Ещё

«Женитьба Фигаро». Вспоминаем один из лучших спектаклей Театра сатиры 

«Женитьба Фигаро». Вспоминаем один из лучших спектаклей Театра сатиры
Фото: Mos.ru
Комедия положений «Женитьба Фигаро», поставленная в 1969 году, стала едва ли не самым известным советским спектаклем своего времени. Успеху способствовало все: в заглавной роли, костюмы , музыка Моцарта и тот факт, что за французскую комедию взялся худрук популярнейшего Театра сатиры.
Звездная команда
Вечер 4 апреля 1969 года. Зрительный зал Театра сатиры полон: здесь собралось, кажется, полгорода. Постановки театра, находящегося в зените славы, сразу становятся популярными: публика еще не отошла от предыдущей премьеры — «Доходное место» Островского в постановке собрало множество восторженных откликов. От «Женитьбы Фигаро» Плучека ждали того же.
В комедии заняты настоящие звезды — спектакль стал еще и прекрасным поводом увидеть любимых артистов. Заглавная роль досталась Андрею Миронову, фавориту Плучека. К тому времени он уже снялся в фильмах , . Менее чем через месяц после премьеры «Женитьбы Фигаро» в прокат вышла , которая добавила популярности и актеру, и спектаклю. Две новые роли Миронова — контрабандист Козодоев и плутоватый Фигаро, борющийся за справедливость в графском имении, — показали широту спектра его комического таланта.
С кандидатами на роль ревнивого и непостоянного графа Альмавивы с самого начала были проблемы: Плучек просто не мог найти того, кто мог бы так же ярко играть рядом с Мироновым, не уступая ему. В конце концов выбор пал на  — его знали по картинам «Убийство на улице Данте», «Калиф-аист», «Новенькая» и других. Графом на сцене Театра сатиры ему довелось быть недолго. Это была его первая и последняя роль здесь: игра Гафта перестала устраивать Плучека, и артист ушел, не желая спорить. На его место из Театра на Малой Бронной пришел (ныне — художественный руководитель), который поначалу тоже не впечатлил требовательного режиссера, но вскоре справился с этой задачей. Альмавива у Ширвиндта вышел скучающим аристократом, и дуэт Фигаро и Альмавивы получил новое звучание: если раньше это был искрометный поединок, полный соперничества, то теперь это была игра, затеянная графом будто бы от нечего делать.
Роль графини Розины, измученной неверностью мужа, исполнила . Изначально на роль приглашали , но актриса отказалась, отдав предпочтение Театру имени Вл. Маяковского.
На роль служанки Сюзанны, веселой невесты Фигаро и жертвы графской любви, претендовали сразу три актрисы: известные и , а также , только что окончившая Школу-студию МХАТ. В итоге роль доверили дебютантке — рядом с ней, по мнению режиссера, Фигаро-Миронов смотрелся наиболее органично. Марселину, желавшую выйти замуж за главного героя, сыграла , а любвеобильного пажа Керубино, в свою очередь плененного графиней, — .
Через семь лет после премьеры была сделана телевизионная версия постановки. Взялся за нее режиссер Виктор Храмов.
Рококо и наряды Зайцева
Работая над сценографией, художник ориентировался на картины французских живописцев XVIII века. Он воссоздал на сцене убранство комнат аристократов в стиле рококо, актуальном для времен Бомарше. Над декорациями высился огромный, но элегантный букет роз — этой выдумкой художник гордился больше всего.
За костюмы отвечал уже ставший популярным модельер Вячеслав Зайцев. В это время он был лучшим в стране, его знали за рубежом, называли даже Красным Диором, признавая его талант и авторитет. Столичные модницы пытались достать заветный билет на «Фигаро» еще и для того, чтобы посмотреть, что же мастер придумал для постановки. Разочарованы они не были. Для Андрея Миронова, например, было создано три костюма — черный, красный и белый. Каждый обшили маленькими зеркальцами, с помощью которых он пускал в зал солнечных зайчиков. Смотрелось эффектно — это отлично подчеркивало легкий озорной характер его персонажа.
Характерными для эпохи париками, которые подбирались специально для каждого артиста, занималась художница театра Сильва Косырева. Кстати, Фигаро в этом спектакле единственный был без парика — будто он человек не из давнего прошлого, а из более близкого к нашему времени.
Главный спектакль Плучека
Безусловно, один из самых знаменитых спектаклей в истории страны занял особое место и в карьере Валентина Плучека. Ученик , он впервые появился в Театре сатиры в конце 1940-х. Его первым спектаклем здесь стал «Не ваше дело» (1949) по пьесе . Потом он принял участие в работе над постановками «Баня» и «Клоп» Владимира Маяковского. Последний даже показали на театральном фестивале в Париже.
Уже в 1957-м он стал главным режиссером Театра сатиры. Первым спектаклем, который он поставил в новой должности, стал «А был ли Иван Иванович?» по пьесе Назыма Хикмета с  в главной роли. Подступы к театру пришлось охранять конной милиции — так много было желающих попасть на спектакль. С таким же успехом прошел и «Дамоклов меч», но его по приказу министра культуры сняли с репертуара.
Во главе Театра сатиры Валентин Николаевич стоял более 40 лет. Почти половину этого срока — 18 лет — шла «Женитьба Фигаро». Многолетняя история спектакля оборвалась на гастролях в Риге в 1987-м: прямо во время монолога Андрей Миронов потерял сознание. Его тут же увезли в больницу. Врачи два дня боролись за его жизнь, но безрезультатно. Вводить нового Фигаро Плучек не стал — второго Миронова не было. Так спектакль прекратил свое существование.
95 лет с улыбкой. Как появился и чем живет сегодня Театр сатиры
Пьеса Бомарше
Пьеса «Безумный день, или Женитьба Фигаро» вышла в 1784 году. Драматург Пьер Огюстен Карон де Бомарше был очень горд своей комедией и с удовольствием читал ее в салонах. Слушателям история о приключениях находчивого остроумного пройдохи тоже понравилась, к тому же они уже были с ним знакомы по предыдущей пьесе «Севильский цирюльник». Из нее в продолжение перекочевали и графиня Розина, и граф Альмавива, утративший былую сердечность и ставший тираном, и доктор Бартоло, оказавшийся вдруг отцом Фигаро.
Образ Фигаро, кстати, пришел из итальянской комедии дель арте — в площадных постановках фигурировал персонаж-маска Бригелла, ловкач, трюкач и любимец публики. А имя своего персонажа Бомарше придумал сам, и в нем тоже зашифровано сообщение о характере персонажа: Фигаро созвучно испанскому слову «пикаро», что значит «хитрый, плутоватый». Впрочем, некоторые исследователи считают по-другому. Возможно, в имени своего любимца Пьер Огюстен Карон де Бомарше выразил свое отношение: имя Фигаро также созвучно французскому Fils-Caron, то есть «Карон-сын».
Король Людовик XVI, усмотревший в пьесе глумление над властью, воспротивился постановке. Творчество Бомарше он любил, но прочитав «Женитьбу Фигаро», решил, что автор начал играть с огнем. А тот, желая загладить острые углы, перенес действие в Испанию, но это не помогло: французские реалии все равно угадывались, и король запретил пьесу.
Однако победа была за Бомарше: подданные Людовика выразили недовольство запретом, и монарху пришлось уступить им. А чуть позже о пьесе узнал , который решил поставить по ней оперу.
Видео дня. Кем стала дочь Евгения Евстигнеева
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео