Ещё
Сколько лет самому старому порноактеру
Сколько лет самому старому порноактеру
Актеры
11 фантастических фильмов для нескучных выходных
11 фантастических фильмов для нескучных выходных
Фильмы
Спивак призналась, как снимался сериал «Эпидемии»
Спивак призналась, как снимался сериал «Эпидемии»
Сериалы
Компания Warner Bros. представила новый логотип
Компания Warner Bros. представила новый логотип
Фильмы
Грех
Грех
Биография, Исторический, Драма
Купить билет
Ford против Ferrari
Ford против Ferrari
Биография, Драма, Спортивный
Купить билет
Ангелы Чарли
Ангелы Чарли
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Текст
Текст
Триллер, Драма
Купить билет
Доктор Сон
Доктор Сон
Ужасы
Купить билет
Верность
Верность
Драма
Купить билет
Терминатор: Темные судьбы
Терминатор: Темные судьбы
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Малефисента: Владычица тьмы
Малефисента: Владычица тьмы
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет
Мидуэй
Мидуэй
Боевик, Исторический, Драма
Купить билет
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Документальный, Музыкальный
Купить билет
Хороший лжец
Хороший лжец
Драма
Купить билет
Семейка Аддамс
Семейка Аддамс
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Джокер
Джокер
Триллер, Драма, Криминальный
Купить билет
Во всё тяжкое
Во всё тяжкое
Трагикомедия
Купить билет
Стражи Арктики
Стражи Арктики
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Девятая
Девятая
Исторический, Приключение, Триллер
Купить билет
Дитя погоды
Дитя погоды
Мультфильм, Фэнтези, Драма
Купить билет
Идеальный пациент
Идеальный пациент
Триллер
Купить билет
Дождливый день в Нью-Йорке
Дождливый день в Нью-Йорке
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Zомбилэнд: Контрольный выстрел
Zомбилэнд: Контрольный выстрел
Комедия, Ужасы
Купить билет

«Прежде и теперь»: шедевры мировой живописи глазами фэшн-фотографа 

«Прежде и теперь»: шедевры мировой живописи глазами фэшн-фотографа
Фото: Журнал ОК!
Олег Зотов — один из ведущих фэшн— и селебрити-фотографов, культовый фотограф ленинградского рок-клуба, амбассадор Hasselblad, Profoto, Manfrotto и инфлюенсер Nikon в России, член английского Королевского фотографического общества. С 2015 года работает в Москве, с 2019-го — в своей студии на Болотном острове Москвы в творческом кластере «». Его работы можно увидеть на страницах и обложках Men`s Health, MAXIM, Bazaar, OK!, Allure, Playboy, Woman`s Health, Vogue, Danza, Psychologies, YogaJournal, Cosmopolitan, а также ELLE Spain и Vogue Italia. К 170-летию легендарной кондитерской фабрики «Красный Октябрь» Олег Зотов сделал специальный проект «Прежде и теперь» по мотивам всемирно известных произведений живописи, поставив точку в споре, является ли фотография искусством. 12 картин по числу месяцев. Олег, о чем ваш проект? Давайте я расскажу, как начинался проект «Прежде и теперь». Моя студия находится на «Красном Октябре», на Болотном острове, и, наверное, было бы странным, если бы я прошел мимо такого события, как 170-летие «Красного Октября». Когда , нынешний владелец фабрики, предложил мне подумать над идеей возможного проекта, я отправился на выставку «Роза Эйнема» на нашем острове, где меня вдохновила история основателей и первых владельцев фабрики — Эйнема и Гейса, которые были не только умелыми бизнесменами, но еще и очень творческими людьми, понимающими толк в сочетании на первый взгляд несочетаемых по тем временам вещей. Они превратили кондитерские изделия в искусство, не только улавливая тренды времени, но и создавая их. В общем-то, их можно назвать пионерами рекламы и пиара. Эйнем и Гейс заказывали композиторам произведения, которые люди исполняли в салонах, на светских раутах, и одновременно в продажу поступали одноименные кондитерские изделия, точно так же они заказывали стихи поэтам, некоторые были отпечатаны на обертках конфет, художникам заказывали тематические открытки. Устраивали кастинг среди сотрудниц своей фабрики, прихорашивали их и фотографировали для размещения на коробках, сегодня это «Старинные открытки». Я всегда говорю, что знаки судьбы в жизни не случайны, и мое участие в этом проекте, видимо, предопределено большой любовью владельцев фабрики к фотографии, ведь и Юлиус Гейс, и Алексей Харин — фотографы, скромно относящие себя к любителям, хотя работы Алексея никак любительскими не назовешь.
