В Москве открылась выставка к 150-летию со дня рождения Александра Бенуа 

В Москве открылась выставка к 150-летию со дня рождения Александра Бенуа
Фото: Управа Таганского района города Москвы
МОСКВА, 1 августа. /ТАСС/. Выставка живописи и графики Александра Бенуа «Радостный труженик», приуроченная к 150-летию со дня рождения художника, торжественно открылась в субботу в Доме русского зарубежья им. Солженицына в Москве, передает корреспондент ТАСС. Для посетителей она будет доступна со 2 августа по 27 сентября.
"Сегодня действительно прекрасный день, символический, потому что это такой знак уважения великому человеку — Александру Николаевичу Бенуа, который был своеобразным, с моей точки зрения, . Он занимался всем, это была полифоническая личность", — отметил на церемонии открытия глава .
Выставка охватывает все стороны творчества Бенуа — зритель увидит в экспонатах и живописца, и теоретика искусства, и книжного иллюстратора, и театрального декоратора. Этот проект — продолжение цикла выставок, организованных на базе коллекции галереи «КабинетЪ», — «Два брата Бенуа» и «Чудотворения» (ЦДХ, 2016 год). Помимо живописи и графики в экспозицию вошли оригинальные фотографии и личная переписка с родственниками и друзьями из собраний Дома русского зарубежья, искусствоведа Константина Журомского, выступающего куратором выставки, главы Роспечати Михаила Сеславинского, Аллы и Евгения Лансере, галереи «КабинетЪ» и частных коллекционеров.
"Вы знаете, Бенуа прекрасен во всем — когда пишет пейзажи, когда пишет такие знаковые, культовые места Петербурга, и когда пишет уголки какие-то совершенно провинциальных местечек во Франции, Италии, когда он занимается книжной графикой. Мастер чувствуется во всем", — сказал Сеславинский.
Символ эпохи
Руководитель столичного департамента культуры считает, что Бенуа стал настоящим символом эпохи. «Александр Николаевич это человек, который при жизни стал символом эпохи, который очень рано вступил в художественный процесс, и потом на протяжении десятилетий, в том числе за рубежом, являлся важнейшей фигурой для всей русской культуры», — сказал он.
Кибовский добавил, что Бенуа создал «свой собственный неподражаемый стиль, который сразу виден, понятен». «Почему он так был популярен у коллекционеров? Потому что это оригинальный художественный язык, ни на что не похожий, никому не подражающий», — сказал руководитель департамента.
В раздел, посвященный пейзажу, — излюбленному жанру Бенуа — вошли работы с видами Версаля и множества других мест, в которых жил и по которым путешествовал художник. Среди работ — впервые представленный «Альпийский пейзаж в окрестностях Люцерны» (1936) из собрания Дома русского зарубежья. Работы в жанре книжной иллюстрации представлены книгами, оформленными Бенуа. Это один из первых экземпляров «Азбуки в картинках», уникальные коллекционные издания «Медного всадника» и «Пиковой дамы» Пушкина и различные журналы с репродукциями акварельных работ. На выставке экспонируется большая подборка журналов с иллюстрациями художника — «Золотое руно», «Русский балет Монте-Карло» (за разные годы) и оригинальные театральные программы балета и драматических спектаклей ("Шопениана").
Особый раздел выставки — театральный, воссозданный по работам эмиграционного периода жизни художника. Здесь представлены многочисленные эскизы костюмов и декораций к театральным постановкам , эскизы костюмов и декораций к балету ("Русские сезоны") и к балетам , «Свадьба Амура и Психеи» из частных коллекций.
Среди экспонатов выставки — платье, сшитое в 1974 году в Швейцарии из ткани, выполненной по эскизам Бенуа, в котором была на приеме после вручения Нобелевской премии . В «семейный» раздел выставки вошли неизвестные портреты Бенуа и эскизы к ним, а также известный портрет и письма Бенуа, фотографии и редкие книги из личной библиотеки художника.
О художнике
(1870-1960) — сын архитектора . Учился живописи в Императорской академии художеств, а также самостоятельно — под руководством брата Альберта Бенуа. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. С этого же года начал писать критические и искусствоведческие статьи. Был теоретиком и историком русской и западноевропейской живописи, автором фундаментальных исследований и популяризатором русского искусства. Участвовал в организации выставок и составлении каталогов и описаний частных и государственных коллекций.
В 1898 году выступил одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства» и одноименного журнала. Работал в жанре книжной иллюстрации. Был театральным художником и режиссером собственных постановок. В 1907 году вместе с Дягилевым организовал «Русские сезоны» в Париже. В 1909-1913 годах возглавлял постановочную часть антрепризы Дягилева. В 1913-1915 годах был содиректором МХТ. Также сотрудничал с Мариинским театром, БДТ и другими.
С 1907 года возглавил Комиссию по изучению и описанию Старого Петербурга. В 1918 году — Картинную галерею . В 1926 году эмигрировал во Францию. Сотрудничал с театрами Парижа, Рима, Милана, Лондона, Буэнос-Айреса и Сиднея. Умер в 1960 году в Париже.
Видео дня. Как сложилась судьба Панаса Петровича
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео