Войти в почту

Драматург Всеволод Вишневский не раз бывал на даче своего тёзки Мейерхольда в Горенках

Его можно было бы за энергию, ему присущую, назвать «человек-ракета». Бывая на даче, где всё располагало к творческим разговорам, Всеволод Вишневский рьяно осматривал участок и, видя хоть какие-то неполадки, «повелевал» сам себе: «расчистить», «засадить», «прополоть». И сам брался за «оружие» — лопату, грабли, тяпку. Эта энергетика, пожалуй, проявилась в пьесах, «обэкраненных» в советское время и повлиявших на несколько поколений советских пионеров, — «Мы из Кронштадта» (1936), по популярности сопоставимой в те годы с фильмом «Чапаев», и «Оптимистическая трагедия». В последней экранизации главную роль сыграла великолепная Маргарита Володина — актриса, ставшая легендарной после фильма «Каждый вечер в одиннадцать», где её партнёром был Михаил Ножкин. Как-то Вишневский пошутил: стану знаменитым, легко будут запоминать школьники-студенты, потому что родился, как Бальзак, — удобно для них!.. Да. Бальзак родился в 1800, а Вишневский ровно через век — в 1900-м. Но мог ли он, да и кто другой, представить себе, что с великим французом их объединит почти точный жизненный график. Бальзак прожил 50 лет, Вишневский пережил его всего лишь на год… Всеволод Витальевич родился 8 [21] декабря 1900 года в Санкт-Петербурге в семье потомственных дворян, что не помешало ему впоследствии стать лауреатом Сталинской премии. Отец его, Виталий Петрович, был частным землемером. Мать звали Анна Александровна, в девичестве Головачевская. Всеволод окончил 1-ю Санкт-Петербургскую гимназию. Во время Первой мировой войны сбежал на фронт, был награждён Георгиевским крестом и двумя медалями. Надо полагать, не за красивые глаза. В 17 лет Вишневский оказался в эпицентре вооружённого восстания в Петрограде — для того, чтобы был повод подумать, насколько человек может соотнести свой возраст с грандиозностью событий, насколько сознателен его выбор и как этот исторический ураган скажется на его дальнейшей жизни. Как сообщают официальные источники, будущий драматург «воевал на фронтах гражданской войны». Был бойцом 1-го морского берегового отряда, в 1918-м — начале 1919 года — пулемётчиком корабля Волжской военной флотилии «Ваня-коммунист». В начале 1920 года он пулемётчик бронепоездов «Грозный» и «Коммунар» № 56 , входящего в состав Первой Конной армии. Затем перешёл он на менее «кровопролитную» работу — политработником на Черноморском и Балтийском флотах. Работал редактором журнала «Краснофлотец». С того же 1920 года он, нашедши выход в творчестве, начал активно публиковаться. Успешно. Власти нравилось. Но понимал, что до Михаила Булгакова ему ох как далеко, и потому прослыл его открытым противником. Булгаков в долгу не остался. В романе «Мастер и Маргарита» Вишневский — персонаж Мстислав Лаврович. В войнах — советско-финляндской 1939-1940 годов и Великой Отечественной — Вишневский работал корреспондентом газеты «Правда». Он был по-настоящему творческим человеком, не простым конъюнктурщиком. Иначе его произведения не жили бы десятилетиями. В годы Великой Отечественной войны Вишневский возглавлял оперативную группу писателей при политуправлении Балтфлота. По заданию последнего он вместе с А.А. Кроном и В.Б. Азаровым написал героическую комедию «Раскинулось море широко…», поставленную Ленинградским театром музыкальной комедии в 1942 году. Через год в Барнауле её воплотил на сцене Камерного театра А.Я. Таиров. Музыку к спектаклю написал Г.В. Свиридов, именем которого, кстати, названа музыкальная школа в нашей Балашихе. Страстный был человек! И с тягой к справедливости. Порой ради неё, справедливости, рисковал и карьерой. Например, будучи редактором столичного журнала «Знамя», допустил к публикации очень даже насыщенную неоднозначной правдой повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», изначально представленную под названием «Сталинград», и даже включил Некрасова в список на Сталинскую премию. Именно при нём в журнале «Знамя» был напечатан ряд стихов Анны Ахматовой, что послужило поводом для травли поэтессы. В те годы власть очень ценила, хоть и по-своему, значение литературы. А потому и передряги были серьёзные. В результате интриг Вишневский поста редактора лишился. В последней своей пьесе «Незабываемый 1919-й» (1949) Вишневский вернулся к излюбленной теме Гражданской войны, обороны Петрограда. Приуроченная к 70-летию И.В. Сталина и одобренная им пьеса, вопреки мнению самого автора, не стала достойным завершением его творческого пути, хотя и имела большой успех (была поставлена почти во всех драматических театрах страны, а в 1952-м вышел на экраны одноименный фильм). Но дело в том, что у Сталина был вкус, знания и политическое чутьё. Не зря же он, по свидетельству современников (например, авиаконструктора Туполева), прочитывал по 500 страниц в день. Да всё с пометками… Умер Всеволод Вишневский 28 февраля 1951 года. Детей после себя не оставил, только пьесы. Но есть улицы его имени в Москве, в Питере и в Кронштадте. Есть (или уже были?) два морских тральщика «Всеволод Вишневский» на Черноморском (1952—1975) и Северном (1976—1993) флотах. Похоронен этот бодрый, очень активный человек в Москве, на Новодевичьем кладбище. Святослав Коновалов

Драматург Всеволод Вишневский не раз бывал на даче своего тёзки Мейерхольда в Горенках
© Большая Балашиха