Еще в 1843 г. на сцене Лондонского Королевского театра впервые появилась постановка под названием «Ундина, или Наяда» балетмейстера Жюля Перро на музыку Цезаря Пуни. В 1851 г. оба создателя балета встретились в Петербурге и с высочайшего разрешения начали переносить свои европейские постановки на императорскую сцену.
Российская премьера «Ундины» состоялась в 1851 г. под названием «Наяда и рыбак». В 1892 г. Мариус Петипа ставит собственную версию этого балета — либретто остается прежним, а танцы становятся другими. В 1903 г. хореография меняется снова: на этот раз ее создает, воспроизводя пантомимы Петипа, его помощник — внук Цезаря Пуни Александр Ширяев.
В 1981 г. балетмейстер и педагог Петр Гусев, видевший постановку Ширяева в 1920-х годах, по памяти воссоздает хореографию этого балета и представляет ее на сцене ленинградского МАЛЕГОТа (ныне Михайловский театр). Из шести картин трехактного балета со множеством пантомимных сцен и сценических эффектов Гусев восстановил лишь танцевальную сюиту с сильно видоизмененным сюжетом.
В Самару этот редкий балет приходит также в виде сюиты, состоящей из четырех картин. Балетмейстер-постановщик Юрий Бурлака создал свою редакцию оригинального либретто Уильяма Грива и Жюля Перро и хореографии Александра Ширяева. Также его авторству принадлежит новая музыкальная драматургия. В этой постановке на сцену впервые начнет возвращаться сценическая машинерия, которой восхищались зрители XIX века.
Художник-постановщик спектакля — Андрей Войтенко; вместе с художником по свету Александром Наумовым они оформляли в САТОБ балеты «Корсар» и «Бахчисарайский фонтан». Художник по костюмам — Татьяна Ногинова, также работавшая над «Бахчисарайским фонтаном». Дирижер-постановщик — Андрей Данилов.
Вторым отделением к «Наяде и рыбаку» будет даваться Grand pas из балета «Пахита».