Ещё
Назван самый популярный сериал HBO
Назван самый популярный сериал HBO
Сериалы
Музыкальный фестиваль объединят с реалити-шоу
Музыкальный фестиваль объединят с реалити-шоу
ТВ
Проложили дорогу грудью
Проложили дорогу грудью
Актеры
5 незабываемых фильмов с Анной-Софией Робб
5 незабываемых фильмов с Анной-Софией Робб
Фильмы
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Документальный, Музыкальный
Купить билет
Холодное сердце II
Холодное сердце II
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Война токов
Война токов
Исторический, Триллер, Драма
Купить билет
Рождество на двоих
Рождество на двоих
Ромком
Купить билет
Ржев
Ржев
Драма, Военный
Купить билет
Достать ножи
Достать ножи
Детектив, Драма
Купить билет
Джуманджи: новый уровень
Джуманджи: новый уровень
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Лев Яшин. Вратарь моей мечты
Лев Яшин. Вратарь моей мечты
Биография, Драма, Семейный
Купить билет
Ford против Ferrari
Ford против Ferrari
Биография, Драма, Спортивный
Купить билет
Сиротский Бруклин
Сиротский Бруклин
Драма, Криминальный
Купить билет
Аванпост
Аванпост
Триллер, Фантастика
Купить билет
Давай разведемся!
Давай разведемся!
Комедия
Купить билет
Грех
Грех
Биография, Исторический, Драма
Купить билет
Решала. Нулевые
Решала. Нулевые
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Прекрасная эпоха
Прекрасная эпоха
Трагикомедия
Купить билет
Аббатство Даунтон
Аббатство Даунтон
Мелодрама
Купить билет
21 мост
21 мост
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Текст
Текст
Триллер, Драма
Купить билет
Тварь
Тварь
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Малефисента: Владычица тьмы
Малефисента: Владычица тьмы
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет

«Театральная Россия». Третий Северный: от традиций к новым формам 

«Театральная Россия». Третий Северный: от традиций к новым формам
Фото: Ревизор.ru
В фестивале, девиз которого: «Современный театр — молодому зрителю. Традиции и новые практики», приняли участие 13 театров из городов и республик Северо-Западного региона страны. Надо отдать должное принимающей стороне — Академическому театру драмы им. В. Савина — театральный форум был проведен отменно как в плане организации, так и с точки зрения творческого содержания. 15 спектаклей, включенных в программу, действительно, были в основном обращены к молодежи и продемонстрировали самые разные театральные практики: от традиционных до авангардных.
Ограниченный объем публикации, увы, не позволяет рассказать читателям обо всех участниках фестивальной программы, поэтому автор вынужден ограничиться теми спектаклями, которые завоевали награды. Конкуренция среди них была достаточно серьезной, поэтому жюри, в котором работали критики из разных регионов страны, а также из Республики Сербия, пришлось делать непростой выбор. Столь же напряженно проходило голосование в номинации «Приз зрительских симпатий». Наибольшее количество голосов зрители отдали спектаклю Воркутинского драматического театра им. Б. Мордвинова — музыкальной сказке «Буратино» на музыку . Самые главные критики и ценители — сыктывкарские зрители — по достоинству оценили сценическое воплощение всем знакомой сказки А. Н. Толстого и «на ура» приняли своих любимых героев. В ярком, праздничном спектакле они увидели немало прекрасных актерских работ и услышали музыкальное сопровождение инструментального ансамбля. Поставил его известный сыктывкарский, а с недавних пор и московский актер , а художественный образ спектакля создала замечательный художник из Сыктывкара Анна Репина, соорудившая декорацию из разноцветных занавесей и повозок и придумавшая изумительные костюмы. В этом искрометном спектакле все без исключения артисты еще раз продемонстрировали умение органично существовать в жанре игрового театра, блеснув ко всему прочему незаурядными вокальными талантами. Особенно в этом смысле отличилась игравшая Мальвину актриса Вероника Калуга, продемонстрировавшая по-настоящему профессиональный вокал. Заглавного героя — неунывающего и веселого живчика с длинным носом — сыграла молодая харизматическая актриса Гульнара Хаматнурова, которой, судя по всему, подвластны любые театральные жанры и амплуа.
