадку, читаешь текст, и тебе говорят: «Михаил Михайлович пойдет оттуда сюда, а ты отсюда туда». И все. Там нет ни освоения текста, ничего. Актер должен работать сиюминутно. Можешь это - «выскочил», нет - «сгорел». В кино слишком много «костылей». Там тебя берут крупным планом, но не на вечность. В театре же это - беспрерывный процесс, так что после иного спектакля ты как выжатый лимон, очухаться час не можешь". Горечь и разочарование Вечный выбор между двух муз, а потом - расплата? Главному режиссеру, конечно, не нравились постоянные отлучки на съемки, и в наказание Валерия Антоновича не взяли в поездку в ГДР. Просто так взяли и отняли мечту побывать за границей. Вот так просто – не пускали на съемки... будто сейчас наших псковских актеров туда приглашают... А чтобы понять его профессиональный масштаб (считаю, что достойного признания при жизни Валерий Порошин не получил), представьте, когда режиссер на роль Горького выбирает его, а не Александра Михайлова. И роль академика Рядно в «Белых одеждах» достается ему, а не Михаилу Ульянову. Его партнерами на съемках были Маргарита Терехова, Иннокентий Смоктуновский, Владимир Ивашов, Валерий Гаркалин. А в личной жизни его ждали горечь и разочарование. Первая жена, которую он выходил после аварии, изменила ему с близким другом семьи. Коллеги актера вспоминают его уход, которым были не просто потрясены, а раздавлены. «У него была язва желудка, да разве соблюдал он диеты? – сокрушается Владимир Свекольников. - На гастролях варил в огромных кастрюлях свиные ребра. Зима 1995 года была страшная для нас. Репетировали с Владимиром Рецептером «Маленькие трагедии». У меня умерла мама. Валя страдал от желудочных болей, скрипел зубами, лежа на животе. Петербургский актер Леня Дьячков начал страдать психическим заболеванием, у него это проявилось прямо на репетиции, все были ошарашены, когда тот обещал продолжить работу после того, как к нам приедет Ельцин». «Порошин – самобытный актер, причем никогда ни в какие театральные дрязги не лез, словно был выше этого, - делится Валерий Павлов, 18 лет возглавлявший театр драмы. – Месяца за два до смерти лежал в госпитале ветеранов, куда был приписан. Захотел поехать на консультацию в Песочное, онкоцентр под Петербургом. Наши врачи понимали, что все бесполезно. Привезли... Нам сказали, что осталось ему совсем немного. Его заверили, что все хорошо. Но перед ним дорогой велели сыграть радость... Как он был счастлив, как хвалил докторов, пел песни, читал стихи. Под Лугой захотел выпить коньяку. Можно? – Конечно! Теперь можно было всё... » А дома его с другой бутылкой коньяка ждал Юрий Новохижин, чтобы отпраздновать «чудесный прогноз». Утром Валерий Антонович потащил Новохижина на рынок «купить врачу и сестричкам в госпитале» цветы. «У тебя день рождения, а это было 23 апреля, выбирай подарок. Купил мне темные очки и отправил на репетицию. Обещав, что придет в театр позже. Пришел и упал... Его не стало 27 апреля 1995 года. Валерию Порошину, нашему Максиму Горькому, навсегда 55 лет. Короткая память Когда я готовила этот материал, а 16 сентября Валерию Порошину исполнилось бы 80 лет, мучилась вопросом: почему? Почему у нас нет вечеров памяти ни Порошину, ни Золову, ни Лунину? Да, руководство театра поменялось, может, оно и не знает этих имен? Но мы-то, псковичи, знаем! Знают его актеры, которые вместе с ним работали. Да, их немного, но они есть, причем не один. «Да, Порошин – один из лучших актеров, - говорит Валерий Павлов. – Но не буду же я сейчас ругать театр? У меня, кстати, написаны книги о театре и там есть о нем. Есть публикации и у Любови Никитиной». «Но сейчас все на гастролях, - объясняет Юрий Новохижин. - Мы с вами поговорили, буду думать об этом. На кладбище Дмитриевское съездим. Крест на его могиле совсем плохой». «Жаль, я думал, соберутся, - сокрушается пскович Владимир Пулузов, которому удалось организовать телепередачу об актере к 40-му дню смерти. А к годовщине – записать интервью с Валерием Гаркалиным. 4 года назад, к 20-й годовщине смерти, провести в библиотеке на Конной вечер-воспоминание. В библиотеке... «Он же был прост и гениален одновременно, - размышляет Владимир Пулузов. - Именно за внешней человеческой простотой, когда в сюртуке и старых ботинках покупает червяков для рыбалки, а через день едет на досъемку сцен со Смоктуновским, и скрывался великий талант».