Спектакль-триумф. История «Адриенны Лекуврер» Александра Таирова

Спектаклем «Адриенна Лекуврер» о французской актрисе и подруге Вольтера ознаменовался новый период Камерного театра. Он стал первой премьерой после возвращения труппы в старинный особняк на Тверском бульваре. Спустя 30 лет этой же постановкой театр завершит свою историю.
Спектакль-триумф. История «Адриенны Лекуврер» Александра Таирова
Фото: Mos.ruMos.ru
Смоленский спектакль
1918 год, лето, Смоленск. На гастроли из Москвы приезжает труппа молодого Камерного театра во главе с режиссером Александром Таировым. Привезли несколько постановок — «Саломею», «Голубой ковер», «Ящик с игрушками» и «Короля Арлекина». Гастроли планировались долгие — с середины июня до конца июля, и Таиров вскоре понял, что четырьмя спектаклями не обойтись.
Афишу разбавили еще несколькими названиями. Наряду с «Павлом I» , «Профессором Сторицыным» , «Тривиальной комедией» и другими появилась пьеса и «Адриенна Лекуврер». Она была основана на реальных событиях, рассказывала историю известной французской актрисы, которая стала жертвой зависти и ревности. Многие критики называли «Адриенну Лекуврер» лучшей премьерой сезона, хотя постановка была сделана буквально на ходу.
Костюмы для артистов взяли напрокат в местном театре, а декорации-ширмы, обозначающие роскошные французские интерьеры, из подручных материалов создал художник . На главную роль Таиров назначил любимицу публики (и свою супругу) . Для красавицы Коонен, эксцентричной и на сцене, и в частной жизни, эта роль стала одной из самых важных.
К 1918 году Александр Таиров (1885–1950) был уже известной фигурой отечественного театра. Дебютировал на сцене Драматического товарищества под руководством Александры Лепковской в Бердичеве в 1904 году, сыграв Петю Трофимова в «Вишневом саде». В Москву переехал в 1913-м, присоединившись к Свободному театру . В 1914 году открыл свой Камерный театр.
Подход Таирова был авангардным для его времени: он требовал от актеров, помимо собственно игры, умения петь, танцевать, совершать акробатические трюки и заниматься пантомимой. Сегодня имя Таирова стоит в одном ряду с именами , и .
30-летняя постановка
После возвращения с гастролей Александр Таиров много думал о судьбе этого спектакля. В конце концов он решил взяться за него основательно — где-то доработать, где-то изменить. К уже действующему составу добавил и других актеров. Но то, что Адриенну будет продолжать играть Коонен, даже не обсуждалось. Актриса сроднилась со своей героиней, отождествляла себя с ней.
«Понимаю, что я не способна отворачиваться от жизни с гульбой и “земными” радостями. И поэтому вечно буду за все платить. И страдать много. Я — не Ермолова, не Рашель. Я, пожалуй, — современная Адриенна Лекуврер. Я слишком женщина для жизни. Искусство этого не терпит», — писала она в дневнике 4 января 1924 года.
Революционный дух и народные мотивы. Рассматриваем платье легендарной актрисы Алисы Коонен
В Москве премьеру отыграли 25 ноября 1919-го — в только что отремонтированном особняке на Тверском бульваре (сегодня в нем располагается Московский драматический театр имени А.С. Пушкина). С этим зданием была связана отдельная история. В 1914 году в поисках помещения для своего театра Таиров остановился на доме, принадлежащем трем братьям Паршиным — студентам . К дому пристроили небольшой зрительный зал и сцену. Но доходы театр приносил скромные, и перед самой революцией 1917 года Паршины выгнали арендаторов. Временное помещение нашлось на Большой Никитской улице, но репетировать в нем можно было только по вечерам. Там артисты выпустили спектакль «Саломея», который пришелся по душе (первый нарком просвещения РСФСР). Он помог Таирову вернуть особняк на Тверском. В здании начали ремонт, труппа старалась много времени проводить на гастролях — в провинции площадки для работы были обеспечены.
Триумфальной «Адриенной Лекуврер» театр по-настоящему отпраздновал возвращение домой. Спектакль играли 30 лет, а потом, в 1949-м, именно его последним показали перед закрытием Камерного театра. В 1950 году он превратился в Театр имени Пушкина под руководством народного артиста СССР . Эпоха Таирова закончилась и фигурально, и буквально — он ушел из жизни в том же 1950 году.
Старинный особняк и его тайны. История Театра имени Пушкина
Новый период в творчестве Таирова
Если говорить о пьесе «Адриенна Лекуврер», то здесь Александра Таирова прежде всего волновало противостояние безусловного таланта и бесталанного общества — по большей части завистливого. Он хотел рассмотреть эту ситуацию в мельчайших деталях. Мало было показать просто одаренную женщину, нужно было отразить и ее одиночество, отягощенное любовью и страстью.
Вообще Таиров всегда был доволен работой Коонен, то и дело балуя ее главными ролями. Ему нравилось, с какой легкостью она пробует новые амплуа, экспериментирует, чего нельзя было сказать о некоторых ее коллегах в труппе. Таиров называл их нерешительными, часто просил следовать примеру Алисы Коонен. Он считал, что актерское ремесло держится во многом на том, как человек умеет забыть прошлый опыт, целиком погружаясь в новый.
С этим спектаклем связывают наступление нового периода в творчестве Таирова, когда он озаботился поиском на сцене правды жизни, реально существующих характеров и подлинных историй. Первым в СССР он поставил «Оперу нищих» по «Трехгрошовой опере» . Немецкий создатель дидактического театра, к слову, остался очень доволен спектаклем.
Таиров говорил, что его постановки не для всех, а для собственной аудитории, которая его понимает, поэтому и свой театр назвал Камерным. Именно качество, а не количество было важно для него даже в тех непростых обстоятельствах, царивших в стране в начале ХХ века.
Отравленная актриса
«Адриенна Лекуврер» (1849) — первая из трех пьес, совместно написанных французскими драматургами Эженом Скрибом и Эрнестом Легуве. В основе — история знаменитой актрисы XVIII века, игравшей в престижном театре «Комеди Франсез». Ее любили за реалистичную игру и редкую красоту, лучшие роли режиссеры неизменно отдавали ей. Для нее были открыты двери всех литературных салонов Парижа. Со временем она создала и свой, его посещали высокопоставленные гости вроде маршала Ришелье, маркизы де Ламбер и Вольтера. Последний был ее любовником.
Но любовью всей своей жизни она называла графа Морица Саксонского, который сполна отвечал ей взаимностью. У них родилась дочь — третий ребенок актрисы. Жизнь Адриенны оборвалась в 1730 году, когда ей было всего 37. Ее отравила 23-летняя герцогиня Бульонская, воздыхательница графа, которая не смогла справиться с ревностью.
Трагическая история вдохновила не только Скриба и Легуве. Вольтер написал в честь погибшей актрисы оду «На смерть мадмуазель Лекуврер», итальянский композитор — оперу, а режиссер Марсель Л’Эрбье в 1938-м снял фильм. Кстати, первая картина об Адриенне была создана в 1913 году, главную роль сыграла . Лента до наших дней не сохранилась.
18+