Войти в почту

Светлана Борисова: «Для нас нет ничего невозможного»

Оренбургский областной театр музыкальной комедии продолжает удивлять зрителей. Каждый год он открывается оренбуржцам с новой стороны: мюзиклы и «Алые паруса» стали настоящим прорывом в плане художественности, музыкальности и масштаба постановки. Совсем скоро зрители увидят еще одну крупную работу – спектакль «Мост над рекой». Об успехах, репертуаре и планах на будущий год рассказала директор театра музыкальной комедии .

Светлана Борисова: «Для нас нет ничего невозможного»
© ProOren

- «Джейн Эйр» вошла в шорт-лист престижной премии, оставив позади Мариинку и другие именитые театры. Что поспособствовало такому успеху спектакля?

- Мюзиклы идут во многих театрах, а вот «Джейн Эйр» только у нас, в Московском театре оперетты и Минском музыкальном театре. Он очень сильно отличается от других мюзиклов - там и форма совсем другая, и художественное оформление, и музыка. Я не удивлена такому успеху, потому что это один из самых удачных наших спектаклей. Мы ездили с ним на фестиваль «Видеть музыку» в Москву, выступали в РАМТе. Очень многие сравнивали спектакль московской оперетты и наш. Вроде бы и музыка, и либретто те же самые, но они настолько разные! К сожалению, мы отстаем в плане технического оснащения. Но зато мы практически все делали своими руками – декорации, огромное количество костюмов. И зрители это отмечали. Как только открылся занавес – стояла тишина. Наверное, не ожидали такого от оренбургского театра. В антракте и в конце спектакля очень многие подходили и говорили, что уже отвыкли от настоящих декораций и таких сложных костюмов. То, что мы вошли в тройку претендентов на международную премию «Звезда театрала» – уже сенсация и большая победа для нас.

- Какими спектаклями вашего театра вы гордитесь больше всего?

- У нас каждый спектакль не похож на предыдущий. «Голубая камея», «Дубровский», «Джейн Эйр» - даже эти три постановки Кима Брейтбурга очень разные. Абсолютно ни на что не похожими получились и «Алые паруса». Мы привыкли, что все мюзиклы очень ритмичные, а этот спектакль совсем другой, очень сильный психологически. Здесь актер один на один со зрителем. За время подготовки постановки наши артисты выросли не только как певцы, но и как драматические артисты. У старшего поколения опыта побольше, для них нет особой разницы – играть музыкальный спектакль или психологический. Молодым сложнее, но из года в год они учатся - те же самые сцены играют тоньше, даже поют по-другому. Уровень театра растет во всех направлениях: и в творческом, и в производственном. С каждым годом я убеждаюсь, что для нас нет ничего невозможного.

Зрители приходят к нам за красотой, отдыхом и чистыми переживаниями. Они погружаются в эту атмосферу, забывают о проблемах и выходят из театра счастливыми. На днях, к примеру, играли «Дубровского». Было очень много школьников, несмотря на то, что это был вечерний спектакль. По окончании представления из зала вышли мальчишки и показали мне свои ладони, красные от аплодисментов. В такие моменты счастливее меня нет никого на свете. Как бы тяжело нам не было, но зрительская любовь и эти красные ладошки говорят о том, что мы творим не зря.

- Где вы ищете новые таланты? В основном это студенты нашего института искусств или молодые артисты из других городов?

- У нас есть отделение в институте Ростроповичей, где готовят артистов музыкального театра. Из предыдущего выпуска к нам пришло четыре человека – сейчас они составляют молодежный костяк в труппе. В этом году в труппу влились еще двое – солистка-вокалистка и молодой артист в хор. У молодежи своя энергетика, мы всегда им очень рады. Они начинают играть у нас со второго курса, участвуют в массовых сценах, и к выпуску многие становятся готовыми артистами.

- Иногда в спектаклях бывают задействованы совсем молодые артисты, например, юная Ассоль, деревенские мальчишки в «Алых парусах»…

- Все они прошли кастинг. Желающих было много, но в итоге мы выбрали самых достойных. У каждого есть какая-то подготовка, ведь молодые артисты тоже ведь должны иметь танцевальные способности, вокальные данные.

Сейчас в «Алых парусах» у нас играют 8 мальчиков, а в «Джейн Эйр» - две девочки, перешедшие также в новый спектакль. Дети понимают, что игра в театре - это труд и жесткая дисциплина. Даже родители отмечают в них перемены. Дети начинают понимать, каким трудом даются деньги. Но в итоге, когда спектакль состоялся и пользуется любовью зрителей, окупается все - и труд, и бессонные ночи.

- Как происходит подготовка к музыкальному спектаклю, сколько в среднем занимает подготовка «от и до»?

- Это очень долгий процесс. Подготовка к «Джейн Эйр», например, заняла около 9 месяцев. Сначала в театр приезжают режиссер-постановщик для распределения ролей и художники. Последние дают задание цехам по костюмам и декорациям, составляется график, работ. Постановщики же не всегда могут приехать на все время подготовки, чаще всего только периодами. К их приезду должны быть выучены определенные музыкальные номера, сшиты костюмы, выставлены декорации. Каждый спектакль по времени готовится по-разному, и если это какая-то глобальная постановка, от силы их может быть не больше двух в году.

Сейчас мы готовим премьеру «Мост над рекой», посвященную 275-летию Оренбургской губернии. Там тоже будет очень много костюмов: цыганские с многослойными юбками, казачьи. Это огромный труд, художникам приходится расписывать огромные полотна. Так что все зависит от технических возможностей и творческо-постановочной группы.

- О чем эта музыкальная комедия?

- В спектакле «Мост над рекой» действие происходит в 50-е послевоенные годы. Драматург переделал его под нашу местность – здесь звучат названия наших станиц, присутствуют костюмы наших, оренбургских казаков. После прочтения либретто «Мост над рекой» у меня осталось какое-то очень теплое и светлое чувство в груди. И я думаю, что оно сохранится в постановке.

Эта комедия рассчитана на всех. Ее поймут и те, кто жил в 50-е годы, и нынешняя молодежь, потому что светлые настоящие чувства не имеют ни возраста, ни времени. Здесь есть и лирические моменты, и очень добрые комические. Сейчас этого очень сильно не хватает. Мы должны ставить спектакли, побуждающие в людях очень светлые и теплые чувства, которые ложатся на душу. А если у зрителей солнце будет в душе после наших спектаклей, то мы будем счастливы вдвойне.

- Как вы подходите к подбору репертуара, кто принимает участие в этом?

- Ким Александрович – куратор нашего театра на правах художественного руководителя. Поэтому весь репертуар мы подбираем с ним и согласовываем с учредителем - областным министерством культуры. Мы знаем нашего зрителя и прекрасно понимаем, что не все спектакли, идущие с успехом в Москве, смогут зайти оренбуржцам. Поэтому к подбору репертуара относимся очень серьезно. Все-таки мы живем на свои собственные заработанные деньги, поэтому не имеем права ставить те спектакли, которые сможем сыграть лишь несколько раз.

- Для самых юных зрителей планируете какие-нибудь предновогодние представления в декабре?

- В этом году новогодней сказки как таковой не будет. Но у нас много детских спектаклей, поэтому в новогоднюю кампанию мы будем играть их. Кроме того, в антракте или перед постановкой организуем новогоднее представление вокруг елки.

Я рада, что сейчас на сказки стали ходить не только бабушки, но и семьи с детьми. Сегодня, когда все заняты гаджетами, а не друг другом, это особенно актуально. В семьях практически отсутствует живое общение с детьми. И я безумно рада, что хотя бы на два часа ребенок берет за руки маму и папу и идет с ними в театр.

- Светлана Евгеньевна, а какой он – ваш зритель?

- У нас очень солнечный, яркий зритель. Я могу с гордостью сказать: тот, кто попадает к нам хотя бы один раз, становится нашим. Есть и такие, кто тонко чувствуют актеров, у них есть любимые артисты. Зритель везде хороший, но наш все-таки самый родной. Не успевает закрыться занавес, а люди уже встают и аплодируют.

Есть и такие, которые ходят в театр чуть ли не каждый день. Тех, кто посетил больше 30 наших постановок, мы награждаем со сцены. Для нас очень важно, чтобы зритель не выходил со спектакля холодным, безразличным, чтобы у него появилось желание прийти еще.

- Чего ждать зрителям от театра музыкальной комедии в будущем году?

- Мы еще не утвердили план, но могу сказать точно, что будет новая новогодняя сказка и еще один крупный проект. На следующий год мы поразим наших зрителей в другой ипостаси. Еще наш театр подал заявку на участие в программе обменных гастролей с Петрозаводским театром. Если ее одобрят, то в сентябре, то в сентябре мы отправимся в Карелию с несколькими спектаклями. Надеюсь, что у нас все получится.

Также в следующем году на базе нашего театра пройдет фестиваль «Гостиный двор». Сейчас очередь кукольного театра, но из-за реконструкции здания он пройдет у нас. Кроме того, в мае к нам приедет столичный Детский театр им. Н. И. Сац по федеральной программе «Большие гастроли». Так что, мы живем и не даем скучать ни себе, ни зрителям.