Фото: Государственный Академическиий театр драмы им. В. Савина
Специальный приз III Северного театрального фестиваля, учреждённый Коми региональным отделением политической , в номинации «Открытие» за лучший актёрский ансамбль получил спектакль «Обыкновенные чудики», поставленный народным артистом России по рассказам В. М. Шукшина в Санкт-Петербургском молодёжном театре на Фонтанке. Реализуя идею восстановления «дней связующей нити», автор спектакля, основатель и худрук театра Семён Спивак пытается найти общие точки соприкосновения между «племенем младым незнакомым» — современной «гаджетовой» молодежью — и беспокойными, а порой неприкаянными шукшинскими чудиками. Поставил он это яркое трагикомическое действо со вчерашними студентами своей мастерской в РГИСИ, многие из которых несколько месяцев назад влились в труппу Театра на Фонтанке. Колоритный, своеобразно оформленный спектакль, насыщенный бурными страстями и разнообразной музыкой — от рока до русской песни и даже городского романса с налетом блатной романтики — вызвал двоякое ощущение.
Нельзя не отметить драйв юных актеров, их попытку вместе с режиссером осмыслить не простую и не очень оптимистическую прозу Василия Макаровича, пронизанную любовью к России, болью за ее судьбу и горьким юмором. Понятно их стремление сыграть свои роли как можно более сочно и разнообразно. Многим это удается. Рассказы «Стёпка», «Ваня, как ты здесь?» и «Хозяин бани и огорода» играются жёстко, с некоторой горчинкой, а порой и очень смешно. Простыми и безыскусными предстали перед публикой герои рассказа «Кукушкины слезы», точно, умно и сдержанно, без желания понравиться зрителям играет свою роль Евгения Чураева в рассказе «Чередниченко и цирк». Слезы сочувствия у публики вызывает немая сестра сбежавшего из тюрьмы Стёпки в исполнении Марии Вершининой. Между тем у ряда других актеров желание блеснуть мастерством перевоплощения и «огненными» страстями порой превалирует над смыслом тончайшей и горестной прозы великого писателя. Хотя эти юные артисты, безусловно, честны, отважны и в хорошем смысле жадны до ролей. Поэтому очень хочется предостеречь их от синдрома «актер-актерыча», который «хлопочет физиономией», брызжа слюной, рвет рубаху на груди, угождая невзыскательной публике! Впрочем, думаю, что их замечательный мастер Семён Спивак видит все это лучше меня и найдет возможность их вовремя поправить. И его спектакль будет со временем только крепчать и обретать мудрость.
Фото: Государственный Академическиий театр драмы им. В. Савина
Хозяин фестиваля — Театр им. В. Савина — показал три спектакля, два из которых удостоились наград жюри. Приза «За лучшее пластическое решение» в спектаклях «Горе от ума» А. С. Грибоедова и  М. Метерлинка удостоилась Светлана Скосырская (г. Тюмень), которой удалось вместе с режиссерами и  (г. Нижний Тагил) создать точные по смыслу пластические партитуры обоих спектаклей и выразить через движение (особенно в «Синей птице») сказочную суть любимых с детства персонажей. Особенно порадовала своей выразительной пластикой актриса Елена Аксеновская в роли Души Воды. (Кстати, эта же актриса в «Горе от ума» превосходно сыграла мятущуюся, порывистую Софью). «Синяя птица» также была отмечена жюри за лучшую сценографию: приз получила замечательный театральный художник , которая сумела в своем изысканном, утонченном и при этом концептуальном изобразительном решении передать загадочно-романтическую природу изумительной пьесы М. Метерлинка, оказавшейся равно интересной как детям, так и взрослым. Доминантой сценографического решения А. Репиной стали как бы парящие в воздухе «мерцающие» клетки для птиц, которые художник развесила над сценой и на заднике, что создало по-настоящему метерлинковскую атмосферу загадки и волшебства. Главное, что бросалось в глаза на спектакле, — это актерское и человеческое достоинство тех, кто находился на сцене. Артисты не позволяли себе никакой скидки на утренник, когда, как это часто бывает, можно всласть поиграть, сымпровизировать, потрафить публике, а то и «расколоть» друг друга. Играли как в последний раз: серьезно, вдумчиво, пытаясь донести до зрителей смысл непростой мудрой сказки знаменитого бельгийского мистика. И современные компьютерные дети за редким исключением на спектакле не шушукались, не хихикали, а внимательно следили за красивой и печальной историей.