Мне очень понравилась идея открыток того времени «Прежде и теперь», и стало интересно сделать свой проект, который показывал бы культуру потребления сладостей в прошлом и настоящем. Но как это происходит в настоящем, мы знаем, а вот как было «прежде» и как это показать? Вот в этом состояла интересная задача: не было фотографий, но гениальные художники создали шедевры мировой живописи. Осталось только переосмыслить и создать по их мотивам свой «холст». Инструменты фотографа — фотоаппарат и свет. Пользуясь ими, я старался максимально, где это возможно, без компьютерной обработки повторить живописные шедевры прежнего времени. Не было цели отобрать полотна, относящиеся к периоду 170-летней давности, упор делался на известные шедевры живописи, по мотивам которых, не следуя точному копированию, я постарался сохранить стиль, атмосферу и узнаваемость. Эта часть относится к «прежде», а фотополотна современности — «теперь».
Были выбраны картины: «Купчиха за чаем» , «Девочка с персиками» , «Американская готика» Гранда Вуда, «Прекрасная шоколадница» Жан— Этьена Лиотара, , «Любительница абсента» , «Девушка с жемчужной серёжкой» , «Застреленные Мэрилин» и другие. Идея и подача проекта были одобрены Алексеем Хариным, и у меня оставался месяц на его выполнение. 24 сюжета в 12 совершенно разных жанрах. Скажите, можно назвать ваши работы произведениями искусства или это смелое заявление? Вообще, я считаю, что точка в споре, является ли фотография искусством, уже поставлена, потому что всё, где человек проявляет творчество, на мой взгляд, искусство. Подтверждений признания искусства фотографии много, и факт, что Творческий союз художников России (ТСХР), разменявший вторую сотню лет, принял в свои ряды в этом году фотографов, является признанием фотографии искусством. Кисти или фотоаппарат — это лишь инструменты в руках человека, не они определяют ценность конечного произведения. С какими сложностями столкнулись в этом проекте? С несколькими. Во-первых, невозможно повторить эпоху, если модель одета не в тот костюм. В прокате практически взять ничего не удалось, похожей одежды там не было. Но как всегда, выручили друзья — великолепные кутюрье из Санкт-Петербурга, сестры Пепины. Проведя буквально исследовательскую работу, они сшили за неделю шесть костюмов с глубокой исторической достоверностью. Что-то пришлось купить в магазинах — например, драпировать отрезы тканей прямо на съемках, как в случае работы с картиной «Девушка с жемчужной серёжкой». Вторая проблема была с поиском моделей. Нужно было найти похожих людей и при этом получить от них согласие на «вечное» использование изображений. Поскольку были неизвестны тираж открыток, плакатов, календарей и сроки их размещения, пришлось искать героев через друзей и знакомых, согласных на такие условия. Суперзвезд не приглашал сознательно, чтобы личности не отвлекали от произведений.
Но три исключения я всё же сделал. Две героини проекта — это актрисы из театра , с которыми я познакомился во время презентации театра-студии «САС» здесь, у нас на острове, это Елена Исакова и . Анастасию я снял в картине по мотивам произведения «Прекрасная шоколадница» Жан-Этьена Лиотара. Прекрасное, на мой взгляд, воплощение образа. Также мне очень нравятся работы Пабло Пикассо, и, конечно, я не мог не сделать произведение по мотивам «Любительницы абсента», где вместо напитка — конфеты. Елена Исакова настолько вжилась в роль, что при просмотре видеоварианта картина «оживает» внезапно, что приводит зрителей в восторг и изумление. Повторюсь, это работа актрисы и фотографа, никаких компьютерных технологий. В открытке по мотивам Дега снялась балерина Большого театра Станислава Постнова. Конечно, балерина должна была быть на фото. Для всех картин героинь я нашел довольно быстро, а вот с купчихой и парой для «Американской готики» возникли сложности. Я написал тогда во всех соцсетях, что ищу похожие лица, и буквально через три часа на меня обрушился шквал похожих лиц, многие были из других городов и не хотели приезжать, были и те, которые просто прислали свои фотографии, но не хотели сниматься. Но мне повезло, и вместо двух героев для фотографии по мотивам картины Гранда Вуда я получил трех — это сестры-двойняшки, у них есть модельный опыт, и в теме «прежде» мы запечатлели одну сестру, а в «теперь» — двух других. Отличить их даже мне сложно. Фантастически похожий на главного героя мужчина — это мой коллега, фотограф.
