Ещё

«Русская тигрица» Ольга Бакланова: оставленная семья и карьера в Голливуде 

«Русская тигрица» Ольга Бакланова: оставленная семья и карьера в Голливуде
Фото: WomanHit.ru
История жизни актрисы, променявшей жизнь в Стране Советов на заокеанскую — и добившейся успеха
Звезда немого кино  — необыкновенно красивая женщина. Огромные глаза, горделивый профиль, точеные черты лица, плюс еще и страсть во взоре — недаром в Голливуде ее прозвали «русской тигрицей». Она стала одной из русских актрис, кто променял жизнь в Стране Советов на заокеанскую. Была бы ее судьба более счастливой, сделай она другой выбор? Можно спорить. Но, вероятно, тогда не сложилась бы столь блистательно карьера другой примы — .
Ольга появилась на свет в счастливой и любящей семье Владимира и Александры Баклановых в столице, в 1896 году. Ее отец был крупным фабрикантом, а мать — известной в прошлом театральной актрисой, которая оставила подмостки ради воспитания шестерых детей. Впрочем, и отец был не чужд творчеству: он играл на скрипке и вполне прилично рисовал. Наша героиня унаследовала таланты обоих родителей: была музыкальна, прекрасно пела и танцевала, а ее актерские способности проявились ярко еще в юном возрасте. Постигая азы классического образования в институте Чернявской, Ольга увлеклась театром. Неудивительно, что, рискнув принять участие в конкурсном отборе во МХАТ, где на три вакансии претендовало четыреста девушек, она прошла его. Наставником молодых актрис был великий .
Почти сразу же Ольге доверили серьезные роли. Так, она сыграла Лауру из «Каменного гостя», Сашу в «Иванове» Чехова, Оливию в «Двенадцатой ночи» Шекспира. Впрочем, и этого ей было мало! Еще будучи студенткой, Ольга вместе с семьей отправлялась на летние каникулы в Крым. Там она познакомилась с гениальным режиссером того времени . (После революции он эмигрировал и основал в Европе собственную кинокомпанию.) Бакланова стала героиней нескольких его немых короткометражек. Как известно, Станиславский не очень жаловал кинематограф и был весьма огорчен, что одна из его любимых студенток снимается без его ведома. Говорят, увидев Ольгу в картине «Великий Магараджа», мэтр полгода не разговаривал с ней. Потом, правда, все-таки сменил гнев на милость. Будущее молодой актрисы представлялось блистательным и безоблачным, но тут грянула революция.
Первый учитель
После Октября состоятельное семейство Баклановых лишилось практически всех средств. Отец Ольги был расстрелян большевиками, а их «укрупнили», поселив в одной из комнат их собственного особняка. Остальные были приватизированы для нужд революционного государства. Молодая актриса прекрасно понимала, что ее карьера напрямую зависит от того, насколько лояльной она окажется по отношению к правящему режиму. Поэтому особо не раздумывала над предложением сняться в пропагандистской картине «Хлеб». Фильм вышел на экраны в 1918 году.
А на следующий год  открыл свою музыкальную студию. Он говорил, что классические пьесы должны быть прочитаны по-­­новому. Но Ольга Бакланова считала, что этот театр Владимир Иванович затеял исключительно ради нее — чтобы она блистала там своими талантами: играла, пела и танцевала. Стареющий мэтр был неравнодушен к красоте Ольги еще со времен МХТ. В театральных кругах поговаривали, что у них страстный роман. Действительно, в музыкальной студии было около восьмидесяти актеров, но все главные роли доставались Баклановой. Она блистала в опереттах «Дочь мадам Анго» и «Перикола», а также в музыкальной драме «Лисистрата» и в опере «Карменсита и солдат». В 1923 году белокурая красавица вышла замуж на преуспевающего адвоката , а вскоре на свет появился их первенец. Сплетники шептались, что настоящим отцом малыша был Немирович-­­Данченко.
Когда в 1926 году, оставив семью и сцену, Ольга стала «невозвращенкой» — осталась в США, он тяжело переживал утрату. Повесил фото Ольги в галерее, чтобы каждый день смотреть на лицо любимой женщины. Этот снимок до сих пор хранится в архиве Музея Художественного театра. Актриса подписала ее так: «Дорогому моему учителю! С большой благодарностью за все мое артистическое сейчас и в будущем. Моему первому и единственному незабываемому учителю низкий поклон. Ольга Бакланова».