Фото: Государственный Академическиий театр драмы им. В. Савина
Вологодский театр для детей и молодёжи показал спектакль по пьесе «Сотворившая чудо» (перевод с английского З. Л. Гинзбург) в постановке художественного руководителя театра . Своеобразно оформленный художником Виктором Пушкиным спектакль не мог не захватить зрителей трогательным сюжетом о взаимоотношениях слепоглухонемой американской девушки с родителями и приглашенной для ее обучения учительницы. Одна из отличительных особенностей спектакля — постоянное присутствие на сцене квартета, исполняющего мировые джазовые хиты под аккомпанемент живого звука. Очевидно, что оригинальный режиссерский ход имел целью наиболее полно погрузить аудиторию, и, прежде всего, юношескую в предлагаемые обстоятельства пьесы. И эта цель, несмотря на явную условность и театральность «афроамериканского» облика некоторых музыкантов, в целом была достигнута. Хотя осталось не вполне понятным, почему на роль темнокожей служанки, совмещающей хозяйственную деятельность с игрой на фортепиано, был назначен мужчина. Увы, не всем занятым в спектакле актерам удалось в полной мере реализовать свой творческий потенциал и найти нужные приспособления и краски для изображения своих героев. Хотя порывистая и экспансивная Виктория Чудова неплохо справилась со сложнейшей ролью главной героини по имени Элен. Но настоящим открытием для многих зрителей стала замечательная молодая актриса Анастасия Латкина, точно, сдержанно, умно и страстно сыгравшая учительницу Анни Салливан, которая в отличие от равнодушных родителей Элен, переполнена сочувствием к своей подопечной и готова отдать ей все тепло своей души. Превосходная актриса была удостоена приза «За лучшую роль второго плана».
Фото: Государственный Академическиий театр драмы им. В. Савина
Вообще на этом фестивале было немало отлично сыгранных женских образов. Но воспоминание об одном из них до сих пор заставляет сердце учащенно биться и глотать ком в горле. Речь идет о героине моноспектакля «Концерт для фортепиано с актрисой», поставленного режиссером Анной Провоторовой в «Независимом театральном объединении» г. Петрозаводска по замечательной пьесе «Родимое пятно». Героиню спектакля — несчастную, пережившую невероятное количество жизненных тягот, но не сдавшуюся актрису (она же, как написано в пьесе, — Юля, Юлия, Юла, Юлька, Юлиана, Джули, Джулия, Жулька) — играет худенькая, небольшого роста, похожая на воробышка (кто-то из критиков вспомнил Эдит Пиаф) уникальная актриса Национального театра Республики Карелия . Хотя здесь вряд ли будет к месту глагол играет. Ксения проживает эту роль до полной гибели всерьез, и в ее пронзительных колдовских серых глазах ты читаешь повесть о неудавшейся жизни, несостоявшейся любви, несыгранных ролях, об умершей дочери и больной матери, о музыке и кошке… При этом, растерянная, но пока еще не сломленная жизнью девушка отнюдь не пытается разжалобить окружающих людей, а просто рассказывает о себе, стремясь хоть как-то оправдать свое невесёлое существование перед самой собой, перед слушателями и перед Богом. Порой актриса вплотную подходит к первому ряду, здоровается, заглядывает людям в глаза, надеясь найти сочувствие и поддержку и согреться душой. А иногда садится за роскошный кроваво-красный рояль и вкрадчиво играет Чайковского, Шопена, Малера. И самое странное заключается в том, что ты до самого конца так и не поймешь, увидел ли ты реальную историю жизни несчастного «воробышка» или это были лишь ее фантазии, сны, мечты… В этом превосходно выстроенном пластически и темпоритмически спектакле все продумано до миллиметра, «до пальчика». И, тем не менее, сохраняется иллюзия первозданности происходящего, абсолютной сиюминутности рождения разрывающей душу истории. Как выяснилось намного позже, Ксения Ширякина ко всему прочему еще поэт и автор песен. Наверное, этим и объясняется то, что предельно простая и даже приземленная история кажется тебе поэмой в прозе. Жюри единогласно без колебаний и споров присудило Ксении Ширякиной приз «За лучшую женскую роль».