Съемочных дней было 12, все они состоялись на Болотном острове, в творческом кластере «Красный Октябрь», и все — в разных локациях. Конечно, каждый эпизод мог бы быть отдельным рассказом: во-первых, ты не просто снимаешь какой-то сюжет — ты снимаешь великий сюжет, прикасаешься к классике, пытаешься повторить гениального мастера, понять его идею, сюжет, свет, буквально каждый мазок кисти. Можно было вживаться в каждую картину бесконечно! И тут мне бы очень хотелось поблагодарить моего ассистента, визажиста Тамару Колединцеву, ей часто приходилось брать кисть и буквально рисовать на лицах моделей.
Интересный эпизод был с работой по мотивам картины «Девочка с персиками» Валентина Серова. Моя студия идеально подошла под эти съемки, но окна в студии находятся так, что снимать можно было прямо в противоположном направлении, чем на картине. Поэтому мне пришлось переворачивать зеркально исходную картину, чтобы выстроить сюжет, а потом так же переворачивать фотоизображение, добиваясь сходства. Студию я тоже преобразил: поклеил обои, доделал оконную раму, максимально приближенную к той эпохе. Сколько дублей вы снимали в каждой работе, чтобы выбрать один? Ведь у вас снимались преимущественно непрофессиональные актеры и модели. У меня уходило по 10–15 дублей на каждую картину. Самое сложное — подготовительный процесс, создание атмосферы и, конечно же, создание настроения у модели. Иногда легче с профессиональными моделями, а бывает, что и с непрофессиональными. Знаете, когда модель приходит на кастинг, ей говорят: «Dance your poses» — «Покажи свои позы», и они начинают показывать свои отработанные движения, что в данном случае было бы во вред. Непрофессиональные модели открыты, они, как я бы сказал, глина — но мы говорим о «Красном Октябре», поэтому — шоколад, из которого опытный шоколатье может вылепить любую скульптуру. А работать с актрисами и балеринами — это всегда огромное удовольствие, они могут всё, только поставь задачу. По поводу количества дублей. Большую часть своей творческой жизни я снимал на пленку. Когда приходишь работать в журнал, у тебя 10 широких пленок — это 120 кадров, и в этих кадрах ты должен был снять обложку и историю в журнал. При этом, работая с пленкой, ты ничего не видел, то есть посмотреть кадр было невозможно, и тогда это было нормально, никто не ужасался. И не то чтобы у меня осталась привычка экономить кадры, но я всё же думаю, прежде чем нажать.
Если вы посмотрите на фотокартины, то увидите, что там нет ни одной случайной детали: так, на картине по произведению Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем» не только стол дополнен конфетами и вафельным тортом, но обратите внимание на задний план, там памятники архитектуры — фабрика «Красный Октябрь», Московский речной императорский яхт-клуб, купол храма. В фотографии по мотивам картины Яна Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой» мы заменили жемчуг на карамель, в руках героиня держит такую же конфету. Натюрморт я выполнил в стиле «малых голландцев», классический с какао-бобами, которые я привез из Мексики. В «Неизвестной» отчетливо видно историческое здание фабрики, а в современном варианте эта же модель — в роскошном автомобиле и в совершенно ином имидже. В проекте «Прежде и теперь» работала и дизайнер. В чем состояла ее задача? Дизайнеру Анне Хайнц нужно было придумать, как сочетать «прежде и теперь» в одной плоскости, придумать шрифт, характеризующий разные эпохи и стили, при этом чтобы на открытке в формате 10х15 всё читалось, также придумать оборотную сторону открытки. На мой взгляд, она великолепно с этим справилась. Вам, уже именитому фотографу, мастеру, работа над этим проектом дала что-то новое в профессиональном плане? Любой человек, пусть даже мастер, должен постоянно меняться. Я убежден, как только ты перестал меняться, ты вообще перестал быть. А вот на этом проекте я открыл для себя работу в 12 совершенно разных стилях. И помимо 12 исторических — еще и 12 современных.
Я не могу выделить какую-то одну, они мне все близки, и многие войдут в мое портфолио. И какие-то я обязательно представлю в Лондоне, на суд Королевского фотографического общества. Эта работа меня потрясла, она мне дала очень многое для личного профессионального развития! Поэтому, еще не завершив проект, с согласия руководства «Красного Октября» я провел мастер-класс в своей студии на эту тему. Известные художники могут стать не просто источником вдохновения для фотографов, а инструкцией для обучения: в позах, в антураже, в настроении.
Видео дня. Советские кинозвезды, умершие в нищете
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео