Ещё
Как семья Майкла Дугласа бежала из России
Как семья Майкла Дугласа бежала из России
Актеры
Как выглядит и чем занимается Таисия Маслякова
Как выглядит и чем занимается Таисия Маслякова
ТВ
Новинки кино прошлого года, которые не заметили
Новинки кино прошлого года, которые не заметили
Фильмы
Петицию об увольнении шоураннера «Ведьмака» закрыли
Петицию об увольнении шоураннера «Ведьмака» закрыли
Сериалы

Юлия Щеткова: «От детского театра к взрослому» 

Юлия Щеткова: «От детского театра к взрослому»
Фото: Ревизор.ru
— Я не первый год работаю в экспертном совете и жюри конкурса «Парадиз» по детским спектаклям и могу отметить, что в Год театра ситуация для Новосибирска сложилась действительно необычная. Традиционно театры города, ориентированные на взрослый репертуар, выпускают премьеры для детей один раз в пару сезонов. Этого достаточно, чтобы прокатывать спектакли на каникулах или в лучшем случае по выходным. Если суммировать все детские премьеры за сезон, получится не более пяти постановок, — и все они автоматом попадают в конкурс. А по итогам прошлого сезона мы получили более десяти спектаклей, ориентированных на детскую и юношескую аудиторию и выполненных в разных жанрах, направлениях, техниках и стилях. Для нынешнего Новосибирска — небывалая роскошь. Широкая палитра позволила экспертному совету не просто взять все, что имелось в наличие, а отобрать, на наш взгляд, лучшее. Новосибирские театры обратились лицом к детям?
К сожалению или к счастью, но наш театральный бум произошел за пределами государственных репертуарных театров. Над разнообразной детской афишей в основном поработали независимые творческие группы — театр «Пилигримы», Мастерская Крикливого и Панькова, бэби-театр «Мир сначала», хотя несколько спектаклей были созданы некоммерческими культурными организациями в тандеме с репертуарными театрами. Например, центр «Культурный город», подаривший зрителям за девять месяцев девять новых постановок в рамках проекта «Детки и предки», выпустил теневой спектакль «По дороге за луной» и «Бабушка на яблоне» в творческом диалоге с Новосибирским областным театром кукол и мировую премьеру «Тоня Глиммердал» в содружестве с «Первым театром». Сцена из спектакля «Омлет в сахаре». Фото: пресс-служба проекта «Театр для детей» Слабая активность госучреждений в обновлении детской афиши объясняется просто. Театры, чья репертуарная политика ориентирована на аудиторию 16+, не видят в этом острой необходимости и не получают серьезной финансовой выгоды. Вложить в масштабную постановку несколько миллионов и окупить вложения не получится, как происходит в столичных городах. В будние дни детский зал, особенно если речь идет о постановке на большой сцене, рассчитанной на 500 зрительских мест, собрать трудно, мировой славы такие постановки не приносят, «задирать» цены сообразно затратам — продажи просто встанут. Проще финансировать по остаточному принципу и экономить на постановочных расходах — на каникулах или праздниках в городе, где почти два миллиона жителей, востребованным окажется, увы, любой продукт. У независимых театров зачастую нет постоянных площадок и финансового ресурса, но есть огромное желание «изменить мир». Яркий пример тому — театр «Пилигримы». Это единственный независимый профессиональный театр кукол в Новосибирске. Супруги и  уже четыре года творят добро — создают детские спектакли и не имеют ни своего помещения, ни спонсорской поддержки. Они ставят спектакли, рассчитанные на самых юных зрителей, и всякий раз это уникальная авторская работа. Репертуар у «Пилигримов» не большой, но разнообразный — бэби-театр, кукольные спектакли, интерактивные проекты и два новых для Новосибирска формата — театр ощущений и стомп-театр. Сцена из спектакля «Калечина». Фото: пресс-служба проекта «Театр для детей»
Что представляют собой эти новые форматы?
Театр ощущений прекрасно сформулирован спектаклем «Невидимый слон». Эта постановка номинирована на премию «Парадиз». Литературная основа — рассказ современного детского писателя о маленькой незрячей девочке. Забавные и трогательные эпизоды, которые зрителям предлагают «увидеть» без помощи зрения — с маской на глазах. Сюжет воспринимается на принципиально ином уровне. Слух, осязание, вкус, обоняние, чувство равновесия и т.д. не просто подключают нас к некоему актерскому действу, но заставляют наши эмоции и воображение работать с удвоенной силой. Взрослая аудитория признается, что на 50 минут погрузилась в прекрасные мгновения своего детства. Дети, казалось бы, вынужденные принять довольно жесткие правила игры (шутка ли, почти час просидеть без глаз), счастливы и умиротворены. Этот спектакль могут смотреть и незрячие. Я видела их реакцию: они попадают в обстановку, чувствуют себя, как рыба в воде, и уже от этого сопричастия очень близко к сердцу воспринимают спектакль, совершенно первозданная радость. Что же касается стомп-театра, то это еще один номинант на соискание премии «Парадиз» — спектакль «Омлет в сахаре». Очень смешная история одной французской многодетной семьи, которая не только рассказывается словами и иллюстрируется действием, но и рисуется светом и звуком. И это не просто фоновая музыка и сценический свет, а использование самых обыкновенных предметов — кастрюль, дуршлагов, ремней, вантузов, зонтов, пакетов, фонариков — для того, что сотворить на сцене волшебство. Это полное погружение зрителя в происходящее на сцене, включение на полную катушку всех органов чувств, праздник для фантазии. Сцена из спектакля . Фото: пресс-служба проекта «Театр для детей»
В этом году и оперный театр участвует в детском конкурсе?
Да. НОВАТ в силу разных обстоятельств сейчас активно осваивает концертный зал и впервые за много лет выпустил, если не ошибаюсь, шесть премьер для дошкольной и младшешкольной аудитории. Это как оперы, так и балеты. Классические названия и не менее классический подход в интерпретации. Никакого открытия в области детского музыкального театра не происходит, но есть прекрасная возможность осуществить первое знакомство с оперным и балетным искусством и полюбоваться дорогими красочными костюмами и декорациями. В огромном зале «Сибирского Колизея» маленькие зрители чувствуют себя неуютно — слишком велик масштаб и объем, очень много людей, безумно далеко до сцены. А в пространстве концертного зала слушать первые в своей жизни оперы, как и смотреть первые балеты, вполне комфортно. Так что детские премьеры в НОВАТе — это хороший вклад в воспитание зрителя.
Детям во все времена были нужны сказки. Но ведь не только они?
Новосибирский зритель всегда рос на сказках. И до сих пор мы видим в репертуарах театров множество сказочных названий. Ту же «Золушку», «Красную шапочку» и «Три поросенка» вы сможете увидеть и в виде оперы, и в виде балета, и на сцене театра кукол, и на площадке драматического театра. Но не сказками едиными жив зритель. Если мы обратим внимание на афишу детского конкурса «Парадиз» и премьеры прошлого сезона в целом, то увидим, что впервые за много лет новосибирские режиссеры обратились к новой детской литературе. Не в сто первый раз переделали , а взяли в работу прозаические тексты, которые до этого вообще не имели сценической истории, зато пользуются огромной популярностью у современных читателей. Это книжные бестселлеры — отечественные и переводные, которые не так давно впервые открыли читающей аудитории российские книжные издательства — «Тоня Глиммердал» , «Омлет с сахаром» Жана-Филиппа Арру-Виньо, «Как курица лапой» , «Калечина-Малечина» . Замечательно, что появилась такая возможность — увидеть любимые книги на сцене. Невозможно бесконечно смотреть одно и то же. Все труднее и труднее современным детям воспринимать и ассоциировать себя с героями литературы, которой более пятидесяти лет. Мы можем сколько угодно любить «Денискины рассказы» Драгунского, но мы должны понимать, что между Дениской и современным мальчишкой огромная разница. На уровне эмоций совпадений остается достаточно, а на уровне реалий, быта, восприятия мира пропасть становится все больше и больше. Как нам, взрослым, хочется видеть на сцене спектакль, через который можно поговорить или узнать многое о себе, так и детям хочется видеть героев, которые живут в знакомом и понятном для них мире. Конечно, когда ребенок маленький, он ходит на все, что ему предложат. Но как только родители перестают водить его за ручку в театр, он выбирает то место, с которым чувствует близость. Если в театре не будет современного героя, который говорит с ним на одном языке и об актуальных для него проблемах и темах, подросток просто развернется и пойдет, скажем, в кино. Или предпочтет не выбираться из гаджетов. Если театр надует щеки и отгородится от выросшего из сказок зрителя, то в дальнейшем он лишится взрослой аудитории. Тонкий и умный зритель не возникает из ниоткуда и не пропадает в никуда. Его нужно в хорошем смысле воспитать, вырастить. Проложить непрерывную дорожку от детского театра к взрослому. Никто не призывает к свержению классики, просто на сцене должен быть разумный баланс. Сцена из спектакля «Шинель». Фото: пресс-служба проекта «Театр для детей»
Вы не первый год работаете в жюри детского конкурса, что вас порадовало в этом сезоне?