Немирович-­­Данченко долго искал ей замену и наконец увидел похожее лицо — это была хористка его театра Любовь Орлова. Правда, чтобы еще больше усилить внешнее сходство с Баклановой, ей пришлось перекраситься из шатенки в блондинку. Уже став признанной кинодивой советского экрана, Любовь Орлова очень не любила, когда ее сравнивали с Баклановой, и запретила употреблять ее имя в своем окружении.
Прощайте, друзья!
Надо сказать, что Ольга Бакланова была обласкана большевистской властью. В 1925 году ей присвоили звание заслуженной артистки республики. Но сказать, что она испытывала почтение и любовь к этой власти, — нет. Ольга не могла простить убийство отца и разорения своей семьи.
В 1925 году труппа Музыкального театра отправилась в зарубежные гастроли. Выступление Баклановой в нью-­­йоркском театре «Джолсон» очаровало не только взыскательную публику, но и профессионалов сцены. Актриса получила приглашение от известного импресарио Мориса Геста на длительные гастроли по США с американской труппой. Событие это вызвало смятение в Музыкальном театре, но Ольга все-таки вернулась в Москву. Правда, очень ненадолго — чтобы собрать вещи, попрощаться с семьей и коллегами.
Для «Музыкальной студии» и сердечного друга Владимира Ивановича ее отъезд стал ударом. Очевидцы вспоминали, как безутешно он рыдал в фойе Художественного театра, опершись на рояль… Неизвестно, из каких соображений Ольга решила написать жене мэтра Екатерине Николаевне. Прощалась с Москвой и умоляла простить ее за все. Та в ответ пожелала ей счастливого пути, но галантно недоумевала, за что же ей нужно прощать актрису. В 1926 году Ольга вернулась в Нью-­­Йорк пароходом из Латвии.
Уезжая, она оставила в Москве семью. Сын умер в юном возрасте. А с мужем, Владимиром Цоппи, Бакланова оформила развод спустя три года. Своих родных она никогда больше не увидела. Первое время она пыталась наладить связь, передавая через посольство США письма и подарки, но они возвращались обратно. Опасаясь преследования, близкие актрисы открестились от родства с ней. Тем более что брат Ольги, Глеб Бакланов, сделал блестящую военную карьеру. Во время Великой Отечественной вой­­ны он дослужился до звания генерал-­­полковника, стал Героем Советского Союза, был одним из участников знаменитой встречи на Эльбе и принимал участие в Параде Победы в 1945 году. Написал две автобиографические книги, но на их страницах не было упоминания о сестре, голливудской актрисе.
Во время вой­­ны сестра его жены Софья Рахманова попала в Нью-­­Йорк в составе правительственной советской делегации. В гостинице ее разыскала Ольга. Красивая, элегантная, с интеллигентными манерами, она произвела большое впечатление на Софью. Та рассказала о причинах, почему семья не хочет идти на контакт: с родственниками «невозвращенцев» в большевистском государстве разговор был коротким.
«Русская тигрица»
Сделав ставку на «фабрику грез», Ольга попала в струю. В то время царствовала мода на все русское, порожденная большим количеством эмигрантов. Рестораны и кабаре, такси и дома моды, дягилевские сезоны, цирковые артисты, русские красавицы…
Актерам-­­эмигрантам немое кино предоставляло максимум возможностей проявить свои таланты. В Берлине блистали и миловидная , в Париже и Таня Федор, в Англии очаровывала публику изящная (Языкова), а Голливуд аплодировал успехам и Ольги Баклановой. С 1927 по 1932 годы наша героиня снялась в восемнадцати американских фильмах. Белокурая, глаза с поволокой, чувственная родинка над верхней губой (позже такую специально рисовала )… Ее прозвали в Голливуде «русской тигрицей» за темпераментность и соблазнительность создаваемых образов.
Настоящий успех пришел к Ольге после картины по роману , где она сыграла герцогиню Джозиану. А после того, как на экраны вышла «Улица греха» Морица Стиллера, студия Paramount Pictures заключила с актрисой контракт на пять лет, начав рекламную кампанию, которая представляла Бакланову как «новую Гарбо». В киноафишах стали указывать только фамилию — Baclanova, без упоминания имени, чего удостаивались лишь настоящие звезды.
Но эра звукового кино стала испытанием для многих актеров, причем не только эмигрантов: не все сумели вписаться в новый формат. И если в «Волке с Уолл-­­стрит» акцент Баклановой публика сочла очаровательным, то потом это серьезно ограничило актрису в выборе ролей: все чаще она играла иностранок и русских. Сказалось на карьере и то, что по самонадеянности Ольга решила разорвать контракт с Paramount Pictures. Она утверждала, что плохое знание английского языка не позволило ей правильно понять содержимое документа, и выиграла дело в Верховном суде Лос-­­Анджелеса.
Тропою Сусанина
В феврале 1929 года Ольга получила развод и вскоре вновь вышла замуж за русского актера, эмигранта Николаса Сусанина. Карьера мужа складывалась гораздо хуже, чем у нее самой. Незначительные эпизодические роли заставляли Николаса испытывать такие непривлекательные чувства, как зависть по отношению к более успешной супруге. Отношения ухудшались, и даже появление на свет сына Николая не спасло брак. Все чаще неудачливый актер по старинной русской привычке притрагивался к рюмке, а потом бил жену.
Неудивительно, что по большей части Ольга проводила время в Нью-­­Йорке, периодически играя в антрепризе. Муж оставался в Лос-­­Анджелесе, что не способствовало укреплению их союза. Окончательно они оформили развод в 1935 году, когда их сыну было лишь четыре года. Позже Николай подарил родителям четырех внуков, они и по сей день проживают в США.
Нуждаясь в деньгах, Бакланова стала выступать в «Русском кабаре» на 67-й улице в Нью-­­Йорке, пела романсы. Среди ее друзей был так называемый «круг Балиева» — актера и режиссера, создавшего на Бродвее свой театр Chauve-­­Souris. Они часто собирались вместе на «чаепития», где на стол ставили исключительно джин и тоник. Так Ольга пристрастилась не только к выпивке, но и к карточной игре и стала постоянной посетительницей казино. Ее любимыми цифрами в рулетке были «три» и «один». Последней удачей в ее кинокарьере стал фильм . Актриса сыграла циркачку Клеопатру, которая пыталась обманным путем завладеть состоянием мужа­­карлика, за что была изуродована «коллегами» по труппе. Картина оказалась настолько провокационной и тяжелой, что в ряде американских штатов ее запретили к показу. Несколько лет она пролежала на полке. Однако потом фильм включили в кинорегистр Библиотеки Конгресса.
Новый всплеск интереса к «русской тигрице» случился в шестидесятых годах, когда «Уродцев» извлекли из небытия. Актриса даже дала несколько интервью.
Вместо эпилога
Последним мужем Баклановой стал , русско-­­еврейский миллионер, владелец нью-­­йоркского театра Fine Arts Theater, коллекционер живописи. В Америку он эмигрировал из Киева, пережив еврейские погромы. Он был моложе нашей героини, и в его лице она нашла обожателя и человека, влюбленного в искусство. Правда, Дейвис был довольно ревнив, хотел, чтобы красавица жена принадлежала ему безраздельно, и был против ее выступлений в театре.
В то время Ольга ездила с гастролями не только по Америке, но и в Лондон. Кроме того, выступала с концертами, записывала пластинки и вела на американском радио еженедельную программу «Континентальное ревю Ольги Баклановой». В 1940 году она сыграла оперную диву мадам Дарушку в спектакле «Клаудия». Он имел на Бродвее такой успех, что его было решено экранизировать. Так что в 1943 году актриса получила последнюю в своей жизни возможность сняться в кино. А свою театральную карьеру она окончательно завершила в 1947 году.
Вместе с мужем Ольга переехала в Париж, а потом в город Веве в Швейцарии. Ее последние годы были достаточно печальны: Дейвис оставил престарелую жену, которая стала впадать в детство. С ней происходили странности. Так, актриса почему-­­то начала бояться дождевых облаков: ей казалось, они упадут ей на голову. В казино вместо фишек ставила свой гребешок. В хлебную корзину клала свою туфельку…
«Гранд-­­Отель», где жила актриса, не хотел больше иметь такую беспокойную постоялицу, и вскоре Бакланову поместили в больницу. Здесь она и скончалась в 1974 году. Похоронили «русскую тигрицу» рядом с могилой племянника Константина Станиславского, под руководством которого она постигала азы актерской профессии.
Видео дня. Зачем гримеры уродовали Евгению Глушенко
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео