Сергей Чехов в Московском театре на Таганке сочинил "8" , где соотнес персонажей "Бесов" с грехами и пороками. Это слаженный театральный механизм, в котором с математической расчетливостью вращаются шестеренки, демонстрирующие распад человеческой личности. В спектакле Туфана Имамутдинова "Бал.Бесы" в Казанском ТЮЗе тоже восемь героев и монологов. Только показан распад целого поколения. У художника Анастасии Юдиной – пустое пространство и прозодежда, различающая мужчин и женщин. У Лилии Имамутдиновой – гидравлическая платформа, вращающаяся, кренящаяся, пугающая своими разрушительными смыслами. Сергей Чехов проводит гидролиз метафизики человека.
Туфан Имамутдинов собирает стаю молодых бесов, проводящих в жизнь извращенную правду о целой стране. Он выбрал из романа самые жестокие, хлесткие тексты о России и вместе с хореографом Марселем Нуриевым облек их в концертные номера, пластически роскошные танцы, пародирующие русскую удаль и беззастенчивость. В обоих спектаклях поразительная актерская ансамблевая работа, создающая живые и нечленимые организмы. Сцена из спектакля "8" Московского театра на Таганке. Фото : Марина Воробьева, Людмила Степико Команда спектакля "8" -
Антон Ануров, Артем Болотовский, Картина Варкова,
Галина Володина,
Елизавета Высоцкая,
Марфа Кольцова,
Филипп Котов,
Никита Лучихин – замкнутая на себя система с четко делегированными полномочиями хора и протагониста, это мощная и непрерывная работа интеллекта, черпающая импульсы из боли и травмы. "Бал.Бесы" в составе:
Павел Густов,
Эльмира Рашитова, Ильнур Гарифуллин, Егор Белов, Камиль Гатауллин, Эльвина Булатова, Гузель Валишина, Полина Малых, - полная беспощадных жизненных сил стихия, готовая снести прежний несправедливый мир новыми антигуманными ценностями и идеями. У Туфана Имамутдинова спектакль сочинен с бесстрашными аллюзиями на сегодняшнюю реальность. Его персонажи требуют слова, укладываясь в ряд, будто заложники властной системы. Они забавляются с советским прошлым, которое карикатурно отрицает толерантное настоящее. И в этой лукавости нет определенности, а только постоянные пощечины, игра на нервах и убеждениях. Как на деке, вырванной из тела рояля и подвешенной в качестве иронично-устрашающего символа над сценой. Сцена из спектакля "Идиот" Петербургского Православного театра "Странник". Фото: Марина Воробьева, Людмила Степико