Войти в почту

Эпидемия и «Эпидемия»: когда жизнь страшнее кино

Сотрудники спецподразделений охраняют аэропорт, люди в костюмах биологической защиты перевозят больных, бронетехника и дезинфекционный туман на улицах города. Ситуация в Китае, где число погибших от нового типа коронавируса уже исчисляется сотнями, судя по кадрам с мест событий, постепенно начинает походить на сюжет фильма-катастрофы. Отличие лишь в том, что китайская постапокалиптика разворачивается в реальности. Пока журналисты пугают распространением пандемии по всему миру, а ученые спешно ищут противоядие, новую актуальность обрел сериал «Эпидемия» Павла Костомарова. Действие картины, снятой по мотивам романа «Вонгозеро» Яны Вагнер, изначально происходит в Москве. На город обрушивается неизвестный вирус, вводится чрезвычайное положение, начинается мародерство. Симптомы и происхождение болезни непонятны. Заболевшие кашляют кровью, слепнут и в итоге превращаются в зомби. По воле случая группе людей удается бежать из оцепления. Они стремятся попасть на остров, чтобы переждать эпидемию, по пути попадая в неимоверное количество передряг. А когда падает самолет, в кадре появляются говорящие, кажется, на китайском языке люди в спецодежде с оружием… Продолжение, как полагается, — в следующем сезоне. На фоне ситуации в Китае «Эпидемия» может стать приятным способом скрасить выходные, не выходя из дома. То есть, не рискуя здоровьем. Существует ли этот риск на самом деле — другой вопрос. Известный социолог Роберт Мертон когда-то для объяснение некоторым общественным феноменам, предложив концепт под названием «самоисполняющееся пророчество» (self-fulfilling prophecy). Его суть в том, что если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны по своим последствиям. Проще говоря, когда ты начинаешь сильно верить во что-то — это сбывается. Вероятно, каждый испытывал на себе подобную «магию» — следуя за мнением большинства, доверяя слухам или играя в азартные игры. Распространение коронавируса, который уже нарекли буквально чумой ХХI века, — типичный пример ложной проблемы, в которой любые средства массовой коммуникации провоцируют изменение поведения. В этот момент ложное становится истинным, а мы превращаемся в зомби. Так, в недавнем фильме Джима Джармуша «Мертвые не умирают» зомби бродит, уткнувшись в телефон, тем самым диагностируя тот же социальный тренд. В несколько видоизмененной форме о ситуации с коронавирусом говорит и один из героев, пожалуй, лучшего и чуть ли не единственного зомби-хоррора из России — «Z» Василия Сигарева: «Не положено думать!». Отсутствие какой-то вменяемой дискуссии на тему 2019-nCoV только усугубляет проблему. С одной стороны, мы имеем постоянно разнящиеся экспертные оценки, с другой — безжалостно растущую с каждым днем статистику смертей. В этот момент где-то в глубине души начинает рождаться беспокойство, а затем его заливает страх. И когда логические — равно научные аргументы перестают работать, пророчество начинает сбываться. Как бы цинично это ни звучало, но посмотрите на свое отражение в экране смартфона: вы уже неизлечимо больны. Поэтому давайте не будем усугублять наше положение и просто посмотрим неплохой российский сериал. На фоне «чумы».

Эпидемия и «Эпидемия»: когда жизнь страшнее кино
© Вечерняя Москва