Прежде всего, искренность, с которой театры взялись за пополнение репертуара. Желание разговаривать со зрителем на одном языке. Внимание к современной литературе и современному ребенку, ведь именно его чаяния, боли, желания и потребности, и должны указывать театрам путь. Прекрасный пример, работа молодежного театра «Глобус» с подростковой аудиторией. Организаторы сформировали фокус-группу и представили на рассмотрение тинейджерам несколько пьес, написанных современными драматургами для аудитории данного возраста. Героями этих пьес также были их ровесники. Дети читали тексты, обсуждали, говорили, что их волнует в принципе и что привлекает или отталкивает в конкретных текстах. Пьесы, получившие горячий отклик, были приняты к постановке и воплощены в формате эскизов. Позднее некоторые из эскизов переросли в полноформатные спектакли. Самое замечательное в этой истории — то, что зрители сами выбрали заинтересовавший их материал, а театр открыл для себя самого зрителя, понял, как с ним нужно работать.
Еще одна большая радость для меня в минувшем сезоне — спектакль «Шинель» в постановке Анны Бессчастновой в Новосибирском областном театре кукол. Кстати, единственное произведение из программы средней школы, которое попало в театральный репертуар. При этом перед нами отнюдь не спекулятивная работа для классных культпоходов. Очень тонкая, глубокая, атмосферная режиссерская интерпретация знаменитой повести. Этот спектакль равно рассчитан и на детей, и на взрослых — прекрасный текст Гоголя, слаженный актерский ансамбль, призрачный Петербург, коварный и величественный, трагедия маленькой никем не замеченной души в большом мире. Такая реинкарнация «Шинели» на новосибирской сцене дает театру кукол повод реализовать еще одно очень нужное для нынешнего Новосибирска направление — постановка спектаклей по программе средней школы. Если сделать это честно, вдохновенно, талантливо и высоко профессионально, без заигрывания с публикой и выхолащивания смыслов, то, уверена, театр ждет успех. Классическая проза тоже нужна зрителям. Сцена из спектакля «Шинель». Фото: пресс-служба проекта «Театр для детей»
Как вы оцениваете перспективы детского театра в Новосибирске? Куда нужно двигаться?
Мне кажется, пришло время честного разговора и уникальных авторских проектов. Безликие развлекательные спектакли не вызывают уважения и интереса. Мне кажется, нашим государственным театрам нужно действительно вкладываться в формирование репертуара для детей — финансово, художественно, эмоционально. Работать со зрителем младше 16 лет подробно и планомерно. Не гадать на кофейной гуще, а найти способ понять свою аудиторию. Открыть для себя юного зрителя, как бы пафосно это не звучало. Дать ему право выбора и голоса. И не стоит наивно полагать, что выйдя из младшей школы, зритель исчезает до своего совершеннолетия, чтобы вновь «воскреснуть» на спектаклях для взрослых.
Видео дня. Как выглядела в молодости Татьяна Орлова
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео