Войти в почту

Импринтинг доброты Владимира Сутеева

От мультипликационных фильмов советской эпохи веет особой добротой и теплом. Приходя в магазин за подарком ребёнку, мы ищем взглядом на полках книги Владимира Сутеева — не только писателя, но и художника-мультипликатора, режиссёра, сценариста, легендарного мэтра детской литературы и мультипликации, подарившего нам «Котёнка по имени Гав», «Снеговика-Почтовика», «Кто сказал «Мяу» и множество мультфильмов, на которых выросли поколения советских и российских маленьких читателей и зрителей Каждая книга, картинка, мультфильм Владимира Сутеева – маленький урок добра, в ненавязчивой форме преподанный ребёнку Изучая биографию Владимира Григорьевича, невольно поражаешься: откуда всё это? Его жизнь началась на заре очень непростого ХХ века. И поводов не стать добрым у этого человека было хоть отбавляй. Владимир Сутеев родился в 1903 году в семье феноменального доктора-дерматовенеролога, обладавшего невиданной для врача палитрой талантов. Григорий Осипович писал картины, пел, был дружен с легендарными художниками и даже концертировал в Благородном собрании. Ныне это – Дом Союзов, расположенной на углу Большой Дмитровки и Охотного. Мама Володи Сутеева была страстной ценительницей живописи. Она не только старалась не пропускать ни одной художественной выставки в Москве, куда неизменно направлялась с маленьким сыном, но и позировала для художника и скульптора Степана Эрзи, водившего дружбу с её супругом. Любовь родителей к искусству предопределила творческие наклонности маленького Володи, родившегося амбидекстром (человеком, у которого обе руки являются развитыми в абсолютно равной степени). Эта уникальная способность делала Володю настоящим вундеркиндом. Одной рукой в гимназии он мог писать сочинения, а другой рисовать, что делало его в глазах товарищей по парте абсолютным «небожителем». Грянула революция. Денег в семье, ещё во вчера вполне состоятельной и не нуждающейся в средствах, в одночасье не стало. 14-летний Володя, видя плачевное состояние семейного бюджета, стремился всячески помочь родителям. Рисованием обеспечить потребности семьи было невозможно, хотя он и предлагал свои вариации диаграмм для разного рода дипломов победителей коммунистических соревнований, советских выставок. Их охотно брали! Но платили так мало… Мальчик, имеющий благодаря папе определённые представления о медицине, устроился в красноармейский госпиталь, где день и ночь работал санитаром. Володя подрабатывал инструктором в младших классах средней школы. В те годы были очень популярны карикатуры, обличающие представителей буржуазии и проклятых империалистов и другой «вражеский класс». Первая популярность была приобретена юным Володей Сутеевым в качестве искромётного художника-карикатуриста. Атмосфера постреволюционного времени диктовала необходимость получения реальной профессии «строителя коммунизма». Володя пошёл на инженерно-строительный факультет. Однако рисовать не бросил. Его иллюстрации охотно брали в появившихся советских изданиях. Их названия и сегодня у многих на слуху — «Мурзилка», «Пионерская правда», «Искорка». В возрасте 20 лет Владимир Сутеев становится иллюстратором произведений легендарных советских сказочников — Корнея Чуковского и Самуила Маршака. Разносторонне развитому молодому человеку ничего не стоит осваивать профессию инженера (диплом он, всё же, получил) и развиваться, как художнику. Страсть к рисованию победила в Сутееве опасения по поводу непостоянства дохода у представителей творческой профессии. Эта сентенция роднила капитализм с коммунизмом. Уже в 1925 году он влился в агитационную бригаду товарища Меркулова и его творческого коллектива, приняв участие в создании картины о победе революции в Поднебесной. Революционный мультик назывался «Китай в огне и был сделан с помощью метода альбомной анимации. Попутно Сутеев стал изучать на художественном факультете технику кинематографии. Окончив обучение в 1928 году, Владимир создал первый советский звуковой мультфильм «Улица поперёк». Работал над созданием одного из первых «неполитических» мультяшных персонажей для советской детворы. Им стал Клякса, впоследствии неоднократно становившийся героем не только советских мультфильмов, но и книг Владимира Сутеева, написанных им для детей. Постоянным местом работы художника-мультипликатора становятся «Межрабпомфильм», затем Экспериментальная мастерская при ГУКФ, наконец, «Мосфильм» — советские кинофабрики, где он ярко проявляет себя в качестве мультипликатора и постановщика. До войны появляются такие чёрно-белые мультфильмы Сутеева, как «Отважный моряк» (1936) «Шумное плаванье» (1937) В 1940-м Сутеев рисует свой первый самостоятельный мультипликационный фильм «И мы на Олимпиаду». В 1941-м выходит его «Муха-Цокотуха». Затем Владимира Сутеева призывают в армию. Во время самой страшной в истории человечества войны находится применение таланту мультипликатора. Владимир Григорьевич работает на студии «Воентехфильм», где создаёт учебные материалы, посвящённые ориентированию на местности и методике борьбы с танками немецко-фашистских захватчиков. Кадры из фильмов Сутеева становятся иллюстрациями для материалов, по которым обучали юных курсантов Суворовского. Армейская служба закончится для этого талантливого человека только в 1947 году, когда он демобилизуется, сразу же начав работу над техникой создания цветных мультфильмов и делясь опытом с молодыми студентами. Читатель получает от Владимира Сутеева ничуть не меньше, чем зритель! Иллюстрации этого блестящего художника являются полноценным художественным произведением, которое украшает книги лучших детских авторов из самых разных уголков мира. Помните эту книгу? Нарисованные Сутеевым персонажи книг Джанни Родари по сей день считаются «каноническими». По лекалам Сутеева функционируют фабрики игрушек в России и других странах мира. Уже одними только картинками Владимир Сутеев создал целую систему координат, руководствуясь которой малыши, не умевшие читать, могли проникнуться сюжетом по картинкам. Иллюстрации этого автора были настолько яркими, красочными, информативными, что привлекали внимание детской аудитории задолго до того, как ребята с помощью родителей либо самостоятельно постигали написанное. В возрасте 49-ти лет, в 1952 году, Владимир Георгиевич создаёт полностью свою (и написанную им самим, и самостоятельно иллюстрированную!) книгу. До конца своей жизни в 1993 году этот уникальный художник, режиссёр, писатель, мультипликатор и сценарист был непревзойдённым мастером, подлинным классиком · Детского кинематографа · Детской мультипликации · Детской литературы. И остался таковым сегодня. Мы приникали к экранам, когда там показывали «Котёнка Гав», встречавшегося с добрым щенком «на середине сосиски» или решавшего где лучше всего бояться. А ещё Сутеев — это: «Айболит» «Мойдодыр» «Дядя Стёпа» И все те книги, иллюстрации, мультфильмы, которые каждому советскому ребёнку сделали особый «импринтинг» подлинной доброты. А мы, советские дети, сберегли его для следующих поколений наших детей и внуков. Такая история. Очень добрая, поверьте.

Импринтинг доброты Владимира Сутеева
© Русская Планета