Войти в почту

«Вий» пришел в Москву

Первая постановка этого мюзикла прошла в Москве 4 октября прошлого года, и вот сейчас «Вий» снова вернулся на московскую сцену. Не очень известный зал не разочаровал публику, собравшуюся в этот вечер ( на который, кстати, выпало полнолуние) посмотреть на мюзикл, который называют «самым мистическим» на российской сцене. Вовлечение зрителей в атмосферу спектакля начинается еще в фойе, где можно сделать фото с девушками в костюме панночки – главной героини романа, а на стенде с мерчем приобрести не только обычные магниты или футболки, но и загадочный «набор для борьбы с нечистой силой». Внутри коробочки, которая продается закрытой и является подарком-сюрпризом, находятся свечи и мел, а также инструкция по их применению согласно народной традиции. После такого ожидания загрузиться в атмосферу мюзикла гораздо легче. Сам мюзикл по настрою поначалу кажется совсем легким и веселым, далеким своим настроением от романа Гоголя. Но уже через пару-тройку песен понимаешь, что эта постановка, по сути, содержит в себе отсылки ко множеству произведений Гоголя и передает дух его рассказов в целом. Тут и образы Солохи с попом из «Вечером на хуторе близ Диканьки», и другие напоминающие украинские рассказы Гоголя образы. Сама постановка, в отличие от повести, вышла не мрачной и тяжелой, а заставляющей зрителя не раз улыбнуться или даже рассмеяться. Диалоги дьякона с «бурсаками» — учащимися Киевской духовной семинарии, один из которых и будет в итоге должен отпевать умершую панночку, вызывают множество улыбок и восхищения богатой мимикой и выразительностью игры актеров в этих моментах. Словно в самом деле погружаешься в быт и жизнь того не всегда простого, но местами веселого в этих землях времени. И с интересом следишь за историей, даже если не читал повести и не знаешь, что будет дальше. Только к концу первого акта панночка умирает, а с просьбы пана сотника, ее отца, о том, чтобы отпевал девицу Хома Брут, один из троицы тех самых развеселых «бурсаков», которых отчитывал их духовный наставник и преподаватель, начинается вторая часть. Тут-то и ждет зрителя самое интересное. Панночка, как в кино, взмывает вверх и кружит над молящимся студентом-духовником, пытающимся молиться, зажигаются почти настоящие свечи и зал с замиранием следит за развитием этой истории. Для тех, кто хорошо помнит повесть Гоголя, развязка покажется неожиданной. Тут и сам Вий, который оказался паном, отцом девушки, удивит, и то, что несчастный богослов в итоге выжил, а не умер там, в церкви, как это было в повести, и то, что финал постановки на современный манер намекает нам – продолжение возможно. Чтобы не раскрывать до конца сюжет, рассказывать об этом не будем – если вы сами однажды попадете на эту постановку, смотреть будет только интереснее. Но имейте в виду, что если вы ищете дословной постановки произведения на сцене — тут ее не будет, хотя история и рассказана очень близко к тексту. Но свои отличия и режиссерское видение автора спектакля все же есть. И это, пожалуй, делает постановку только интереснее. В конце концов, повесть мы все читали (а кто нет – стоит прочитать), и чем там все закончится – знаем. Но мюзикл это жанр более легкий, чем иные рассказы Гоголя, и превратить «Вий» в легкую и одновременно поучительную музыкальную историю — задача не простая. Коллектив театра с ней справился блестяще, неожиданно под самый конец разухабисто веселой постановки ставя перед зрителем очень серьезные вопросы и заставляя задуматься о вере и ее истинном значении, а также о том, что значит быть по-настоящему верующим. Пожалуй, «Вий» — это мюзикл контрастов. Света и тени, серьезности и философской значимости, мистической тайны и разгульной сельской жизни, слов о вере и небогоугодных деяний…много чего еще. На этих контрастах он и смотрится так ярко, и проносится незаметно – два с лишним часа пролетают сами собой, а под конец хочется спросить – что, уже все? А еще очень хочется вернуться сюда снова и посмотреть это все еще раз. Фото автора

«Вий» пришел в Москву
© CBS MEDIA