«Достать ножи» и смеяться сквозь слезы 

«Достать ножи» и смеяться сквозь слезы
Фото: ИА Regnum
Чем отличается хороший детектив от плохого? Во-первых, разумеется, в хорошем детективе читатель или зритель не догадывается с первых десяти минут или страниц, что «убийца — садовник». В идеале личность злодея вообще должна оказаться для него сюрпризом. Во-вторых, персонажей должно быть много, симпатичных и не очень, причем, у большинства должен быть вполне внятный мотив для нехорошего поступка, а у некоторых при этом не иметься алиби.
, вывернув детектив наизнанку, тем не менее, строго следует этим правилам, хотя его фильм только прикидывается детективной историей. Верность принципам жанра отражена даже в слогане: «У каждого свой мотив». В самом деле, мотив есть практически у каждого члена семейки записных паразитов, нет его только у того, кто практически с самого начала даже не объявлен, а показан убийцей. Точнее, мотив-то на самом деле был, да еще какой — вот только бедняжке Марте, весь фильм пытавшейся не попасться, не было о нем известно. Да и что это за убийство такое — по нелепой случайности? Как-то совсем несолидно. И где же, скажите на милость, тайна?
Разумеется, как и полагается в хорошем детективе, те, кто, разочаровавшись, не покинули зал в самом начале, были полостью вознаграждены за терпение в конце. И даже покрыться холодным потом успели, так что и любители триллеров не ушли обиженными.
И все же «Достать ножи» — никакой не детектив, а изящная социальная и политическая сатира эпохи постмодерна, плавно переходящая в притчу. Не понять это можно, только если «не отличаешь нож от муляжа». В «дырке бублика», если продолжить метафору сыщика Бенуа Бланка, оказался не еще один бублик, а сразу несколько вставленных друг в друга.
Первым слоем, конечно, идет тема прогнивших семейных ценностей. Драйсдейлы и Тромби обхаживают богатого и знаменитого главу семейного клана исключительно ради его денег, не стесняясь его обкрадывать, заодно изменяя друг другу, ненавидя друг друга и отчаянно перемывая друг другу кости. Чем моложе члены семейства, тем они неприятнее.
Далее под разоблачительный прожектор попадает , как без нее. Среднее поколение семейства выдает себя за успешных «селфмейдменов», однако, оказывается, что они всей толпой сидели на отцовской шее, либо для раскрутки «своего» бизнеса пользовались капиталом и именем отца. На деле они полные ничтожества, но считают себя солью земли и отчаянно ругают нелегальных мигрантов, а к легальным, именно что «начинающим с нуля» относятся с оскорбительной снисходительностью.
Ну, и мигранты, разумеется. На этой теме фильм окончательно сворачивает в сторону иронической притчи. Выродившиеся, измельчавшие и изолгавшиеся родные дети богатого старика, который в самом деле добился всего собственным трудом, умом и талантом, оказываются лишены наследства и практически выброшены на улицу. Все же, словно в рождественской сказке получает бедная чужестранка с добрым сердцем, физически неспособная лгать и искренне любящая свою маму-нелегалку. Такое вот мрачноватое пророчество для WASPов о не слишком отдаленном будущем…
Для создания контраста режиссер не мажет своих не слишком положительных персонажей черной краской — если подумать, они по большей части вполне заурядные обыватели в глазури снобизма. Зато Харлан Тромби и Марта Кабрера выглядят прямо-таки Санта Клаусом и ангелом с елки. Старый писатель обладает блестящим умом, добротой, чувством юмора и при этом не знает страха даже перед лицом смерти, Марта же скрывает свою «вину», испытывая при этом вполне физические муки, исключительно ради мамы и тоже отважна и предприимчива. Они как два луча света даже не в темном, а грязновато-сером царстве, лишенные энергии обитатели которого не способны даже качественно перессориться, несмотря на антипатию друг к другу и прозрачную аллюзию на Железный трон из «Игры престолов», украшающую дом. Если такие люди и совершают преступление, то в подлом и трусливом стиле, когда же в ярости пытаются схватиться за оружие, выходит конфуз.
Впрочем, старый мир, ведущий начало от первых поселенцев, тоже оказывается нежизнеспособен — старик Тромби погибает, из лучших побуждений перехитрив сам себя. Да и дом его, похожий на замок — вовсе не родовое гнездо, он куплен у какого-то пакистанца точно так же, как те самые поселенцы селились на чужой земле. А будущее принадлежит новым пришлым людям, и латиноамериканка Марта многозначительно пьет кофе на балконе из «фамильной» кружки.
А ведь на самом деле это довольно-таки страшно — то, что болезненному и трагическому цивилизационному перелому подходят в наилегчайшем жанре иронического детектива, расстаются, смеясь, не с какими-то предрассудками, а с целыми поколениями. Словно бы все предрешено и можно только иронизировать над собой и друг другом, над новыми и старыми временами. Старый добрый (или недобрый) Запад, а может быть, и все прежнее человечество, все быстрее уходит под воду, как  на котором продолжает играть оркестр. И американский сыщик с английской безуминкой и французской фамилией уверен, что так ему и надо.
И все же ирония — оружие обоюдоострое, и, наверное, не нужно откровенно пародийное зрелище воспринимать слишком серьезно. Внутри последнего бублика может вполне обнаружиться еще один, а в нем — еще одна дырка. И в конце концов, до развязки нашей истории, в отличие от фильма, далеко, и она может оказаться совершено неожиданной. Как в хорошем детективе.
Видео дня. Что стало с актерами из «Приключений Электроника»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео