Войти в почту

Премьера для нового поколения любителей оперы

К сожалению, из детского поля зрения вымываются целые пласты классического оперного репертуара в связи с засильем в новых постановках режиссёрских затей, делающих невозможным или почти бессмысленным посещение с детьми опер, которые оказались наполнены новыми смыслами. Но наряду с этим появилась целая культура образовательных детских оперных проектов. Одним из таких "многосерийных проектов" стали постановки группы единомышленников под руководством режиссёра-постановщика Аллы Чепиноги, для которой оперный жанр является хорошо знакомым полем деятельности. В этом важном и интересном деле с ней сотрудничает художник-постановщик Виктория Хархалуп, известная своими работами в театре и в кино, обладатель премии СТД "Гвоздь сезона". Детская опера "День рождения Иа", премьера которой состоялась в стенах Башмет Центра, стала частью этого "оперно-образовательного" цикла наряду с уже поставленной на сцене Мариинского театра "Репкой", получившей специальный приз оперной премии "Онегин" и оперой Д. Кривицкого "Городок Жур-Жур", премьера которой состоится в марте 2020 года. Фото: Александр Россоловский/Бэби-опера Особенностью постановки "Дня рождения Иа" стала её адресность – возраст целевой аудитории практически 1+. Культурный багаж, необходимый зрителю для погружения в оперное искусство в данном случае невелик – достаточно знакомства с персонажами истории про Винни-Пуха и его друзей. И это именно та точка отсчёта, с которой начинается знакомство малышей с жанром оперы. Потому что они видят сцену с настоящим оперным оркестром – пусть сегодня он совсем невелик. Роль оркестра успешно исполняет камерный ансамбль музыкантов StradiВаленки под руководством Александра Барклянского, известный самому широкому кругу зрителей по проекту телеканала Россия-Культура "4х4". Сочетание скрипки, фортепиано, арфы, контрабаса и даже аккордеона придаёт ансамблю далеко не камерное звучание. Фото: Александр Россоловский/Бэби-опера Конечно же, встреча детишек с любимыми персонажами доставляет им удовольствие. Но одновременно с этим авторы ненавязчиво достигают главной задачи – познакомить детей с основными оперными понятиями – увертюрой, арией, дуэтом, трио, романсом. И мудрая Сова как бы между делом, являясь "модератором" сюжета и своего рода посредником между персонажами спектакля и зрителями, объясняет детям основы устройства такого сложного жанра как опера. Кроме того, оперные голоса солистов, тоже своего рода специфическая условность жанра, являются очередным шагом для детей на пути познания оперы. Само действие происходит не на сцене, а на площадке между стульчиками с детишками, которые находятся в самой непосредственной близости от персонажей, а с точки зрения самих детей – так просто внутри процесса. И естественно, их реакция очень искренняя и яркая, поскольку в этом возрасте, более, чем в любой иное время жизни, реальность и воображаемый мир практически не имеют границ между собой. Они наблюдали за героями сказки с огромным интересом и некоторой опаской, а порывистый и необузданный Тигра даже немного испугал одного малыша, который на всякий случай перебрался поближе к маме. Психологически точным решением было закрепление положительного рефлекса раздачей сладкого детям в конце спектакля – ну конечно же, это ведь День рождения, День рождения нашего любимого Иа! Фото: Александр Россоловский/Бэби-опера Родители тоже активно включены в этот интерактив. Во-первых, им не менее интересно наблюдать за реакцией своих детей на театральное действие, чем за самим этим действием. А во-вторых, для них тоже были устроены некоторые маленькие "фишечки" вроде цитаты из Арии Неморино в Романсе Иа. Подобные спектакли дают нам надежду на то, что и в будущем, опера останется живым и очень нужным жанром, а на спектаклях оперных театров, как и сейчас, будут аншлаги.

Премьера для нового поколения любителей оперы
© Ревизор.ru