Фото: Государственный Академическиий театр драмы им. В. Савина
До последней минуты фестиваля оставался открытым вопрос о присуждении приза за лучшую мужскую роль. И только по окончании последнего спектакля «Профи», поставленного режиссером Югославом Петровичем по пьесе сербского драматурга Душана Ковачевича в Мурманском областном театре, жюри отдало этот приз замечательному немолодому актеру . Надо заметить, что пьеса, которую можно отнести к жанру социального детектива, довольно своеобразна и занятна, хотя и не отмечена печатью гениальности. Но, благодаря точно разобранной режиссером роли и неординарному таланту опытного артиста, история жизни его персонажа — бывшего сотрудника югославской охранки — стала захватывающей, многослойной и неоднозначной. Кто-то из зрителей нашел сходство облика и психофизики А. Водопьянова (как выяснилось позже, он ко всему прочему интересный режиссер) с великим французом . И это вовсе не преувеличение. Александра Водопьянова, так же, как и знаменитого француза, наверное, можно уподобить айсбергу, у которого на поверхности видна только десятая часть всей громадины. Его персонаж осторожен, мудр, сдержан, хотя ты чувствуешь бушующие в его душе страсти. Он — типичный представитель своего профессионального сообщества, и многие работники этой сферы в любой стране, особенно в государствах бывшего соцлагеря, наверное, узнают в нем себя и свою исковерканную историческими катаклизмами жизнь.
Фото: Государственный Академическиий театр драмы им. В. Савина
Спектакль Санкт-Петербургского Театра на Васильевском, поставленный молодым режиссером Денисом Хуснияровым по пьесе «Мертвые души Гоголя», скорее всего, не вызвал приятных эмоций у представителей нашего чиновничьего племени. (Думаю, что в былые времена это подозрительное действо запретили бы, а его автора в лучшем случае вызывали бы «на ковер» в какой-нибудь большой или малый дом). Дело в том, что героями этого странного и амбивалентного театрального сочинения, написанного и поставленного по мотивам великой поэмы Н. В. Гоголя, стали не только и не столько вошедшие в плоть и кровь каждого русскоязычного человека забавные помещики, известные по хрестоматийному путешествию прохиндея Чичикова по российской провинции. Предметом театрального исследования авторов и исполнителей фантасмагорического действа стала прогнившая бюрократическая система России (разумеется, царской), явленная зрителям как видение страшного горячечного сна главного героя. В этом сне фигурируют даже не «свиные рыла», а страшные, зловещие серые монстры, мечущиеся по сцене гурьбой в страхе за свое дальнейшее существование. Между тем спектакль Д. Хусниярова — это вовсе не политический памфлет, а яркое, «вкусное» и, при этом, горькое мистико-фантастическое действо, в котором смешались стёб, гротеск, глубокие философские размышления о природе человека, судьбе России, злободневных проблемах нашего нынешнего существования. Спектакль вызвал невольные ассоциации с великим памятником Гоголю работы на Никитском бульваре в Москве: если подойти к нему с одной стороны, то Гоголь предстает перед тобой саркастическим, язвительным и насмешливым, а если с другой — печальным, трагическим и обречённым. Таков и спектакль Дениса Хусниярова — колючий, взрывной, едкий, вызывающе дерзкий, ставящий перед нами зеркало, «чтоб мы себя увидели насквозь», и, при этом, тонкий, трепетный, безысходный.
Изумив и даже шокировав зрителей, на первый взгляд, легковесным концертно -"капустным" первым действием, во второй режиссер вместе с блистательными артистами окунает нас в страшную фантасмагорию из трёх «снов разума» Чичикова, рождающих уже упомянутых выше почти гойевских чудовищ российского «розлива». Единственный луч света в этой «преисподней» — душа Гоголя, воплощённая в образе одетой в белоснежный фрак красивой, грустной и нежной белоголовой женщины (), которая согревает душу и не позволяет отчаянию сковать твое сердце.
Фото: Государственный Академическиий театр драмы им. В. Савина
В этом спектакле интересны все: очаровательная, стильная конферансье (); «отвязные», бандитского вида слуги Чичикова Селифан () и Богдан (), напяливающие на себя жутковатые проволочные лошадиные головы; зловещий губернатор , превращающийся периодически в Настасью Петровну Коробочку; раздувшийся как пузырь Собакевич и внушающий ужас прокурор (обе роли играет замечательная характерная актриса ); все без исключения помещики и, прежде всего, вызывающий сочувствие и жалость неприкаянный Плюшкин . Центром притяжения здесь, конечно же, становится Павел Иванович Чичиков (умный и тонкий актер ) — необычный, непривычный и странный. С одной стороны, это проворный и поначалу удачливый бизнесмен, наслаждающийся невыносимой легкостью своего бытия, умеющий обаять своих «контрагентов», «перетереть» с ними любые вопросы и при этом лихо втереть очки. С другой — грустноватый, интеллигентный, трогательный человек, которого чёрт догадал родиться в России с душою и с талантом, а потом — дёрнул пуститься во все тяжкие и попасть в бесовскую круговерть российской провинциальной жизни и ее бомонда.
В этой статье, увы, нет возможности перечислить всех замечательных актеров, ставших, по мнению автора этих строк, не только единомышленниками, но сотворцами и единодушниками молодого драматурга и столь же молодого, немного застенчивого режиссера. Все они превосходно исполнили свои «партии» в этой очень притягательной и взбалмошной театральной «симфонии», поклонившись великому, всегда актуальному, саркастическому и печальному Гоголю. И хотя этот спектакль, поворачивающий твои глаза зрачками в душу, не внушает особого оптимизма, в нем все же есть лучик света. Мертвым чиновничьим душонкам, населяющим наш безумный мир, противопоставляются по-настоящему живые души каретника Михеева и Степана Пробки, которых в финале с теплотой и даже с любовью поминает уже оказавшийся в ином мире Павел Иванович, одетый то ли в исподнее, то ли в саван… Превосходный питерский режиссер Денис Хуснияров заслуженно был признан лучшим режиссером фестиваля.
Фото: Государственный Академическиий театр драмы им. В. Савина
В отличие от масштабного и многонаселенного действа по поэме Н. В. Гоголя в камерном спектакле Национального театра Карелии из г. Петрозаводска «Машина едет к морю» фигурируют всего три персонажа. Он создан по пьесе , которого на самом деле зовут . Он драматург, автор более 10 пьес, режиссер, актер екатеринбургского театра «Волхонка». Сыграли спектакль три молодых артиста под руководством режиссера и хореографа — юной девушки . Пьеса и спектакль вызвали аллюзии с лучшими образцами театра абсурда и, прежде всего, пьесой «В ожидании Годо» Самюэля Беккета. «Машина едет к морю» по стилистике и по сути очень близка беккеттовскому шедевру, но отнюдь не является вторичной по отношению к нему. Это — вневременная притча о хаосе нашего мира, вселенском одиночестве и человеческом достоинстве, обыденности смерти и стремлении к жизни, тоске и сокровенных мечтах, поисках точек опоры и близких душ.
На первый взгляд лишённый какого бы то ни было драйва и сюжетного движения спектакль бередит душу и заставляет сострадать. Главные его герои — три одиноких, несчастных, почти нищих